Журнал "Учет в строительстве" № 2/2010

Ахметянова М. И., юрист

В условиях кризиса строители вынуждены ликвидировать «лишние» структуры. Например, если раньше собственник мог позволить себе «содержать» две фирмы (одна из которых выполняла функции заказчика, а вторая была генподрядчиком), теперь их приходится объединять. При этом одну из фирм нужно закрыть. Оставшаяся же будет совмещать функции заказчика и генподрядчика. Каков порядок ликвидации организации? Нужно ли совмещение функций оформлять дополнительными документами?

Законодательные нормы

Ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к правопреемникам. Руководствоваться при этом нужно нормами гражданского законодательства (ст. 61-64 Гражданского кодекса РФ).

Необходимо учитывать также положения устава общества и требования одного из федеральных законов - «Об обществах с ограниченной ответственностью» (от 8 февраля 1998 г . № 14-ФЗ) либо «Об акционерных обществах» (от 26 декабря 1995 г . № 208-ФЗ).

Рассмотрим порядок ликвидации подробнее. 

Принятие решения

В добровольном порядке строительная компания может быть ликвидирована по решению ее учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Это установлено в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ.

Началом процесса ликвидации является решение участников (акционеров) о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (п. 2 ст. 57 закона № 14-ФЗ, п. 2 ст. 21 закона № 208-ФЗ). Его принятие относится к исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров) и не может быть передано иным органам общества. Решение принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества. В обществе с ограниченной ответственностью оно может быть принято также по предложению исполнительного органа или участника общества.

При этом следует учитывать, что решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью должно быть принято всеми участниками единогласно. Такое требование содержится в пункте 8 статьи 37 закона № 14-ФЗ.

Остальные решения, связанные с ликвидацией (назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационных балансов), принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества (если уставом не предусмотрена необходимость большего числа голосов для принятия таких решений).

В акционерном обществе все указанные решения принимаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, которые принимают участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 закона № 208-ФЗ).

В решении о ликвидации общества должны быть установлены порядок и сроки его ликвидации. 

В ПЕРИОД ЛИКВИДАЦИИ ПРАВА ОГРАНИЧЕНЫ

С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что строительная организация находится в процессе ликвидации, действуют определенные ограничения.

Не допускается госрегистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой компании. А также регистрация юридических лиц, учредителем которых она выступает, или лиц, которые возникают в результате ее реорганизации.

Уведомление официальных органов

О принятом решении нужно письменно сообщить в уполномоченный государственный орган (таковым является налоговый орган, в котором зарегистрировано юрлицо) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что организация находится в процессе ликвидации. Уведомление, согласно статье 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г . № 129-ФЗ «О государственной регистрации...» (далее - Закон о регистрации), производится в трехдневный срок. Представляется оно по форме № Р15001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г . № 439.

Помимо этого требуется уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (по форме № Р15002), с приложением соответствующего решения.

Разъяснения по заполнению названных форм содержатся в приказе ФНС России от 1 ноября 2004 г . № САЭ-3-09/16@.
Кроме того, организация обязана письменно сообщить о своей ликвидации в налоговый орган по местонахождению (также в трехдневный срок). Об этом сказано в подпункте 4 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Форма сообщения № С-09-4 утверждена приказом ФНС России от 21 апреля 2009 г . № ММ-7-6/252@.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ налоговики в связи с ликвидацией организации вправе провести выездную проверку (за предшествующие три календарных года) независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. 

Ликвидационные мероприятия

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Какие действия она должна предпринять? 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ

Извещение заинтересованных лиц. Прежде всего, нужно опубликовать сообщение о ликвидации организации и сроке заявления требований его кредиторами*. 

* Сведения публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

Помимо публикации каждого кредитора нужно уведомить о ликвидации письменно.

Минимальный срок предъявления требований - два месяца с момента публикации.

Максимальный срок законом не установлен, поэтому комиссия вправе предусмотреть достаточно длительные сроки, в зависимости от количества, местонахождения кредиторов и иных обстоятельств. Требования кредитора, заявленные после истечения этого срока, удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Если же на момент принятия решения о ликвидации обязательств перед кредиторами у акционерного общества нет, его имущество распределяется между акционерами (п. 2 ст. 22 закона № 208-ФЗ).

Ликвидационная комиссия принимает также меры к получению дебиторской задолженности.

Проведение инвентаризации. При ликвидации организации для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности обязательно* проводится инвентаризация имущества и обязательств.  

* Требование содержится в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г . № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Составление промежуточного баланса. После окончания срока для предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Он утверждается решением общего собрания участников (акционеров) общества.

Форма такого баланса и конкретный состав показателей законодательством не установлены, поэтому его составляют в произвольной форме, обеспечивающей отражение всей информации, предусмотренной пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ. В то же время необходимо соблюдать требования, установленные ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г . № 43н.

О составлении промежуточного ликвидационного баланса также нужно уведомить регистрирующий орган (п. 3 ст. 20 Закона о регистрации).

Форма № Р15003 представляется в регистрирующий орган в кратчайший срок, до того, как ликвидационная комиссия приступит к выплате денежных сумм кредиторам общества.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г . № 27-ФЗ, необходимо подать в ПФР по месту регистрации организации сведения об основных и дополнительных пенсионных взносах. Сделать это нужно в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов о ликвидации.   

РАСЧЕТЫ С КРЕДИТОРАМИ

Следующий этап ликвидации - это расчеты с кредиторами общества.

В рамках данной процедуры целесообразно произвести расторжение либо уступку прав и обязанностей по договорам строительного подряда с заказчиками и субподрядчиками, осуществив соответствующие уведомления в случае уступки прав и запросив предварительное согласие при переводе обязанностей. Следовательно, при ликвидации одной организации и передаче ее функций другой организации (например, если в приведенной в начале статьи ситуации ликвидируется фирма - генеральный подрядчик, а остается фирма-заказчик, совмещающая и функции генподрядчика) необходимо перезаключить договоры с субподрядчиками на нее. Это и будет подтверждением исполнения новых функций.

И поскольку обязательства ликвидируемой организации (генподрядчика) прекращаются, ей следует документально осуществить приемку фактически выполненных субподрядчиками работ и сдачу их заказчику.

Само совмещение функций оформлять какими-то специальными документами не требуется.

Однако при этом следует учесть последние изменения, внесенные приказом Минрегиона России от 21 октября 2009 г . № 480 в Перечень видов работ... которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В связи с принятыми поправками оставшейся фирме-заказчику для выполнения обязанностей генподрядчика, а также для осуществления строительного контроля (даже если сама она строительных работ не ведет, а строит только силами подрядчиков) придется вступать в саморегулируемую организацию и получать допуск.

Выплаты кредиторам производятся в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения. Исключением являются требования кредиторов третьей и четвертой очередей (по бюджетным платежам и обязательным платежам во внебюджетные фонды и расчетам с другими кредиторами), выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного баланса (п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса РФ). При этом, если имеющихся у организации денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу ее имущества с публичных торгов.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 64 Гражданского кодекса РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

После завершения расчетов с кредиторами составляется ликвидационный баланс. Его должно утвердить общее собрание участников общества. Форма и перечень обязательных сведений, подлежащих включению в ликвидационный баланс, законодательно не закреплены. По сути, в нем должны содержаться данные о составе и стоимости имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.   

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ПОДРЯДА

Согласно статье 419 Гражданского кодекса РФ, обязательство прекращается с ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме отдельных случаев.

Статьей 729 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком, заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.

РАСЧЕТЫ С УЧАСТНИКАМИ (АКЦИОНЕРАМИ)

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим соответствующие права, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами. Такой порядок предусмотрен пунктом 7 статьи 63 Гражданского кодекса РФ.

Указанную норму для обществ конкретизируют соответствующие законы (ст. 58 закона № 14-ФЗ, ст. 23 закона № 208-ФЗ), в них установлена очередность и другие нюансы распределения.

Следует учитывать, что раздел имущества между участниками общества (акционерами) осуществляется по его стоимости, отраженной в ликвидационном балансе.

Передачу распределяемого имущества необходимо оформить соответствующими первичными документами, а именно актами приема-передачи.   

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЛИКВИДАЦИИ

По завершении процесса ликвидации нужно представить в регистрирующий (налоговый) орган следующие документы (ст. 21 Закона о регистрации):

- заявление по форме № Р16001, подписанное руководителем ликвидационной комиссии;

- ликвидационный баланс;

- документ об уплате госпошлины. Ее размер - 400 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ). Но с 29 января 2010 года он будет удвоен и составит 800 руб. (такие изменения внесены Федеральным законом от 27 декабря 2009 г . № 374-ФЗ);

- документ, подтверждающий представление сведений в ПФР.

Регистрация ликвидации организации осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов. Такой срок установлен пунктом 1 статьи 8 Закона о регистрации.

Ликвидация организации считается завершенной, а организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. 

Снятие с учета

Снятие организации с учета в налоговой инспекции, а также в государственных внебюджетных фондах осуществляется на основании сведений из ЕГРЮЛ о завершении процесса ликвидации юридического лица, представляемых государственным регистрирующим органом.

То есть сама организация никаких дополнительных заявлений подавать не должна - законодательством это не предусмотрено.   

Прекращение трудовых отношений

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации. Это предусмотрено пунктом 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

При этом осуществить увольнение работников также необходимо с соблюдением требований трудового законодательства. 

ОБ УВОЛЬНЕНИИ НУЖНО ПРЕДУПРЕДИТЬ

В соответствии со статьей 180 Трудового кодекса РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Если соблюдение данного срока затруднительно или нецелесообразно, трудовой договор может быть расторгнут досрочно, но только с письменного согласия работника и с выплатой ему дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения двух месяцев со дня предупреждения.

Временных работников (заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев) предупредить о предстоящем увольнении нужно не менее чем за три календарных дня, а сезонных работников - не менее чем за семь календарных дней (ст. 292, 296 Трудового кодекса РФ).

Кроме того, работодатель обязан в письменной форме сообщить о ликвидации в органы службы занятости не позднее чем за два месяца* до начала проведения соответствующих мероприятий (а о массовом увольнении - за три месяца). При этом в сообщении требуется указать должность, профессию, специальность, квалификационные требования и условия оплаты труда каждого конкретного работника. 

* Требование предусмотрено Законом РФ от 19 апреля 1991 г . № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (п.2, ст. 25)

По истечении сроков предупреждения работников увольнение производится в любое время до окончания процедуры ликвидации в порядке, установленном статьей 84.1 Трудового кодекса РФ. 

ВЫПЛАТА ПОСОБИЙ

Увольняемому работнику (в день увольнения) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. А также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях - еще и в течение третьего месяца по решению органа службы занятости при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 178 Трудового кодекса РФ).

Временным работникам выходное пособие не выплачивается (если иное не установлено трудовым договором), сезонным работникам оно выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка.

При необходимости дальнейшего продолжения трудовых отношений с работниками они могут быть уволены на основании пункта 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ в порядке перевода в организацию, которая будет продолжать деятельность ликвидируемой организации.