Автор: А. Гусев

Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера" № 10/2016

Письмо Минфина РФ от 20.07.2016 № 02-07-10/42570.

Рассмотрены вопросы об увеличении балансовой стоимости помещения, о бухучете организациями государственного сектора пожарных систем (систем видеонаблюдения) и разукомплектации ОС.

Увеличение стоимости объекта недвижимости. Согласно п. 27 Инструкции № 157н[1] изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.) по результатам проведенных работ.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Напомним, что Минфин в Письме от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 «О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления» (утратило силу) к модернизации относил совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящей к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта. В свою очередь, к дооборудованию – дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в ходе ремонтных работ осуществляется замена выбывших из строя частей, деталей новыми, при этом функции основного средства не меняются, то есть такая замена не расширяет и не увеличивает возможности объекта основных средств и не улучшает его технические характеристики. В ходе же модернизации улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество и т. п.). Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основного средства после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта.

Заметим, что, в отличие от модернизации, реконструкции и дооборудования, при ремонтных работах (ни при текущем ремонте, ни при капитальном) технические характеристики объекта не улучшаются, срок его полезного использования и первоначальная (балансовая) стоимость не увеличиваются.

В целях обоснования целесообразности работ по модернизации и дооборудованию объектов может быть составлен соответствующий проект. Например, обосновать необходимость дооборудования автомобиля газобаллонным оборудованием можно снижением затрат учреждения на приобретение для него топлива.

Для отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных) для проведения ремонта, реконструкции, модернизации, следует применять акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (далее – акт (ф. 0504103)). Учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения акта (ф. 0504103) при модернизации нематериальных активов.

В акте (ф. 0504103) содержатся сведения о сроках работ по договору, об объекте основных средств и о расходах на проведение работ по ремонту, реконструкции и (или) модернизации.

Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй передается организации, проводившей эти работы.

Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта нефинансовых активов (ф. 0504031).

Списание использованных в процессе работ материальных запасов, приобретенных заказчиком самостоятельно и переданных исполнителю (подрядчику), оформляется актом списания материальных запасов, который составляется на основании перечня использованных при проведении работ материалов, обозначенных в акте приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.

Учет операций по увеличению первоначальной стоимости объектов основных средств на сумму фактических затрат по их до­оборудованию ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 55 Инструкции № 157н).

При изменении первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате модернизации, дооборудования или реконструкции, срок полезного использования объекта пересматривается по решению комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения (п. 44 Инструкции № 157н).

В случаях изменения срока полезного использования в связи с изменением первоначально принятых нормативных показателей функционирования амортизируемого объекта основного средства, нематериального актива, в том числе в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации, начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования, учреждение производит расчет годовой суммы амортизации линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату изменения срока полезного использования и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования (п. 85 Инструкции № 157н).

Расходы на реконструкцию (дооборудование, модернизацию) зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря учитываются на счете 0 106 01 «Вложения в основные средства» с последующим включением в первоначальную стоимость основного средства (п. 130 Инструкции № 157н).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы бюджетного учреждения на реконструкцию объекта основных средств, увеличивающие его стоимость, отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и статье 310 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Бюджетное учреждение заключило договор подряда на проведение работ по реконструкции крыльца здания на общую сумму 500 000 руб. Расходы произведены за счет средств субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности, выделенной из муниципального бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.2 БК РФ. Работы выполнены в полном объеме в установленный срок и приняты по акту приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены в учете выполненные работы по реконструкции здания

6 106 11 310

6 302 31 730

500 000

Оплачены подрядчику работы по реконструкции

6 302 34 830

6 201 11 610

500 000

Приняты к учету по КВФО 4 расходы на реконструкцию, произведенные за счет субсидии по КВФО 6

6 304 06 830

4 106 11 310

6 106 11 310

4 304 06 730

500 000

Увеличена первоначальная стоимость здания в сумме затрат на его реконструкцию

4 101 12 310

4 106 11 310

500 000

Изменение показателей по расчетам с учредителем в размере увеличения первоначальной стоимости здания

4 401 10 172

4 210 06 660

500 000

Учет систем пожаротушения и систем видеонаблюдения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная сигнализация – совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты. В свою очередь, под системой пожарной сигнализации понимается совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста

Установки и системы пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Требования к системам автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации установлены в ст. 83 Федерального закона № 83-ФЗ. В частности, к системам пожарной сигнализации предъявляются следующие требования:

  • они должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке;
  • в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма они должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием;
  • они должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок;
  • пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения;
  • они должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила противопожарного режима)).

Несоблюдение требований пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений является административным правонарушением и влечет в соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ наложение административного штрафа – на должностных лиц от 15 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц от 150 000 до 200 000 руб.

В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н материальные объекты имущества (независимо от их стоимости) со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, принимаются к учету в качестве основных средств.

Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции № 157н).

Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Согласно п. 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект также со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей – основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование.

Согласно п. 44 Инструкции № 157н сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из:

1) информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. По объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификация основных средств) в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных групп; в десятую амортизационную группу – срок полезного использования рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072;

2) рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, если в законодательстве РФ нет норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, а в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя – на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций.

В соответствии с Классификацией основных средств приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (код 14 3319020) относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования от пяти до семи лет включительно.

С учетом того, что системы охранно-пожарной сигнализации состоят из конструктивных предметов, имеющих, как правило, разный срок полезного использования, в том числе существенно отличающийся от срока полезного использования здания, в котором они установлены, отдельные элементы систем охранно-пожарной сигнализации, относящиеся к объектам основных средств, следует принимать к учету как самостоятельные инвентарные объекты. Аналогичные нормы применяются и к системам видеонаблюдения.

Необходимо отметить, что если система пожарной сигнализации была смонтирована одновременно со строительством здания, то она подлежит учету в составе указанного здания.

В бухгалтерском учете операции по принятию к учету новой пожарной сигнализации, устанавливаемой на здание, отражаются следующим образом:

Содержание операций

Дебет

Кредит

Приобретение инвентарного объекта – составной части пожарной сигнализации, являющегося особо ценным движимым имуществом

Отражены капитальные вложения в объект основных средств, являющийся элементом пожарной сигнализации и относящийся к категории особо ценного движимого имущества

0 106 21 310

0 302 31 730

Погашена задолженность перед поставщиком

0 302 31 830

0 201 11 610

Принят к учету прибор, входящий в состав пожарной сигнализации

0 101 24 310

0 106 21 310

Отражен объем прав учредителя по распоряжению особо ценным имуществом

0 401 10 172

0 210 06 660

Начислена амортизация на объект особо ценного движимого имущества

0 109 00 271

0 104 24 410

Приобретение инвентарного объекта – составной части пожарной сигнализации, являющегося иным движимым имуществом

Отражены капитальные вложения в объект основных средств, являющийся элементом пожарной сигнализации и относящийся к категории иного ценного движимого имущества

0 106 31 310

0 302 31 730

Погашена задолженность перед поставщиком

0 302 31 830

0 201 11 610

Принят к учету прибор, входящий в состав пожарной сигнализации

0 101 34 310

0 106 21 310

Начислена амортизация на объект особо ценного движимого имущества

0 109 00 271

0 104 34 410

Приобретение материалов, необходимых для установки пожарной сигнализации

Приняты к учета материалы, необходимые для установки пожарной сигнализации

0 105 36 340

0 105 34 340

0 302 34 730

Погашена задолженность перед поставщиком

0 302 34 830

0 201 11 610

Списаны материалы, использованные при выполнении монтажных работ

0 109 00 272

0 105 36 440

0 105 34 440

Оплата работ по монтажу пожарной сигнализации

Отражены расходы учреждения на монтаж системы пожарной сигнализации

0 109 00 226

0 302 26 730

Погашена задолженность перед поставщиком

0 302 36 830

0 201 11 610

Разукомплектация объекта основных средств. Разукомплектация основного средства, являющегося единицей инвентарного учета, при внесении изменений в данные бухгалтерского учета, согласно положениям п. 45 Инструкции № 157н и п. 12 Инструкции № 174н, отражается по его первоначальной (балансовой) стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация», счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства». Одновременно отражается принятие полученных по результатам разукомплектации новых инвентарных объектов учета – по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация», счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

На балансе бюджетного учреждения числится объект недвижимости (нежилое здание), закрепленный за ним на праве оперативного управления, в состав которого входил забор. Комиссия учреждения приняла решение о ликвидации имеющегося забора вследствие полной утраты им потребительских свойств. Указанное решение согласовано с учредителем.

Операции по частичной ликвидации объекта недвижимости отражаются следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списана стоимость забора, числящегося в составе объекта недвижимости, в связи с его ликвидацией*

0 401 10 172

0 101 1х 410

Списана сумма ранее начисленной амортизации (в части ликвидируемого забора)

0 104 1Х 410

0 401 10 172

Приняты к учету остающиеся в распоряжении бюджетного учреждения материальные запасы, полученные при ликвидации забора

0 105 24 340

(0 105 34 340)

0 401 10 172

*Увеличение стоимости объекта недвижимости. Согласно п. 27 Инструкции № 157н[2] изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.) по результатам проведенных работ.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Напомним, что Минфин в Письме от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 «О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления» (утратило силу) к модернизации относил совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящей к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта. В свою очередь, к дооборудованию – дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в ходе ремонтных работ осуществляется замена выбывших из строя частей, деталей новыми, при этом функции основного средства не меняются, то есть такая замена не расширяет и не увеличивает возможности объекта основных средств и не улучшает его технические характеристики. В ходе же модернизации улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество и т. п.). Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основного средства после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта.

Заметим, что, в отличие от модернизации, реконструкции и дооборудования, при ремонтных работах (ни при текущем ремонте, ни при капитальном) технические характеристики объекта не улучшаются, срок его полезного использования и первоначальная (балансовая) стоимость не увеличиваются.

В целях обоснования целесообразности работ по модернизации и дооборудованию объектов может быть составлен соответствующий проект. Например, обосновать необходимость дооборудования автомобиля газобаллонным оборудованием можно снижением затрат учреждения на приобретение для него топлива.

Для отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных) для проведения ремонта, реконструкции, модернизации, следует применять акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (далее – акт (ф. 0504103)). Учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения акта (ф. 0504103) при модернизации нематериальных активов.

В акте (ф. 0504103) содержатся сведения о сроках работ по договору, об объекте основных средств и о расходах на проведение работ по ремонту, реконструкции и (или) модернизации.

Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй передается организации, проводившей эти работы.

Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта нефинансовых активов (ф. 0504031).

Списание использованных в процессе работ материальных запасов, приобретенных заказчиком самостоятельно и переданных исполнителю (подрядчику), оформляется актом списания материальных запасов, который составляется на основании перечня использованных при проведении работ материалов, обозначенных в акте приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.

Учет операций по увеличению первоначальной стоимости объектов основных средств на сумму фактических затрат по их до­оборудованию ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 55 Инструкции № 157н).

При изменении первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате модернизации, дооборудования или реконструкции, срок полезного использования объекта пересматривается по решению комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения (п. 44 Инструкции № 157н).

В случаях изменения срока полезного использования в связи с изменением первоначально принятых нормативных показателей функционирования амортизируемого объекта основного средства, нематериального актива, в том числе в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации, начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования, учреждение производит расчет годовой суммы амортизации линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату изменения срока полезного использования и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования (п. 85 Инструкции № 157н).

Расходы на реконструкцию (дооборудование, модернизацию) зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря учитываются на счете 0 106 01 «Вложения в основные средства» с последующим включением в первоначальную стоимость основного средства (п. 130 Инструкции № 157н).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы бюджетного учреждения на реконструкцию объекта основных средств, увеличивающие его стоимость, отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и статье 310 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Бюджетное учреждение заключило договор подряда на проведение работ по реконструкции крыльца здания на общую сумму 500 000 руб. Расходы произведены за счет средств субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности, выделенной из муниципального бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.2 БК РФ. Работы выполнены в полном объеме в установленный срок и приняты по акту приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены в учете выполненные работы по реконструкции здания

6 106 11 310

6 302 31 730

500 000

Оплачены подрядчику работы по реконструкции

6 302 34 830

6 201 11 610

500 000

Приняты к учету по КВФО 4 расходы на реконструкцию, произведенные за счет субсидии по КВФО 6

6 304 06 830

4 106 11 310

6 106 11 310

4 304 06 730

500 000

Увеличена первоначальная стоимость здания в сумме затрат на его реконструкцию

4 101 12 310

4 106 11 310

500 000

Изменение показателей по расчетам с учредителем в размере увеличения первоначальной стоимости здания

4 401 10 172

4 210 06 660

500 000

Учет систем пожаротушения и систем видеонаблюдения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная сигнализация – совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты. В свою очередь, под системой пожарной сигнализации понимается совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста

Установки и системы пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Требования к системам автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации установлены в ст. 83 Федерального закона № 83-ФЗ. В частности, к системам пожарной сигнализации предъявляются следующие требования:

  • они должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке;
  • в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма они должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием;
  • они должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок;
  • пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения;
  • они должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила противопожарного режима)).

Несоблюдение требований пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений является административным правонарушением и влечет в соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ наложение административного штрафа – на должностных лиц от 15 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц от 150 000 до 200 000 руб.

В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н материальные объекты имущества (независимо от их стоимости) со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, принимаются к учету в качестве основных средств.

Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции № 157н).

Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Согласно п. 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект также со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей – основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование.

Согласно п. 44 Инструкции № 157н сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из:

1) информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. По объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификация основных средств) в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных групп; в десятую амортизационную группу – срок полезного использования рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072;

2) рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, если в законодательстве РФ нет норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, а в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя – на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций.

В соответствии с Классификацией основных средств приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (код 14 3319020) относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования от пяти до семи лет включительно.

С учетом того, что системы охранно-пожарной сигнализации состоят из конструктивных предметов, имеющих, как правило, разный срок полезного использования, в том числе существенно отличающийся от срока полезного использования здания, в котором они установлены, отдельные элементы систем охранно-пожарной сигнализации, относящиеся к объектам основных средств, следует принимать к учету как самостоятельные инвентарные объекты. Аналогичные нормы применяются и к системам видеонаблюдения.

Необходимо отметить, что если система пожарной сигнализации была смонтирована одновременно со строительством здания, то она подлежит учету в составе указанного здания.

В бухгалтерском учете операции по принятию к учету новой пожарной сигнализации, устанавливаемой на здание, отражаются следующим образом:

Содержание операций

Дебет

Кредит

Приобретение инвентарного объекта – составной части пожарной сигнализации, являющегося особо ценным движимым имуществом

Отражены капитальные вложения в объект основных средств, являющийся элементом пожарной сигнализации и относящийся к категории особо ценного движимого имущества

0 106 21 310

0 302 31 730

Погашена задолженность перед поставщиком

0 302 31 830

0 201 11 610

Принят к учету прибор, входящий в состав пожарной сигнализации

0 101 24 310

0 106 21 310

Отражен объем прав учредителя по распоряжению особо ценным имуществом

0 401 10 172

0 210 06 660

Начислена амортизация на объект особо ценного движимого имущества

0 109 00 271

0 104 24 410

Приобретение инвентарного объекта – составной части пожарной сигнализации, являющегося иным движимым имуществом

Отражены капитальные вложения в объект основных средств, являющийся элементом пожарной сигнализации и относящийся к категории иного ценного движимого имущества

0 106 31 310

0 302 31 730

Погашена задолженность перед поставщиком

0 302 31 830

0 201 11 610

Принят к учету прибор, входящий в состав пожарной сигнализации

0 101 34 310

0 106 21 310

Начислена амортизация на объект особо ценного движимого имущества

0 109 00 271

0 104 34 410

Приобретение материалов, необходимых для установки пожарной сигнализации

Приняты к учета материалы, необходимые для установки пожарной сигнализации

0 105 36 340

0 105 34 340

0 302 34 730

Погашена задолженность перед поставщиком

0 302 34 830

0 201 11 610

Списаны материалы, использованные при выполнении монтажных работ

0 109 00 272

0 105 36 440

0 105 34 440

Оплата работ по монтажу пожарной сигнализации

Отражены расходы учреждения на монтаж системы пожарной сигнализации

0 109 00 226

0 302 26 730

Погашена задолженность перед поставщиком

0 302 36 830

0 201 11 610

Разукомплектация объекта основных средств. Разукомплектация основного средства, являющегося единицей инвентарного учета, при внесении изменений в данные бухгалтерского учета, согласно положениям п. 45 Инструкции № 157н и п. 12 Инструкции № 174н, отражается по его первоначальной (балансовой) стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация», счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства». Одновременно отражается принятие полученных по результатам разукомплектации новых инвентарных объектов учета – по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация», счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

На балансе бюджетного учреждения числится объект недвижимости (нежилое здание), закрепленный за ним на праве оперативного управления, в состав которого входил забор. Комиссия учреждения приняла решение о ликвидации имеющегося забора вследствие полной утраты им потребительских свойств. Указанное решение согласовано с учредителем.

Операции по частичной ликвидации объекта недвижимости отражаются следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списана стоимость забора, числящегося в составе объекта недвижимости, в связи с его ликвидацией*

0 401 10 172

0 101 1х 410

Списана сумма ранее начисленной амортизации (в части ликвидируемого забора)

0 104 1Х 410

0 401 10 172

Приняты к учету остающиеся в распоряжении бюджетного учреждения материальные запасы, полученные при ликвидации забора

0 105 24 340

(0 105 34 340)

0 401 10 172

*При отсутствии у учреждения сведений о стоимости забора, входящего в состав объекта недвижимости, она может быть определена комиссией бюджетного учреждения по поступлению и выбытию активов. В частности, комиссия может воспользоваться Письмом Минфина РФ от 27.08.2008 № 03-03-06/1/479, согласно которому доля ликвидируемого имущества исчисляется в процентном отношении к стоимости амортизируемого имущества (например, подлежит ликвидации 25% амортизируемого имущества). С учетом установленной доли рассчитываются первоначальная (остаточная) стоимость и начисленная амортизация, приходящиеся на ликвидируемое имущество.


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] При отсутствии у учреждения сведений о стоимости забора, входящего в состав объекта недвижимости, она может быть определена комиссией бюджетного учреждения по поступлению и выбытию активов. В частности, комиссия может воспользоваться Письмом Минфина РФ от 27.08.2008 № 03-03-06/1/479, согласно которому доля ликвидируемого имущества исчисляется в процентном отношении к стоимости амортизируемого имущества (например, подлежит ликвидации 25% амортизируемого имущества). С учетом установленной доли рассчитываются первоначальная (остаточная) стоимость и начисленная амортизация, приходящиеся на ликвидируемое имущество.