Журнал "Учет в строительстве"

Учет монтажа оборудования часто вызывает вопросы у бухгалтеров. Каким документом оформить передачу заказчику оборудования, требующего дальнейшего монтажа? Достаточно ли акта?

Рассмотрим следующую ситуацию. Фирма является подрядчиком. С ней заключен договор подряда на монтаж оборудования. Заказчик перечислил аванс. Подрядчик закупил оборудование. Далее его нужно передать заказчику, чтобы осуществить монтаж. Причем вначале происходит передача оборудования, а уже после его установки оформляется акт выполненных работ. Какие документы представить заказчику при передаче оборудования?

Взаимоотношения сторон

Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами. Эта норма закреплена в пункте 1 статьи 704 Гражданского кодекса РФ. Цена договора подряда, согласно пункту 2 статьи 709 Гражданского кодекса РФ, включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Она может определяться путем составления сметы.

Таким образом, в договоре подряда может быть установлено, что оборудование, стоимость которого впоследствии будет компенсирована заказчиком, приобретает подрядчик.

Отражение операций в учете

У подрядной организации затраты на приобретение оборудования, требующего монтажа, стоимость которого включена в смету, признаются в составе материальных расходов (подп. 4 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что в бухгалтерском учете подрядчика оборудование, приобретенное с целью выполнения работ по его монтажу, не может быть отнесено на счета 01 «Основные средства» и 07 «Оборудование к установке», так как подрядчик не является собственником этого оборудования. Он учитывает оборудование на счете 10 «Материалы» (субсчет «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали») по фактической себестоимости, то есть по сумме затрат на его приобретение без НДС. Такие правила предусмотрены в пунктах 2, 5, 6 ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.

Списание стоимости смонтированного оборудования подрядчик отражает записью:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– списана стоимость смонтированного оборудования.

Данные расходы списываются в дебет счета 90 «Продажи» (субсчет «Себестоимость продаж») на дату признания выручки от выполнения работ. Это следует из пунктов 5, 9, 19 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

Также подрядчик может учитывать приобретенное оборудование на счете 41 «Товары». При признании в бухгалтерском учете выручки стоимость товаров списывается со счета 41 в дебет счета 90.

Оформление передачи оборудования

При передаче заказчику оборудования, которое впоследствии будет смонтировано, подрядчик должен заполнить форму № ТОРГ-12 «Товарная накладная». 

Товарная накладная выписывается на момент отгрузки. На ее основании заказчик сможет оприходовать поступившее от подрядчика оборудование.

Учтите: поскольку фактически передача оборудования будет признаваться реализацией, подрядчик в течение пяти календарных дней с момента отгрузки оборудования обязан выставить заказчику счет-фактуру (п. 3 ст. 168 Налогового кодекса РФ).

После завершения работ по монтажу данного оборудования подрядчик составляет акт выполненных работ и выписывает заказчику счет-фактуру на стоимость работ по монтажу.