Компания ГАРАНТ

В организации на балансе в качестве объектов ОС числятся перегородки. Организация переехала в новое помещение и для оптимального размещения перегородок они были разобраны и собраны в другой комплектации (то есть переделаны, дооборудованы - добавлены секции и т.п.). Демонтаж и монтаж перегородок производила сторонняя организация. Куда относятся в налоговом и бухгалтерском учете расходы на демонтаж и монтаж ОС при проведении его модернизации (не ликвидации): на увеличение стоимости или на расходы?

Бухгалтерский учет основных средств ведется в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее ПБУ 6/01).

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу*(1), могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

В организации перегородки, в целях бухгалтерского учета, признаны объектами основных средств согласно п. 4 ПБУ 6/01.

Для определения наличия изменений первоначальных характеристик ОС (перегородок) в результате установки дополнительного оборудования (секций и т.п.) обратимся сначала к положениям ПБУ 6/01.

ПБУ 6/01 не содержит таких понятий, как "комплектация", "перекомплектация" или "разукомплектация" основных средств. Изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств (п. 14 ПБУ 6/01).

При этом согласно п. 27 ПБУ 6/01 затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

Следует отметить, что и в других нормативных документах по бухгалтерскому учету нет четкого определения понятия "дооборудование".

Минфин РФ в письме от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794 для определения терминов "капитальный ремонт" и "реконструкция" рекомендует руководствоваться следующими документами:

- Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утверждено постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279);

- ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) (утверждены приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312);

- письмом Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".

Данное письмо Минфина РФ касается вопросов налогообложения, однако мы считаем, что приведенные там нормативные акты можно использовать и в целях бухгалтерского учета.

В целях исчисления налога на прибыль имущество организации стоимостью более 40 000 руб. (до 01.01.2011 г. - более 20 000 руб.) признается амортизируемым имуществом.

Что касается налогового учета, то в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации НК РФ относит работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими качествами. Иными словами, модернизация представляет собой усовершенствование, улучшение, обновление объекта основных средств, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Анализируя определения достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, приведенные в указанной статье, можно сделать вывод о том, что все вышеперечисленные операции предполагают изменение технических характеристик объекта основных средств, появление новых качеств или изменение назначения.

В рассматриваемой ситуации ничего подобного не происходит. В данном случае установка дополнительного оборудования (секций и т.п.) на эксплуатируемые перегородки, по нашему мнению, не приводит к вышеперечисленным результатам. Перегородки продолжают использоваться для первоначально предусмотренных целей, иные его характеристики также остаются неизменными, меняется лишь его местоположение. На этом основании можно сделать вывод о том, что и в бухгалтерском и в налоговом учете первоначальная стоимость объекта основных средств остается прежней.

По нашему мнению, в этой связи определение работ по дооборудованию, приведенное в п. 2 ст. 257 НК РФ, можно применять и для целей бухгалтерского учета.
Таким образом, установка допоборудования на уже эксплуатируемые перегородки не увеличивают его первоначальную стоимость ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.

Данные расходы (без учета НДС) отражаются на дату подписания актов приемки-сдачи выполненных работ записью по дебету счетов учета затрат, например счета 20 "Основное производство", в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные исполнителями, по работам, принятым и оплаченным организацией, при наличии счетов-фактур исполнителей организация имеет право принять к вычету при условии использования перемещаемого оборудования для осуществления деятельности, облагаемой НДС.

Поскольку рассматриваемые затраты на монтаж (демонтаж) перегородок являются экономически оправданными, выражены в денежной форме и документально подтверждены, то на основании п. 1 ст. 252 НК РФ они признаются расходами, уменьшающими полученные организацией доходы в целях налогообложения прибыли. На наш взгляд, указанные расходы могут быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании пп. 6 п. 1 ст. 253, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ при определении организацией доходов и расходов в целях налогообложения прибыли методом начисления расходы признаются ею в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Датой осуществления расходов признается дата подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). На основании п. 1 ст. 318 НК РФ рассматриваемые расходы относятся к косвенным и в полном объеме относятся к расходам отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Однако, если организацией были получены от специализированной организации, осуществляющей демонтаж (монтаж) ОС (перегородок) документы, подтверждающие, что проведенные работы привели к изменению эксплуатационных характеристик, к усовершенствованию, улучшению, обновлению данного объекта, то в учете следует отразить изменение первоначальной стоимости данного ОС.

В отношении расходов, связанных непосредственно с перевозом (переносом) перегородок из одного помещения в другое, следует отметить, что расходы могут быть произведены как с привлечением сторонней организации, так и собственными силами организации.

Перемещение объекта основных средств из одного помещения в другое не относится к работам по достройке, дооборудованию или модернизации, указанным в п. 2 ст. 257 НК РФ. При этом в целях бухгалтерского учета перемещение основных средств также прямо не предусмотрено в расходах, связанных с демонтажем и монтажом основных средств (п. 14 ПБУ 6/01). Следовательно, затраты организации, связанные с перемещением объектов основных средств, не влекут изменения первоначальной стоимости основных средств и включаются в расходы по обычным видам деятельности. Аналогичная позиция представлена в письме Минфина РФ от 29.01.2004 N 16-00-14/16.

Следовательно, в бухгалтерском учете расходы организации по демонтажу (монтажу) объекта основных средств следует признать расходами по обычным видам деятельности организации на основании п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации".

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организация-налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом в перечне расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, перечисленных в ст. 270 НК РФ, расходы, связанные с демонтажем и монтажом оборудования при его перемещении из одного подразделения в другое, отсутствуют.

Следовательно, прямых запретов для учета произведенных затрат в целях налогообложения прибыли нет.

Таким образом, затраты, связанные с перемещением оборудования из одного помещения в другое, могут быть учтены в расходах при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

В соответствии со ст. 318 НК РФ данные расходы будут являться косвенными расходами и могут быть признаны в целях налогообложения прибыли в момент их совершения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Скорохватова Римма

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Горностаев Вячеслав

5 марта 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Приказом Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н (зарегистрирован в Минюсте РФ 22.02.2011) внесены изменения в отдельные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету. Текст приказа официально опубликован не был. Пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, а пунктом 12 предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Приказ N 186н вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.
В соответствии с приказом Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н внесены изменения, в частности, в п. 5 ПБУ 6/01. В соответствии с данными изменениями активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб.