Автор: О. Марова
Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение" № 2/2016
Предметно-развивающая среда в детском саду имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка. Она должна отвечать определенным правилам и требованиям. Что входит в ее состав, каким требованиям она должна соответствовать, а также каков порядок учета различных ее элементов в образовательной организации, рассмотрим в данной статье.
Предметно-развивающая среда
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом недостатков их развития, охраны и укрепления здоровья.
Требования к предметно-развивающей среде дошкольных образовательных учреждений установлены в п. 3.3 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – Стандарт).
Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать реализации различных образовательных программ, в том числе инклюзивного образования, учитывать национально-культурные и климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также возрастные особенности детей.
Она должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Образовательное пространство необходимо оснастить средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (исходя из специфики образовательной программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Детям младенческого и раннего возраста надо предоставить возможность для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Предметно-пространственная среда должна иметь возможность изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает разнообразие в использовании различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.
Вариативность среды подразумевает:
- наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Игровая среда должна быть доступна для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Необходимо предоставить свободный доступ детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Кроме этого, нужно следить за исправностью и сохранностью материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Образовательная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации образовательной программы.
Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов РФ. Указанные нормативы разрабатываются в соответствии со Стандартом с учетом типа организации и должны быть достаточными для осуществления расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе на приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, включая материалы, оборудование, спецодежду, игры и игрушки, электронные образовательные ресурсы, необходимые для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, а также специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом данных нормативов должны приобретаться обновляемые образовательные ресурсы, в том числе расходные материалы, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, а также оплачиваться услуги связи, в том числе расходы, связанные с подключением к Интернету.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, в том числе к устройству предметно-пространственной среды, установлены СанПиН 2.4.1.3049-13[1].
Рассмотрим особенности учета некоторых элементов предметно-пространственной среды.
Мебель для детского сада
Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 мебель в группах должна соответствовать росту и возрасту детей.
Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется.
Столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.
Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом их роста.
Мебель относится к объектам основных средств. В соответствии с ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, мебели для детских садов и яслей присвоены коды с 16 3612230 по 16 3612266.
В связи с этим при поступлении мебели в образовательное учреждение действуют положения Инструкции № 157н[2] по принятию к учету основных средств.
Согласно Указаниям № 65н[3] мебель (основные средства) приобретается по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
Источники финансирования могут быть различны:
- бюджетные средства (КВФО 1) – в казенных учреждениях;
- собственные доходы учреждения (КВФО 2), субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (КВФО 4), субсидии на иные цели (КВФО 5) – в бюджетных и автономных учреждениях.
Выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно отражается на основании первичного учетного документа – ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) по дебету счетов 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 0 109 00 271 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и кредиту счета 0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь» с одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно в эксплуатации».
Аналитический учет основных средств стоимостью более 3 000 руб. ведется в разрезе материально ответственных лиц в инвентарных карточках, открытых на соответствующие объекты (группу объектов). Напомним, какое имущество считается амортизируемым. Согласно п. 92 Инструкции № 157н на основные средства стоимостью от 3000 до 40 000 руб. при выдаче их в эксплуатацию начисляется 100%-я амортизация. На имущество дороже 40 000 руб. амортизация будет начисляться в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой нормы.
Рассмотрим пример.
Пример 1
В дошкольном бюджетном образовательном учреждении за счет средств целевой субсидии произведена замена столиков, стульев и блоков шкафчиков для одежды. Столы и стулья составляют комплекты мебели стоимостью 2 500 руб. за комплект. Всего куплено 100 комплектов (на 250 000 руб.). Шкафчиков приобретено 20 блоков стоимостью 12 500 руб. за блок (на 250 000 руб.). Общая стоимость всей приобретенной мебели составила 500 000 руб. Вся она принята к учету в составе иного движимого имущества и введена в эксплуатацию.
Основные средства, приобретенные за счет средств целевой субсидии, принимаются к учету по КВФО 4.
В соответствии с Инструкцией № 174н[4] операции по поступлению и принятию к учету мебели в бюджетном учреждении отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Поступила целевая субсидия на лицевой счет учреждения | 5 201 11 510 | 5 205 80 660 | 500 000 |
Отражены вложения в основные средства в объеме стоимости мебели | 5 106 31 310 | 5 302 31 730 | 500 000 |
Произведена оплата поставщику мебели с лицевого счета | 5 302 31 830 | 5 201 11 610 | 500 000 |
Перенесены сформированные вложения с КВФО 5 на КВФО 4 | 5 304 06 830 4 106 31 310 | 5 106 21 310 4 304 06 730 | 500 000 |
Приняты к учету комплекты мебели из столиков и стульев | 4 101 36 310 | 4 106 31 310 | 250 000 |
Приняты к учету блоки шкафчиков | 4 101 36 310 | 4 106 31 310 | 250 000 |
Начислены доходы от полученной субсидии на основании утвержденного отчета о ее целевом использовании | 5 205 80 560 | 5 401 10 180 | 500 000 |
Выданы в эксплуатацию комплекты столиков и стульев | 4 401 20 271 | 4 101 36 410 | 250 000 |
Приняты комплекты мебели на забалансовый учет | 21 |
| 100 |
Начислена амортизация на блоки шкафчиков | 4 109 60 271 | 4 104 36 410 | 250 000 |
Учет игрового инвентаря
Организация игровой деятельности невозможна без достаточного количества различного игрового оборудования (игр, игрушек, спортивного инвентаря). Национальные нормы безопасности игрушек и методы их контроля, которые в полной мере соответствуют требованиям технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, установлены ГОСТ Р 53906-2010[5].
Как учитывать данные нефинансовые активы, учреждение должно решить самостоятельно и согласовать это решение с органом власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Принятое решение следует закрепить в учетной политике. Это связано с многообразием игрового инвентаря, который независимо от его стоимости может использоваться довольно долго (более 12 месяцев) и меняться довольно часто (чаще одного раза в год). Поэтому в соответствии с п. 38 и 99 Инструкции № 157н его принимают на учет в составе либо основных средств, либо материалов.
В составе основных средств игровой инвентарь нужно учитывать на счете 101 06 «Производственный и хозяйственный инвентарь» (п. 53 Инструкции № 157н).
В составе материалов игрушки отражаются на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».
Принятие к учету игрушек в составе основных средств аналогично принятию к учету мебели, о чем мы рассказывали выше.
Пришедшие в негодность игрушки и инвентарь подлежат списанию с балансового и забалансового учета, если они там числились. Напомним, что при списании объектов основных средств должны соблюдаться положения Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 о порядке списания движимого и недвижимого имущества учреждения.
Выбытие основных средств и материалов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н). При этом составляется оправдательный документ (первичный (сводный) учетный документ) – акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Данный документ служит основанием для отражения в учете операций по выбытию основных средств. Основанием для отражения в учете выбытия игрушек и инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. является акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).
При списании материальных запасов составляется акт (ф. 0504230), на основании которого в бухгалтерском учете производятся соответствующие бухгалтерские записи.
Типовые операции по учету игрушек в качестве материальных запасов в настоящее время отражаются следующим образом:
Казенное учреждение (Инструкция № 162н*) | Бюджетное учреждение (Инструкция № 174н) | Автономное учреждение (Инструкция № 183н**) | |||
---|---|---|---|---|---|
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Приобретение игрушек за плату у поставщика | |||||
1 105 36 340 | 1 302 34 730 1 208 34 660 | 0 105 26 340 0 105 36 340 | 0 302 34 730 0 208 34 660 | 0 105 26 000 0 105 36 000 | 0 302 34 000 0 208 34 000 |
Безвозмездное поступление игрушек… | |||||
…по централизованному снабжению | …от головного учреждения обособленному подразделению | ||||
1 105 36 340 | 1 304 04 340 | 0 105 26 340 0 105 36 340 | 0 304 04 340 | 0 105 26 000 0 105 36 000 | 0 304 04 340 |
…от государственных и муниципальных организаций и физлиц | …на праве оперативного управления, от организаций и физических лиц | ||||
1 105 36 340 | 1 401 10 180 | 0 105 26 340 0 105 36 340 | 0 401 10 180 | 0 105 26 000 0 105 36 000 | 0 401 10 180 |
…от учреждений разных уровней бюджета | …от наднациональных организаций и правительств иностранных государств | ||||
1 105 36 340 | 1 401 10 151 | 0 105 26 340 0 105 36 340 | 0 401 10 152 | 0 105 26 000 0 105 36 000 | 0 401 10 152 |
…от международных финансовых организаций | |||||
0 105 26 340 0 105 36 340 | 0 401 10 153 | 0 105 26 000 0 105 36 000 | 0 401 10 153 | ||
Выдача игрушек в эксплуатацию (происходит смена М. О. Л.) | |||||
1 105 36 340 | 1 105 36 340 | 0 105 26 340 0 105 36 340 | 0 105 26 340 0 105 36 340 | 0 105 26 000 0 105 36 000 | 0 105 26 000 0 105 36 000 |
Списание игрушек | |||||
1 401 20 271 1 109 60 271 | 1 105 36 440 | 0 401 20 271 0 109 60 271 | 0 105 26 440 0 105 36 440 | 0 401 20 271 0 109 60 271 | 0 105 26 000 0 105 36 000 |
* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
Довольно часто возникает вопрос: как принять к учету игрушки, которые подарили детскому саду, и учитывать ли их вообще? Конечно, они должны быть приняты к учету, а в каком порядке – рассмотрим на примере.
Пример 2
Автономному дошкольному образовательному учреждению в качестве безвозмездной помощи передали игрушки на сумму 10 000 руб. Принято решение учесть их в составе материальных запасов. Полученные игрушки выданы в эксплуатацию.
Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ дарение вещи воспитательным учреждениям и образовательным организациям в общеполезных целях считается пожертвованием.
На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).
Жертвователь может установить требование об использовании переданного им имущества по определенному назначению. Если такое требование установлено, то учреждение, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).
Имущество, полученное как пожертвование, принимается к учету по КВФО 2.
Данные операции в учете автономного учреждения отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Приняты к учету поступившие игрушки | 2 105 36 340 | 2 401 10 180 | 10 000 |
Полученные игрушки выданы в эксплуатацию | 2 105 36 340 | 2 105 36 340 (склад) | 10 000 |
Обратите внимание
В общем случае стоимость имущества, полученного безвозмездно, признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Однако если имущество получено учреждением по договору пожертвования и используется им в указанных жертвователем целях, то согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ стоимость этого имущества не учитывается при определении налоговой базы.
* * *
В дошкольных образовательных учреждениях должна быть создана необходимая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям безопасности, санитарным нормам, возрастным особенностям детей, иным требованиям. Мы рассмотрели ту часть образовательной среды, которую составляют отдельные основные средства и материальные запасы. Особенности учета зависят от вида финансового актива и способов его поступления.
[1] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.
[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[3] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[5] Утвержден Приказом Росстандарта от 12.11.2010 № 371-ст.