Компания ГАРАНТ

Коммерческая организация проводит переоценку основных средств, в этой связи был привлечен независимый оценщик. В отчете оценщика указана восстановительная стоимость объекта основных средств, включая НДС. Как в бухгалтерском учете организации должны отражаться результаты переоценки объекта основных средств за минусом НДС, включенного в стоимость согласно отчету оценщика, или же с учетом этого налога?

Вопросы проведения переоценки основных средств регламентируются нормами ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).

В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается, в частности, в случае переоценки объектов основных средств.

Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки (п. 41 Методических указаний).

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости и при принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они должны будут переоцениваться регулярно (п. 15 ПБУ 6/01). Из п. 43 Методических указаний следует, что под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.

Тем же пунктом 43 Методических указаний предусмотрено, что при определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций, сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе, оценка бюро технической инвентаризации, экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.

Таким образом, организация может привлечь для определения текущей (восстановительной) стоимости основных средств для целей их переоценки в бухгалтерском учете оценщика.

Правовые основы регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).

Порядок и требования к проведению оценки утверждены приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" (далее - ФСО N 1).

Согласно абз. 2 ст. 3 Закона N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом N 135-ФЗ, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона N 135-ФЗ).

Требования к стоимости объекта оценки также установлены п.п. 4 и 5 ФСО N 1, согласно которым при определении цены объекта оценки определяется денежная сумма, предлагаемая, запрашиваемая или уплаченная за объект оценки участниками совершенной или планируемой сделки. При этом итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

Очевидно, что ни Закон N 135-ФЗ, ни ФСО N 1 не содержат требований касаемо указания сумм НДС при определении стоимости объекта оценки в отчете оценщика.

ПБУ 6/01 и Методические указания также не регламентируют порядок отражения в бухгалтерском учете восстановительной (текущей) стоимости объекта основных средств в том случае, если в состав ее включается НДС.

По нашему мнению, в бухгалтерском учете организации результаты переоценки объекта основных средств должны отражаться за минусом НДС, включенного в стоимость согласно отчету оценщика, в том случае, если данное основное средство принималось к учету по первоначальной стоимости без учета НДС (п. 8 ПБУ 6/01).

Если же при определении первоначальной стоимости объекта основных средств в нее была включена сумма "входящего" НДС, полагаем, что и текущая (восстановительная) стоимость такого основного средства отражается в бухгалтерском учете организации с учетом этого налога.

К такому же выводу приходит, например, и автор ниже приводимой статьи, рассматривая вопрос переоценки основных средств в учете банка:

- Переоценка основных средств и отражение ее результатов в учете банка (Р.А. Шлыгин, "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", N 3, март 2013 г.)

 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Брижанева Дарья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

12 июля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.