Автор: В. И. Половников, аналитик продукта «Контур-Бухгалтерия Бюджет»

В практике работы бюджетных и автономных учреждений встречаются случаи, когда для покупки дорогостоящих нефинансовых активов организации используют средства от различных видов деятельности. Например, учредителем выделена целевая субсидия на покупку ОС, которая полностью не покрывает затраты. В этом случае учреждение привлекает для оплаты собственные средства, полученные от приносящей доход деятельности. В бюджетном законодательстве РФ нет запрета для таких операций. При этом следует понимать, что без восстановления расходов нельзя использовать для заимствования бюджетные средства. Если такие расходы не восстановить, то возникает нарушение ст. 306.4 БК РФ о нецелевом использовании бюджетных средств.

Бухгалтерский учет оплаты ОС за счет различных источников финансирования и оприходования таких активов в настоящее время законодательно не урегулирован. Однако, существует ряд устоявшихся экспертных подходов. В первую очередь, это то, что ОС всегда принимают к учету по одному виду деятельности(КФО) и учитывают на одном номере бухгалтерского счета(КПС). Это следует из п.45 Инструкции 157н, устанавливающего, что единицей учета ОС является инвентарный объект и даже в том случае, если он представляет собой комплекс конструктивно-сочлененных предметов, то все равно характеризуется как единое целое, предназначенное для выполнения определенной работы. Нарушение этого принципа вызовет серьезные затруднения в бухгалтерском и налоговом учете движения активов (начисление амортизации, списание, внутреннее перемещение и т.п.). Во-вторых, для учета активов на едином КФО целесообразно использовать «транзитный» счет 30406 «Расчеты с прочими кредиторами». В частности, в п.146 Инструкции 174н указывается, что «…принятие к учету вложений в нефинансовые активы при приобретении (создании) объекта за счет разных источников финансового обеспечения отражается по кредиту счета 430406730 "Увеличение расчетов с прочими кредиторами" и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 410600000 "Вложения в нефинансовые активы".

Рассмотрим приобретение ОС на конкретном примере. Управление образования приобретает школьный автобус за 760000 рублей. Учреждению выделяется целевая субсидия для покупки на сумму 700000 рублей, оставшиеся 60000 рекомендовано оплатить за счет приносящей доход деятельности. Школьный автобус указано принять к учету как особо ценное движимое имущество. Бухгалтерские проводки к этому примеру приведены в таблице. Для упрощения операции по обязательствам в этом примере не рассматривались.

Таблица.

п/п

Дебет

Кредит

Сумма


Комментарий

1

5 20581 560

5 40110 180

700000

Начислен доход по субсидии на иные цели

2

5 20111 510

5 20581 660

700000

Получена субсидия на иные цели


17(180)


700000

Увеличен счет 17 с КОСГУ=180

3

5 10631 310

5 30231 730

700000

Сформированы вложения в ОС по КФО=5

4

5 30231 830

5 20111 610

700000

Оплачено поставщику по КФО=5



18(610)

700000

Увеличен счет 18 с КОСГУ=610

5

2 10631 310

2 30231 730

60000

Сформированы вложения в ОС по КФО=2

6

2 30231 830

2 20111 610

60000

Оплачено поставщику по КФО=2



18(610)

60000

Увеличен счет 18 с КОСГУ=610

7

5 30406 830

5 10631 410

700000

Переведены вложения по КФО=5 на «транзитный» счет 30406

8

2 30406 830

2 10631 410

60000

Переведены вложения по КФО=2 на «транзитный» счет 30406

5

4 10631 310

4 30406 730

760000

Переведены суммарные вложения с «транзитного» счета на КФО=4

6

4 10125 310

4 10631 410

760000

НФА(ОС) принят к учету с КФО=4

9

4 40110 172

4 21006 660

760000

Скорректированы расчеты с учредителем, т.к. ОС относится к

ОЦИ

Незакрытые счета Х 30406 должны быть закрыты на финансовый результат (40130) в конце года. В заключении отметим, что ввиду недостаточной проработанности вопроса со стороны бюджетного законодательства рекомендуется закрепить применяемый способ закупки в своей учетной политике.