При осуществлении реконструкции или модернизации такого вида имущества организации, как основные средства, бухгалтеру следует обратить внимание на некоторые особенности бухгалтерского учета и налогообложения, которые мы рассмотрим далее.

В соответствии с пунктом 26 ПБУ 6/01 ремонт, модернизация и реконструкция являются способами восстановления основных средств организации. Если при осуществлении любого вида ремонта (текущего, среднего, капитального) технико-экономические показатели объекта не меняются, то в результате по модернизации и реконструкции повышаются первоначально принятые показатели функционирования объекта основных средств. Естественно, что и порядок учета расходов на проведение ремонта или модернизацию объекта основных средств различается.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат понятий «модернизация» и «реконструкция».

Обратимся к Правилам обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, утвержденным Постановлением Госстроя Российской Федерации от 21 августа 2003 года №153.

Согласно указанному документу реконструкция здания – комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от физического и морального износа, достижения новых целей эксплуатации здания.

Модернизация здания – частный случай реконструкции, предусматривающий изменение и обновление объемно-планировочного и архитектурного решений существующего здания старой постройки и его морально устаревшего инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к эстетике условий проживания и эксплуатационным параметрам жилых домов и производственных зданий.

Кроме того, согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

«реконструкция – изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее – этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения».

Налоговое законодательство также разъясняет, что следует понимать в целях налогообложения прибыли под модернизацией (пункт 2 статьи 257 НК РФ):

«К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях настоящей главы к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным».

Отметим, что налоговое законодательство не содержит перечня технико-экономических показателей. В Постановлении ФАС Московского округа от 16 января 2003 года по делу №КА-А40/8739-02 указано, что к технико-экономическим показателям относятся нормативные показатели (срок полезного использования, мощность) и количественные показатели (количество, площадь помещений, строительный объем и общая площадь здания, вместимость, пропускная способность).

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что если в результате выполненных работ повысились первоначально принятые показатели функционирования (например, изменились мощность и срок полезного использования) основного средства, то произведенные работы следует признать модернизацией.

Обратите внимание!

Для признания произведенных работ ремонтом или модернизацией кроме указанных выше нормативных документов бухгалтеру необходимо тщательно проанализировать документальное оформление произведенных организацией работ (заключенный договор подряда, акты о приемке выполненных работ).

Так как квалификация расходов на восстановление основных средств довольно часто является предметом спора организаций с налоговыми органами, рекомендуем во избежание разногласий с ними иметь соответствующие документы, на основании которых можно будет однозначно доказать, что произведено: ремонт или модернизация объектов основных средств.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Закона о бухгалтерском учете должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичный бухгалтерский документ – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.

Хозяйственные операции, не оформленные первичными учетными документами, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.

Таким образом, как и любая другая хозяйственная операция, осуществляемая субъектом, модернизация основного средства должна оформляться соответствующими первичными учетными документами.

Для проведения модернизации объекта основных средств руководителю организации, прежде всего, нужно издать приказ.

Рекомендуем в приказе указать причины и сроки проведения модернизации, а также фамилии, имена, отчества лиц, ответственных за проведение модернизации.

Перед проведением работ по модернизации основного средства в организации необходимо создать комиссию, которая произведет осмотр основного средства, требующего модернизации, составит график проведения работ и утвердит сметно-техническую документацию.

Работы по модернизации основного средства организация может выполнить самостоятельно (хозяйственным способом) или с привлечением подрядчика – специализированной организации. В том случае, если модернизация выполняется силами сторонней организации, необходимо заключить договор на проведение работ.

Напоминаем, что формы первичной документации для учета основных средств утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 21 января 2003 года №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Данное постановление содержит также Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств распространяются на организации всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

В настоящее время действуют следующие формы по учету основных средств:

Номер формы
Наименование формы
ОС-1
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-1а
Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
ОС-1б
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-2
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
ОС-3
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
ОС-4
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-4а
Акт о списании автотранспортных средств
ОС-4б
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-6
Инвентарная карточка учета объекта основных средств
ОС-6а
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств
ОС-6б
Инвентарная книга учета объектов основных средств
ОС-14
Акт о приеме (поступлении) оборудования
ОС-15
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж
ОС-16
Акт о выявленных дефектах оборудования

Итак, приказ о проведении модернизации имеется, смета составлена, договор с подрядчиком заключен, теперь необходимо оформить передачу основного средства на модернизацию.

Отметим, что унифицированная форма для передачи основного средства с целью модернизации не предусмотрена, поэтому организация может воспользоваться унифицированной формой №ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств», – если модернизация производится собственным подразделением организации. Если же основное средство модернизируется сторонней организацией, передачу основного средства подрядчику необходимо оформить актом приема-передачи по форме №ОС-1.

Работы, выполненные по модернизации, оформляются актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма №ОС-3).

Акт о приеме-сдаче подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей модернизацию, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Если модернизацию основного средства выполняет сторонняя организация, то акт составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации; второй – передается организации, проводившей модернизацию.

Форма №ОС-3 содержит сведения о состоянии основного средства на момент передачи его на реконструкцию или модернизацию и о затратах, связанных с проведенными работами.

Напоминаем, что сведения о каждом объекте основных средств, принадлежащих организации, содержатся в инвентарных карточках (формах №ОС-6, №ОС-6а, №ОС-6б), открываемых на каждый объект основного средства при принятии его к учету.

Данные реконструкции или модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма №ОС-6). Сведения о реконструкции объектов основных средств отражаются в разделе 5 «Изменения первоначальной стоимости объекта основных средств» инвентарной категории.

Форма №ОС-6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств» ведется на группу объектов основных средств.

Форма №ОС-6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств» составляется на объекты основных средств малых предприятий. В других формах инвентарных карточек сведения о расходах по реконструкции и модернизации отдельно не отражаются. Таким образом, именно в части тех объектов основных средств, по которым ведутся формы №ОС-6а и №ОС-6б, расходы по реконструкции и модернизации могут отражаться в отдельно заведенных инвентарных карточках.

А в случае, если в результате выполнения указанных работ существенно изменяются характеристика и назначение объекта, то на него оформляется новая инвентарная карточка, а предыдущая изымается и хранится для справки.

В соответствии с пунктом 68 Методических указаний №91н в целях организации контроля за своевременным получением основных средств из ремонта инвентарные карточки по этим объектам в картотеке рекомендуется переставлять в группу «Основные средства в ремонте (модернизации)». При поступлении объекта основных средств из ремонта (модернизации) производится соответствующее перемещение инвентарной карточки.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей учета расходов на ремонт основных средств при применении специальных режимов налогообложения (УСНО, ЕНВД), особенностей учета расходов на ремонт безвозмездно полученных основных средств, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Ремонт и модернизация основных средств».