Автор: С. Валова

Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение" № 3/2016

Среди основных принципов законодательства о физической культуре и спорте, закрепленных в п. 6 ст. 3 Федерального закона № 329-ФЗ[1], назван принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий. В статье мы рассмотрим отражение расходов, связанных с техническим оснащением стадионов для обеспечения общественной безопасности.

Организаторы физкультурных и (или) спортивных мероприятий обязаны обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность. Кроме того, в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р, одной из важных названа задача по созданию системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта. Добавим, что данному вопросу посвящена отдельная глава указанной стратегии (гл. IX).

Отметим, что обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта относится к полномочиям РФ (п. 19 ст. 6 Федерального закона № 329-ФЗ). В этих целях Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 353 утверждены Правила обеспечения безопасности при проведении официальных соревнований (далее – Правила № 353).

Требования к обеспечению безопасности места проведения соревнований

Такие требования регламентированы разд. II Правил № 353. В силу п. 5 данных правил места проведения соревнований должны иметь соответствующую инфраструктуру и техническое оснащение, необходимые для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований.

Требования к техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности утверждены Приказом МВД РФ от 17.11.2015 № 1092 (далее – Требования № 1092).

В соответствии с п. 6 Правил № 353 инфраструктура мест проведения соревнований включает в себя следующие объекты, предназначенные для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований:

1) помещение для работы организатора соревнования или координационного органа либо место, специально подготовленное согласно Требованиям № 1092;

2) помещения для работы сотрудников органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел либо места, специально подготовленные на основании Требований № 1092;

3) помещение для хранения предметов, запрещенных для проноса, либо место, специально подготовленное в соответствии с Требованиями № 1092;

4) парковочные места для транспортных средств, в том числе автомобилей и специальной техники оперативных служб, а также транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения;

5) медицинский пункт;

6) санитарные узлы;

7) зоны (контрольно-пропускные пункты) для осмотра входящих граждан и въезжающего транспорта с применением технических средств.

Дополнительно отметим, что согласно п. 8 Правил № 353 объекты спорта в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований помимо указанного в п. 6 правил должны быть оборудованы или снабжены:

  • информационными табло и (или) стендами;
  • системой контроля и управления доступом;
  • системой охранной телевизионной;
  • системой охранной и тревожной сигнализации;
  • системой охранного освещения;
  • системой экстренной связи;
  • системой видеонаблюдения, позволяющей осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения соревнований, с выводом в помещение, предназначенное для работы организатора соревнований или координационного органа, с возможностью хранения информации не менее одного месяца. Данное требование применяется только при проведении соревнований по таким видам спорта, как баскетбол, волейбол, регби, футбол и хоккей, по спортивным единоборствам.

Требования, предусмотренные п. 6, 8 Правил № 353, распространяются на соревнования, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов РФ (п. 10 Правил № 353).

В соответствии с п. 2 ст. 37 Федерального закона № 329-ФЗ объекты спорта могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или физических лиц. Однако вне зависимости от того, в чьей собственности находится объект спорта, на собственника объекта спорта возлагаются обязанности по обеспечению (п. 10 ст. 37 Федерального закона № 329-ФЗ):

  • надлежащего содержания инфраструктуры объектов спорта, систем видеонаблюдения, позволяющих идентифицировать физических лиц во время их нахождения в местах проведения официальных спортивных соревнований, и технического оборудования в соответствии с правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований;
  • беспрепятственного въезда в места проведения официальных спортивных соревнований транспортных средств, в том числе автомобилей оперативных служб;
  • эвакуации зрителей и участников официальных спортивных соревнований из мест их проведения в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации.

Кроме того, согласно п. 17 ст. 20 Федерального закона № 329-ФЗ собственники объектов спорта должны выполнять обязанности, установленные правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.

Отражение расходов на обеспечение безопасности объектов спорта

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), расходы на обеспечение безопасности объектов спорта и мест проведения спортивных мероприятий относятся на статьи КОСГУ в зависимости от их экономического содержания с увязкой вида произведенных расходов.

Виды расходов детализируются направлениями финансового обес­печения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов) приведен в приложении 3 к Указаниям № 65н. Так, в соответствии с данным приложением общий код вида расходов 200 «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд» включает в себя следующие виды расходов:

  • 210 «Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках оборонного заказа»;
  • 220 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»;
  • 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

В свою очередь, код вида расходов 240 детализирован пятью видами расходов:

  • 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»;
  • 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информацион-
  • но-коммуникационных технологий»;
  • 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»;
  • 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;
  • 245 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа».

Увязка кодов видов расходов и кодов КОСГУ приведена в приложении 5.1 к Указаниям № 65н.

Отражение операций, связанных с приобретением специального оборудования, и отдельных видов расходов осуществляется в общепринятом порядке, установленном инструкциями № 157н[2], 162н[3], 174н[4], 183н[5].

Поскольку перечень расходов на обеспечение общественной безопасности объекта спорта обширен, мы не можем рассмотреть его полностью в рамках одной статьи, поэтому разберем порядок отражения расходов, связанных с приобретением и установкой системы видеонаблюдения.

Для наглядности приведем следующий пример.

Бюджетное учреждение спорта заключило договор на поставку и установку системы видеонаблюдения. Стоимость оборудования, предназначенного для установки, составила 55 000 руб., а стоимость работ по его монтажу – 7 000 руб. Оплата произведена за счет средств целевой субсидии с лицевого счета учреждения, открытого в ОФК. Смонтированная система принята к учету в составе иного движимого имущества учреждения.

В целях правильной квалификации объекта учета следует четко представлять, что такое процесс видеонаблюдения и какая аппаратура необходима для его осуществления.

Видеонаблюдение – это процесс визуального контроля (наблюдения) за объектом и происходящими на его территории событиями при помощи специализированного оборудования, объединенного в соответствующую систему. Под объектом видеонаблюдения понимается контролируемая системой видеонаблюдения территория, в том числе помещения зданий и сооружений, прилегающая территория и др.

Система видеонаблюдения – это программно-аппаратный комплекс (видеокамеры, объективы, мониторы, регистраторы и другое оборудование), предназначенный для организации видеоконтроля на локальных и на территориально-распределенных объектах.

Таким образом, от размеров просматриваемой территории и помещений (зданий, сооружений) зависит количество приобретаемого оборудования.

Система видеонаблюдения – сложный технический объект, она предназначена для использования в деятельности учреждения достаточно длительное время, поэтому в силу п. 38 Инструкции № 157н, если нефинансовый актив будет использоваться в учреждении более 12 месяцев, его следует принимать к учету как объект основных средств. Однако приобретенное для системы видеонаблюдения оборудование, требующее монтажа, подлежит учету в составе материальных запасов (п. 99 Инструкции № 157н). Соответственно, руководствуясь Указаниями № 65н, расходы на оплату договора, предметом которого является приобретение элементов системы видеонаблюдения или составных ее частей, нужно отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обес­печения государственных (муниципальных) нужд», статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Далее отметим: объекты системы видеонаблюдения (система видеонаблюдения) принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной (фактической) стоимости. Согласно п. 23 Инструкции № 157н первоначальная стоимость состоит из суммы фактических вложений на приобретение, сооружение или изготовление объектов основных средств с учетом суммы НДС, если учреждение не осуществляет деятельность, облагаемую данным налогом.

Таким образом, первоначальная стоимость системы видеонаблюдения будет включать в себя расходы, связанные с ее установкой в здании бюджетного учреждения или на его территории. В соответствии с Указаниями № 65н расходы государственных учреждений на оплату договоров по установке единых функциональных систем (включая приведение их в состояние, пригодное для эксплуатации) следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Обращаем внимание читателей, что согласно пп. 3 п. 3 ст. 3 Закона РФ № 2487-1[6] охрана объектов и (или) имущества на них с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны[7] производится организациями, имеющими лицензию на охранную деятельность. Об этом сказано, в частности, в Письме Минэкономразвития РФ от 26.04.2010 № Д05-1223.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступило оборудование системы видеонаблюдения

5 105 34 340

5 302 34 730

55 000

Выполнены работы по монтажу оборудования

5 106 31 000

5 105 34 440

5 302 26 730

55 000

7 000

Произведена оплата с лицевого счета:

 

 

 

стоимости оборудования

5 302 34 830

5 201 11 610

55 000

стоимости работ по монтажу

5 302 26 830

5 201 11 610

7 000

Списаны суммы вложений в ОС, произведенных за счет средств целевой субсидии

5 304 06 830

5 106 31 340

62 000

Приняты к учету вложения в ОС, произведенные за счет средств целевой субсидии, по коду вида деятельности 4

4 106 31 310

4 304 06 730

62 000

Принята к учету система видеонаблюдения по сформированной первоначальной стоимости

4 101 34 310

4 106 31 310

62 000

Изменим условия примера 1. Предположим, что расходы произведены за счет средств, полученных от платных услуг.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступило оборудование системы видеонаблюдения

2 105 34 340

2 302 34 730

55 000

Выполнены работы по монтажу оборудования

2 106 31 310

2 105 34 440

2 302 26 730

55 000

7 000

Произведена оплата с лицевого счета:

 

 

 

стоимости оборудования

2 302 31 830

2 201 11 610

55 000

стоимости работ по монтажу

2 302 26 830

2 201 11 610

7 000

Принята к учету система видеонаблюдения по сформированной первоначальной стоимости

2 101 34 310

2 106 31 310

62 000

Особенности учета системы контроля доступа на объект

В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на объект учета – систему контроля доступа на объект (например, на стадион). Данная система, как правило, представляет собой совокупность программно-технических средств, с помощью которых решается задача по контролю и управлению посещением объекта, по оперативному контролю персонала и времени его нахождения на территории объекта. Система контроля доступа включает в себя такие технические средства, как преграждающие устройства, устанавливаемые на проездах или проходах (турникеты, ворота, шлагбаумы и т. д.), идентификатор, контроллер, считыватель, иное вспомогательное оборудование. Все они, аналогично другим охранным системам, относятся к объектам основных средств. При этом данная система контроля доступа на объект по описанию подпадает под понятие комплекса конструктивно-сочлененных предметов. Например, пульт для управления автоматическим шлагбаумом может использоваться только вместе со шлагбаумом, соответственно, является его составной частью.

Под комплексом конструктивно-сочлененных предметов подразумевается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 41 Инструкции № 157н).

Напомним, что единица учета основных средств – инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.

В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей – основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Если комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный комплекс учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов» (ОКОФ), утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.

Во введении к ОКОФ говорится, что к подразделу «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, назначение которых – создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Таким образом, система контроля доступа на объект, включающая шлагбаум и необходимое для его работы оборудование, может учитываться как единый инвентарный объект в виде сооружения по коду 12 2811000 «Сооружения – металлические конструкции». Возможен и учет данной системы как прочих основных средств по коду 19 0009000 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках».

Бюджетное учреждение спорта заключило договор об установке автоматического шлагбаума. Согласно условиям договора доставка всего необходимого оборудования и его установка осуществляются силами одного подрядчика. Общая стоимость работ составляет 250 000 руб. Подрядчику выплачен аванс в размере 50% общей стоимости выполняемых работ. Оплата расходов произведена за счет субсидии, выделенной учреждению спорта на выполнение государственного задания. Поскольку в договоре срок полезного использования оборудования обозначен как для единого объекта, в бухгалтерском учете шлагбаум учитывается как единый инвентарный объект (сооружение).

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс подрядчику

4 206 31 560

4 201 11 610

125 000

На основании акта о выполненных работах приняты работы по установке шлагбаума

4 106 31 310

4 302 31 730

250 000

Произведен зачет аванса

4 302 31 830

4 206 31 660

125 000

Произведен окончательный расчет с подрядчиком

4 302 31 830

4 201 11 610

125 000

Принят к учету автоматический шлагбаум

4 101 34 310

4 106 31 310

250 000

Что касается объекта учета – охранных сигнализационных систем, согласно изменениям, внесенным в п. 45 Инструкции № 157н Приказом Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н, внутренние сигнализационные сети входят в состав здания и отдельным инвентарным объектом не являются, а к основным средствам относятся только приборы и аппаратура сигнализационных систем. То, что коммуникации внутри зданий, в том числе внутренние сигнализационные сети, входят в состав зданий, закреплено и в ОКОФ.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Собственники объектов спорта должны выполнять обязанности, установленные Правилами № 353.

2. Расходы спортивных учреждений на техническое обеспечение общественной безопасности отражаются в соответствии с Указаниями № 65н в зависимости от их экономического содержания.


[1] Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[6] Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

[7] Перечень видов таких средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498, к ним отнесены системы видеонаблюдения.