ИА ГАРАНТ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Первоначальная стоимость земельного участка может быть увеличена в следующих случаях:

- в результате коренного улучшения земельного участка;

- в результате переоценки.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет земельных участков регулируется ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).

В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) учитываются в составе основных средств при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01.

К бухгалтерскому учету земельный участок принимается по первоначальной стоимости в сумме фактических затрат на его приобретение (п.п. 7, 8 ПБУ 6/01).

В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Согласно п. 10 Методических рекомендаций N 91н капитальные вложения в земельные участки, на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), в объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) учитываются как отдельные инвентарные объекты (по видам объектов капитальных вложений).

Капитальные вложения на коренное улучшение земель, по участку, находящемуся в собственности организации, учитываются в составе инвентарного объекта, в который осуществлены капитальные вложения. Следовательно, расходы на коренное улучшение земель участка, принадлежащего организации, могут увеличивать его стоимость.

Кроме того, п. 15 ПБУ 6/01 для коммерческих организаций предусмотрена возможность проведения переоценки группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости в соответствии с учетной политикой. Переоценка должна проводиться не чаще одного раза в год.

При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

То есть организация в последующем должна производить переоценку этих основных средств с такой периодичностью, чтобы это требование выполнялось.

Для соблюдения данного условия, на наш взгляд, организации достаточно установить в учетной политике уровень существенности и проводить переоценку только в том году, когда отклонение учетной стоимости основного средства от его текущей (восстановительной) стоимости превысит этот установленный уровень существенности.

Обращаем внимание, что такой способ переоценки основных средств в полной мере соответствует принципам МСФО (IAS) 16 "Основные средства", согласно которым частота проведения переоценки зависит от изменения справедливой стоимости основных средств, подлежащих переоценке (Модели оценки основных средств после признания, определяемые МСФО (IAS) 16 (М.Л. Пятов, И.А. Смирнова, "БУХ.1С", N 10, октябрь 2008 г.)).

Ранее положения п. 43 Методических указаний прямо содержали запрет на переоценку земельных участков и объектов природопользования. Однако приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н из п. 43 Методических указаний исключено положение о том, что земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) переоценке не подлежат. Следовательно, с 2011 года переоценке подлежат в том числе и земельные участки.

Нормы ПБУ 6/01 не определяют порядка проведения переоценки основных средств, поэтому если организация примет решение переоценивать какую-либо из групп однородных объектов основных средств, она должна самостоятельно разработать и закрепить в своей учетной политике способ (порядок) такой переоценки (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Способы переоценки объектов основных средств устанавливаются п. 43 Методических указаний. Это индексный метод и метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Метод индексации основан на применении индексов-дефляторов, рассчитываемых органами статистики.

Выбор метода организация осуществляет самостоятельно, закрепив его в учетной политике. Выбрав метод индексации, организация, если позволяют условия, имеет право сама разработать индексы для переоценки или использовать индексы, разработанные НИИ статистики Госкомстата России (письмо Минфина России от 31.07.2003 N 04-02-05/3/63).

При выборе метода прямого пересчета осуществить переоценку могут как специалисты-оценщики, так и финансовые сотрудники организации. При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств (четвертый абзац п. 43 Методических указаний).

Результаты переоценки оформляются в виде акта специальной комиссией с приложением всех документов, на основании которых была установлена стоимость переоцененных объектов. Результаты проведенной по состоянию на конец отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации.

Таким образом, в бухгалтерском учете результаты переоценки (дооценки) объектов основных средств отражаются следующими записями (с учетом Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

Дебет 01 Кредит 83
- отражена сумма дооценки объекта основных средств;

Дебет 83 Кредит 02
- отражена сумма доначисленной амортизации переоцененного объекта основных средств.

Обратите внимание, что переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки (п. 41 Методических рекомендаций). Согласно п. 29 Методических рекомендаций для целей Методических указаний под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету. При определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ). Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения (п. 10 приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 255 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)").
Следовательно, в результате переоценки стоимость земельного участка не обязательно будет совпадать с кадастровой стоимостью земельного участка.

К сведению:

В отличие от бухгалтерского учета, Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможность изменения первоначальной стоимости основных средств путем проведения переоценки.

В связи с этим сумма переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения прибыли (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщик вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете, однако для целей исчисления налога на прибыль организаций результаты переоценки имущества, согласно ст. 257 НК РФ, не учитываются (письма Минфина России от 29.08.2012 N 03-11-06/1/17, от 08.09.2011 N 03-03-06/1/544, от 08.07.2011 N 03-03-06/1/412).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет вложений в земельные участки;

- Энциклопедия решений. Учет вложений в земельные участки;

- Энциклопедия решений. Учет переоценки основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

7 августа 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.