ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Правовое положение акционерных обществ.

По своей правовой природе акционерное общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии со статьей 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) акционерные общества являются одной из форм хозяйственных обществ.

Порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также защита прав и интересов акционеров определяется ГК РФ, а также Федеральным законом от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон об акционерных обществах).

Указанный закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено Законом об акционерных обществах и иными федеральными законами.

Статьей 1 Закона об акционерных обществах установлено, что особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.

Такими законами являются:

Федеральный закон от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

Федеральный закон от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности».

Федеральным законом от 19 июля 1998 года №115-ФЗ «Об особенностях правового положения обществ работников (народных предприятий)» предусмотрено специальное регулирование порядка создания и деятельности таких обществ, включая определение прав и обязанностей его участников, формирование органов управления и контроля за деятельностью этих обществ, установление порядка принятия решений общим собранием акционеров и прочее. Указанный закон является специальным и имеет преимущество в регулировании содержащихся в нем вопросов. Закон об акционерных обществах применяется к таким обществам в части, не урегулированной специальными законодательными нормами.

Кроме того, пункт 5 статьи 1 Закона об акционерных обществах установил, что особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), определяются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.

Согласно статье 96 ГК РФ акционерным обществом признается - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

В данном определении содержатся основные признаки акционерных обществ:

- уставный капитал общества разделен на акции.

Акция - ценная бумага, удостоверяющая с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при ее предъявлении. Выпускать акции могут только акционерные общества. Иные хозяйственные общества и товарищества таким правом не обладают.

- акционеры несут риск убытков в пределах стоимости акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Представляется, что указанная ответственность участников общества может наступить только в случае недостаточности имущества акционерного общества для погашения долга перед кредитором;

- акционеры не отвечают по обязательствам общества. Статья 2 Закона об акционерных обществах уточняет, что участники общества имеют обязательственные права по отношению к обществу.

В тоже время акционерное общество не отвечает по обязательствам участников общества;

- акционерное общество является коммерческой организацией, то есть основной целью создания и деятельности общества является извлечение прибыли. Полученная обществом прибыль распределяется среди акционеров.

«Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу».

(пункт 1 статьи 2 Закона об акционерных обществах).

Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица. В соответствии со статьей 98 ГК РФ акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Акционеры вправе свободно, по своему усмотрению, распоряжаться принадлежащими им акциями, в том числе, отчуждать их без согласия других акционеров и общества.

Акционерное общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Общество обладает общей правоспособностью.

Пункт 3 статьи 2 Закона об акционерных обществах вводит ограничение на совершение сделок обществом:

«До оплаты 50 процентов акций общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества».

Как видно, до оплаты 50 процентов акций общество не вправе осуществлять действия, направленные на извлечение прибыли.

Отдельными видами деятельности акционерное общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, установлен статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Следует отметить, что действие указанного закона не распространяется на следующие виды деятельности:

деятельность кредитных организаций (в том числе банков);

деятельность, связанная с защитой государственной тайны;

деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

деятельность в области связи;

биржевая деятельность;

деятельность в области таможенного дела;

нотариальная деятельность;

страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами;

деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

осуществление внешнеэкономических операций;

осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;

приобретение оружия и патронов к нему;

использование результатов интеллектуальной деятельности;

использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);

использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;

образовательная деятельность.

Порядок лицензирования названных видов деятельности регулируется отраслевыми федеральными законами.

Если условиями предоставления лицензии на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия лицензии не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных лицензией и им сопутствующих. В данном случае можно говорить о специальной правоспособности акционерного общества.

Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Лицензирование».

Согласно статье 4 Закона об акционерных обществах общество обязано иметь полное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «закрытое акционерное общество» или «открытое акционерное общество» либо аббревиатуру «ЗАО» или «ОАО».

Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование общества на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (например, LTD, Company).

Местом нахождения общества является место его государственной регистрации. Согласно статье 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Акционерное общество для осуществления деятельности вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами, так как подавляющее число расчетов проводится в безналичной форме.

Согласно статье 4 Закона об акционерных обществах общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения (юридический адрес).

Обратите внимание, понятие «юридический адрес» не предусмотрено законодательством, поэтому правильнее будет указать «адрес, указанный в учредительных документах».

Примечание.

О категориях «место нахождения», «юридический адрес», «почтовый адрес».

«Место нахождения».

Пунктом 2 статьи 54 ГК РФ установлено, что место нахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Ранее действовавшая редакция ГК РФ допускала иное установление места нахождения в соответствии с учредительными документами юридического лица.

Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (подпункт «в» пункта 1 статьи 5) определяет место нахождение как адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) (по смыслу статьи 11) – место нахождения - понятие, употребляемое применительно к обособленному подразделению российской организации, как место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Из положений арбитражного и гражданского процессуального законодательства о подсудности по выбору истца, напрашивается вывод о том, что в гражданско-правовых отношениях «место нахождения» юридического лица может определяться по признакам «место нахождения имущества» или «место осуществления деятельности». Например, иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (пункт 2 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из вышеизложенного видно, что место нахождения юридического лица и место осуществления деятельности может не совпадать.

Юридические лица, сведения о месте нахождения которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть отражены в его учредительных документах, при изменении своего места нахождения представляют в регистрирующий орган по прежнему месту нахождения Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме №Р13001.

В соответствии со статья 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

«Юридический адрес».

Необходимо отметить, что действующее законодательство понятий «юридический адрес» и «почтовый адрес» не предусматривает. На практике, как правило, под юридическим адресом понимается - место нахождения, а под почтовым – тот адрес, куда следует направлять почту.

ГК РФ, определяя правовое положение юридических лиц, не использует собственно термин «юридический адрес», а говорит лишь о «месте нахождения юридического лица», как о месте государственной регистрации (часть 2 статьи 54 ГК РФ).

Федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (подпункт «в» пункта 1 статьи 5) «адрес юридического лица» - определяет место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иного органа, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом, то есть указанный закон определяет данные понятия как синонимы. Таким образом, указанный закон исходит из того, что у юридического лица может быть только один адрес - юридический.

На практике иногда не совпадают юридический и фактический адреса юридического лица, то есть место нахождения юридического лица не совпадает с местом его государственной регистрации (юридическим адресом).

При этом возможно указание почтового адреса отличного от юридического.

Статья 83 НК РФ предусматривает обязанность организации по постановке на учет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Если организация ведет деятельность вне места своей государственной регистрации («юридического адреса»), то такая деятельность приводит к образованию обособленного подразделения. Не позднее одного месяца после создания обособленного подразделения в налоговый орган должно быть подано заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения (пункт 4 статьи 83 НК РФ).

В случае ведения деятельности не по юридическому адресу юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы и указать фактический адрес (Письмо Минфина Российской Федерации «О регистрации обособленного подразделения» от 5 августа 2005 года №03-02-07/1-212).

«Юридический адрес», «место нахождение» – как категории, используемые в процессе регистрации юридических лиц, становятся конкретными и определенными после ознакомления с текстами специальных, утвержденных Правительством Российской Федерации, форм заявлений о регистрации или уведомлений об изменении сведений о юридических лицах. Кроме того, Правительство Российской Федерации, ФНС Российской Федерации, иные федеральные органы государственной власти подробно разъясняют порядок заполнения документов необходимых при государственной регистрации юридических лиц.

Фактический адрес общества на печатях не указывается. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.

Общество вправе зарегистрировать собственный товарный знак. Порядок регистрации установлен Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 года №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. После регистрации общество приобретает исключительные права на зарегистрированный знак.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено два типа акционерных обществ: открытое и закрытое.

«Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом».

(пункт 1 статьи 97 ГК РФ).

Открытое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых Законом об акционерных обществах и иными правовыми актами.

Открытое общество вправе проводить и закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или правовыми актами Российской Федерации.

Число акционеров открытого общества не ограничено.

В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.

Пункт 4 статьи 7 Закона об акционерных обществах вводит ограничение: акционерные общества, учредителями которых выступают Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Обязанность публичной отчетности открытого акционерного общества обусловлена широким кругом акционеров, которые вправе обладать информацией о деятельности общества.

«Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом».

(пункт 2 статьи 97 ГК РФ).

Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Создание закрытого акционерного общества обусловлено, прежде всего, желанием учредителей не допустить сторонних субъектов в общество. Максимальное количество акционеров общества изначально ограничивается.

Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Из этого правила есть ряд исключений.

Пункт 4 статьи 94 Закона об акционерных обществах установил, что данное правило применяется только для обществ созданных после вступления указанного Закона в силу, то есть после 1 января 1996 года.

Положения об ограничении предельной численности акционеров не применяются к закрытым акционерным обществам, созданным в результате преобразования обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью с числом участников более 50 в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 59 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об обществах с ограниченной ответственностью) (Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 5 мая 2000 года №100-Т «О порядке применения пункта 4 статьи 94 Федерального закона «Об акционерных обществах» и пункта 3 статьи 59 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Кроме того, число акционеров народного предприятия не должно превышать пять тысяч (пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 19 июля 1998 года №115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»).

В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, закрытое акционерное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

Следует отметить, что в данном случае преобразование не является сменой организационно правовой формы общества. Речь идет лишь о преобразовании (из закрытого общества в открытое) в рамках одной организационно правовой формы - акционерного общества.

В закрытом акционерном обществе в отличие от открытого действует преимущественное право приобретения акций акционерами общества. Преимущественное право покупки направлено на ограничение круга акционеров.

В случаях, предусмотренных Законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество вправе иметь филиалы и представительства, как в Российской Федерации, так и за границей. В последнем случае деятельность филиала или представительства попадает под юрисдикцию того государства, в котором они расположены. В своей деятельности зарубежные филиалы и представительства руководствуются Российским законодательством и законодательством страны нахождения.

В соответствии со статьей 5 Закона об акционерных обществах:

«Филиалом общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его функции, в том числе функции представительства, или их часть.

Представительством общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества, представляющее интересы общества и осуществляющее их защиту».

Филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами. Вследствие этого вся деятельность филиала и представительства осуществляется от имени общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет общество.

Филиалы и представительства наделяются имуществом, которое учитывается как на отдельных балансах, так и на балансе общества.

Как видно из определений, филиалы и представительства обладают разным объемом полномочий.

Филиал общества выполняет все функции общества, в том числе осуществляет хозяйственную деятельность.

Представительство осуществляет лишь одну функцию - представляет интересы общества. Представительство не выполняет производственной функции.

В соответствии со статьей 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В уставе общества должны содержаться сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества, связанных с изменением сведений о его филиалах и представительствах, представляются органу государственной регистрации юридических лиц в уведомительном порядке.

Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Таким образом, закреплен момент юридического создания филиала и представительства - момент уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц о внесении изменений в устав общества.

Филиалы и представительства действуют на основании положения, утвержденного акционерным обществом. В положении оговариваются функции и полномочия филиала и представительства.

Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются обществом и действуют на основании доверенности, выданной обществом. Порядок выдачи доверенности руководителю установлен статьями 182-189 ГК РФ.

Доверенность от имени общества выдается за подписью его руководителя с приложением печати. В случае, если она уполномочивает правами на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей, то доверенность должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Срок доверенности не может превышать трех лет.

Помимо филиалов и представительств акционерные общества вправе иметь дочерние и зависимые общества.

Акционерное общество вправе иметь дочерние и зависимые общества, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Дочерние и зависимые общества обладают правами юридического лица.

«Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом».

(пункт 2 статьи 6 Закона об акционерных обществах).

Как видно из определения, основное общество может стать таковым по отношению к дочернему в двух случаях:

- в силу преобладающего участия в уставном капитале дочернего общества. На практике иногда затруднительно определить степень участия одного общества в управлении другим. Законом не оговаривается степень участия, это может быть владение контрольным пакетом акций, либо владение 20 процентами уставного капитала, при условии, что остальные участники дочернего общества владеют небольшими долями.

- в силу заключенного между ними договора. В гражданском законодательстве Российской Федерации подобного вида договора не предусмотрено. Однако, исходя из принципа диспозитивности гражданского законодательства, а также свободы договора, заключение такого договора возможно.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.

По общему правилу основное общество не несет ответственности за действия дочернего. Исключение составляют действия дочернего общества, совершенные во исполнение указаний основного общества.

В таком случае основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

Обратите внимание, основное общество имеет право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания только в случае, когда это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества, последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Субсидиарная ответственность основного общества наступает только при недостаточности имущества дочернего общества.

Несостоятельность дочернего общества считается происшедшей по вине основного общества только в случае, когда основное общество использовало указанные право и возможность в целях совершения дочерним обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит банкротство дочернего общества.

На практике проблематично доказать наличие вины основного общества.

Кроме того, акционеры дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.

«Общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20 процентов голосующих акций первого общества».

(пункт 4 статьи 6 Закона об акционерных обществах).

Законом об акционерных обществах закреплена обязанность общества, которое приобрело более 20 процентов голосующих акций, незамедлительно опубликовать сведения об этом в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и федеральным антимонопольным органом. Порядок раскрытия указанной информации установлен Приказом ФСФР РФ от 16 марта 2005 года №05-5/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

Законом РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» установлено, что приобретение акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое общество получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства. Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании.

Предварительное согласие на осуществление указанной сделки, требуется в случаях, если суммарная стоимость активов по последнему балансу преобладающего и зависимого обществ, превышает 30 миллионов минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

В случае неисполнения указанного требования антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о признании такой сделки не соответствующей закону.

Более того, предварительное согласие антимонопольного органа требуется и в тех случаях, когда преобладающее общество уже имеет более 20 процентов акций зависимого общества и желает приобрести еще. Поэтому согласие является обязательным и в тех случаях, когда лицо уже имело в своем распоряжении 20 процентов голосующих акций хозяйственного общества на момент приобретения дополнительного их количества. Согласие необходимо на каждую сделку по приращению, если результат превышает квоту, ранее согласованную данным приобретателем с антимонопольным органом (пункт 22 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30 марта 1998 года №32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства»).

Пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставных капиталах друг друга и число голосов, которыми одно из таких обществ может пользоваться на общем собрании участников или акционеров другого общества, определяются законом (статья 106 ГК РФ). Законом об акционерных обществах в настоящее время таких ограничений не установлено. Однако, участники общества вправе самостоятельно ограничить максимальное количество голосов, предоставляемых одному акционеру, закрепив такое положение в уставе общества (статья 11 Закона об акционерных обществах).

Порядок создания акционерного общества.

Учреждение акционерного общества.

Акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования) (статья 8 Закона об акционерных обществах).

При учреждении создается новое общество, возникает новый субъект права.

Порядок создания акционерного общества можно условно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Принятие решения об учреждении общества.

Учреждение акционерного общества осуществляется по решению учредителей либо учредителя.

Учредителями общества могут выступать граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами. Так, в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления могут участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Как было сказано ранее, число учредителей открытого общества не ограничено. Число учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти.

Между учредителями распространяются акции первой эмиссии (закрытая подписка).

Законом об акционерных обществах установлен запрет на учреждение в качестве единственного учредителя (акционера) обществом, состоящим из одного лица (статья 10 Закона об акционерных обществах).

Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества.

Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

В случае, если в учреждении принимают участие несколько лиц, проводится учредительное собрание.

В учредительном собрании решаются следующие вопросы:

- о создании общества;

- об утверждении устава общества;

- об утверждении уставного капитала общества;

- об избрании органов управления обществом.

Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества. Данное решение принимается единогласно всеми учредителями. Избрание органов управления общества осуществляется квалифицированным большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.

В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты.

Учредители заключают между собой письменный договор о создании общества. Договор должен содержать следующие сведения:

- порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества;

- размер уставного капитала общества;

- категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты;

- права и обязанности учредителей по созданию общества.

Кроме того, договором о создании общества может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате акций (статья 34 Закона об акционерных обществах).

Статьей 3 Федерального закона от 19 июля 1998 года №115-ФЗ «Об особенностях правового положения обществ работников (народных предприятий)» установлено, что договор о создании народного предприятия помимо указанных сведений, должен содержать следующее:

1. сведения о количестве акций народного предприятия, которыми может владеть в момент создания народного предприятия:

- каждый работник, в том числе являющийся участником преобразуемой коммерческой организации и решивший стать акционером народного предприятия;

- каждый участник преобразуемой коммерческой организации, не являющийся ее работником;

- каждое физическое лицо, не являющееся участником преобразуемой коммерческой организации, и / или юридическое лицо;

2. денежную оценку акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации;

3. условия, сроки и порядок выкупа народным предприятием акций народного предприятия у его акционеров в целях соблюдения Федерального закона от 19 июля 1998 года №115-ФЗ «Об особенностях правового положения обществ работников (народных предприятий)» и условий договора о создании народного предприятия;

3. указание формы оплаты акций народного предприятия или порядка обмена акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации на акции народного предприятия каждым акционером в момент создания народного предприятия.

Обратите внимание!

Договор о создании общества не является учредительным документом общества, он носит обеспечительный характер, и поэтому не подлежит государственной регистрации.

Договор о создании общества теряет свою силу по достижении цели - создания общества, с момента государственной регистрации общества. Однако, его положения могут иметь значение и после завершения процесса создания общества, например, при решении вопроса об ответственности учредителей.

По результатам собрания составляется протокол.

Федеральным законом от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусмотрены особенности учреждения обществ с участием иностранного капитала.

«Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации».

(статья 4 указанного закона).

Помимо этого, в статье 18 Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» установлены дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков.

Этап 2. Подготовка учредительных документов.

Единственным учредительным документом акционерного общества является устав общества.

Как уже отмечалось, устав утверждается всеми членами учредительного собрания единогласно.

Этап 3. Государственная регистрация общества.

Это завершающий этап создания акционерного общества.

Акционерное общество подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» таким органом является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее ФНС Российской Федерации).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. В случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Но в обязательном порядке эти сведения изначально должны быть указаны в учредительных документах.

Для государственной регистрации представляются следующие документы:

- документ (протокол общего собрания), подтверждающий решение учредителей (участников) о создании общества,

- устав общества, утвержденный учредителями (участниками),

- копии свидетельств о регистрации и титульных листов уставов, если учредителями являются организации - юридические лица,

- копии гражданских паспортов Российской Федерации учредителей - физических лиц,

- квитанция об оплате госпошлины за регистрацию - 2000 рублей (оплачивается через банк).

- заявление о государственной регистрации по форме №Р11001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Акционерное общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ). С момента регистрации общество приобретает правоспособность.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр:

- «Свидетельство о государственной регистрации юридического лица» - документ, подтверждающий факт внесения в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица;

- «Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации».

(Форма и содержание документа утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее МНС Российской Федерации) от 3 марта 2004 года №БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).

Обратите внимание, решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком Российской Федерации (статья 12 Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Учредительные документы акционерного общества.

Любое юридическое лицо действует на основании своих учредительных документов.

Учредительным документом акционерного общества является устав. С момента государственной регистрации требования устава общества становятся обязательными для исполнения всеми органами общества и его акционерами.

Устав утверждается общим собранием акционеров единогласно. Если учредитель один, то достаточно его решения об утверждении устава.

Устав представляет собой локальный нормативный акт общества.

Статья 11 Закона об акционерных обществах устанавливает содержание устава общества. Устав должен содержать следующие сведения:

- полное и сокращенное фирменные наименования общества;

- место нахождения общества;

- тип общества (открытое или закрытое);

- количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

- права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);

- размер уставного капитала общества;

- структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;

- порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

- сведения о филиалах и представительствах общества;

- сведения об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция»).

- иные положения, предусмотренные Законом об акционерных обществах и иными федеральными законами.

К таким сведениям можно отнести положение о том, что исключительным предметом деятельности этого акционерного инвестиционного фонда является инвестирование в имущество, определенное в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и указанное в его инвестиционной декларации.

Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июля 1998 года №115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» устав народного предприятия помимо указанных сведений, должен содержать сведения о:

максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций, которой могут владеть в совокупности физические лица, не являющиеся работниками народного предприятия, и (или) юридические лица;

максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть один работник народного предприятия.

Кроме того, Федеральным законом от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» установлено, что в уставе кредитной организации должен быть закреплен перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 указанного закона.

Указанные сведения должны быть в обязательном порядке отражены в уставе.

Помимо обязательных сведений устав может быть дополнен по желанию учредителей иными положениями.

Уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.

Уставом общества могут быть определены порядок и условия размещения обществом объявленных акций.

Согласно статье 52 ГК РФ в уставе могут быть закреплены предмет и цели деятельности общества.

Устав общества может содержать другие положения, не противоречащие Закону об акционерных обществах и иным федеральным законам.

Следует отметить, Законом об акционерных обществах не установлено обязанности учредителей общества указывать в уставе перечень видов деятельности, которые общества планирует осуществлять. Это связано с тем, что акционерное общество обладает общей правоспособностью.

«Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом».

(статья 49 ГК РФ).

Устав общества изготавливается на бумажном носителе, прошивается и подписывается руководителем общества.

Устав подлежит государственной регистрации. Вместе с заявлением о государственной регистрации и другими документами в регистрирующий орган представляется и устав общества (в подлиннике либо нотариально удостоверенная копия).

Регистрирующий орган проверяет устав на соответствие требованиям законодательства.

Одновременно с выдачей свидетельств о государственной регистрации общества и о присвоении ИНН заявителю выдается устав, на котором делается отметка о регистрации.

Акционеры вправе вносить изменения в устав.

По общему правилу, внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров. Решение данного вопроса находится в исключительной компетенции общего собрания акционеров. Для принятия изменений в устав требуется квалифицированное большинство голосов - три четверти.

Из данного правила Законом об акционерных обществах сделано несколько исключений:

- внесение в устав общества изменений и дополнений по результатам размещения акций общества, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, иного решения, являющегося основанием размещения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций, или в случае, если в соответствии с федеральным законом отчет об итогах выпуска ценных бумаг не регистрировался, - выписки из реестра эмиссионных ценных бумаг. При увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций уставный капитал увеличивается на сумму номинальных стоимостей размещенных дополнительных акций, а количество объявленных акций определенных категорий и типов уменьшается на число размещенных дополнительных акций этих категорий и типов;

- внесение изменений и дополнений в устав общества, связанных с уменьшением уставного капитала общества путем приобретения акций общества в целях их погашения, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров о таком уменьшении и утвержденного советом директоров (наблюдательным советом) общества отчета об итогах приобретения акций. В этом случае уставный капитал общества уменьшается на сумму номинальных стоимостей погашенных акций;

- внесение в устав общества сведений об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция») осуществляется на основании соответственно решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об использовании указанного специального права, а исключение таких сведений - на основании решения этих органов о прекращении действия такого специального права;

- внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Изменения, вносимые в устав, подлежат обязательной государственной регистрации.

В течение трех дней с момента внесений изменений в устав общество обязано сообщить об этих изменениях в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме №13001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение общего собрания о внесении изменений в устав общества;

в) изменения, вносимые в устав общества;

г) документ об уплате государственной пошлины - 400 рублей (статья 333.33 НК РФ).

В течение пяти дней регистрирующий орган обязан зарегистрировать внесенные изменения.

Изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Пунктом 6 статьи 5 Закона об акционерных обществах предусмотрен уведомительный порядок для внесения изменений в устав общества, связанных с изменением сведений о его филиалах и представительствах.

В данном случае законодатель обязывает «сообщить» об изменениях (данное сообщение носит уведомительный характер и уплата государственной пошлины за внесение изменений в ЕГРЮЛ не требуется), а не заявлять о государственной регистрации произошедших изменений сведений.

Форма уведомления - №Р13002, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

В уведомлении о внесении в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Обратите внимание, в настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации рассматривается проект о внесении изменений в Закон об акционерных обществах. Данным документом уточнено правовое положение акционерного общества, а также процедуры принятия решений при его учреждении и реорганизации. Соответствующий закон депутаты приняли в третьем чтении. В законопроекте уточняются правила созыва и проведения общего собрания акционеров при реорганизации общества, а также сведения, которые должны содержаться в передаточном акте, разделительном балансе при реорганизации. Внесение в устав акционерного общества изменений и дополнений осуществляется по результатам размещения акций на момент создания общества путем реорганизации в форме слияния в части указания размера его уставного капитала, включая количество размещенных акций, на основании договора о слиянии и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций, размещаемых при создании общества путем реорганизации в форме слияния.

Более подробно с вопросами, касающимися правовых основ учреждения акционерных обществ, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».