ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Интеллектуальной собственностью признаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Под результатами интеллектуальной деятельности понимаются литературные, художественные, научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; изобретения; промышленные образцы, полезные модели. Фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания приравнены к результатам интеллектуальной деятельности, как средства индивидуализации юридического лица.

Порядок отнесения к таковым регламентирован специальным законодательством об интеллектуальной собственности, предусматривающим урегулирование отношений, возникающих в связи с правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности:

- Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 года №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

- Законом Российской Федерации от 9 июля 1993 года №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»;

- «Патентный Закон Российской Федерации» от 23 сентября 1992 года №3517-1;

- Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 года №3523-1 «О правовой охране программы для электронных вычислительных машин и баз данных»;

- Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 года №3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем».

Необходимо также иметь в виду, что на территории Российской Федерации продолжают действовать, в части, не противоречащей нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик», утвержденных Верховным Советом СССР от 31 мая 1991 года № 2211-1. Так, в разделе V содержатся нормы, регулирующие права на изобретения и другие результаты творчества, используемые в производстве.

Например, понятие «секреты производства», так называемое ноу-хау, приведенное статьей 151 вышеуказанного документа, как объект гражданского оборота поглощается категорией «коммерческая тайна», определенное статьей 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

29 июля 2004 был принят Федеральный закон №98-ФЗ «О коммерческой тайне». Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Положения Закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована. Коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну, - это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая и иная (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

В части определения прав на фирменное наименование, помимо статьи 54 ГК применяются также нормы, установленные Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 22 июня 1927 года «О введении в действие положения о фирме».

Так, в пункте 8 определено, что право на фирму состоит в праве исключительного пользования фирменным наименованием в сделках, на вывесках, в объявлениях, рекламах, на бланках, на счетах, на товарах предприятия, их упаковке и тому подобном.

Указанное право исключительного пользования распространяется на сокращенное фирменное наименование лишь при условии включения его в полное фирменное наименование.

Нельзя не отметить, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьи 7 ГК РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, данный принцип применяется в сфере внешней торговли интеллектуальной собственностью.

Так, Россия выступает участницей целого ряда международных договоров в области авторского права и смежных прав.

В области авторского права Россия является участницей:

- Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 года) - с 27 мая 1973 года;

- Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 года) - с 9 марта 1995 года;

- Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений - с 13 марта 1995 года;

- двусторонних соглашений с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией.

В области смежных прав Россия является участницей Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм - с 13 марта 1995 года.

Следующие международные договоры России косвенно затрагивают сферу авторского права и смежных прав:

- Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (от 14 июля 1967 года);

- Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (от 27 мая 1974 года).

Более подробно с вопросами, касающимися внешней торговли интеллектуальной собственностью, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Внешняя торговля интеллектуальной собственностью. Роялти».