Н. Яковенко, налоговый консультант, – для «Федерального агентства финансовой информации»

До недавнего времени считалось, что норма амортизации определяется на дату ввода объекта в эксплуатацию и не может быть изменена в течение всего срока его амортизации, даже если в законодательство были внесены какие бы то ни было поправки. Однако специалисты Минфина решили, что данное правило «работает» далеко не всегда.

В отношении некоторых основных средств компании могут применять к основной норме амортизационных отчислений специальные повышающие и понижающие коэффициенты. С начала 2009 года порядок применения данных коэффициентов регулируется новой статьей Налогового кодекса – 259.3.

Процесс ускорения

При применении повышающих коэффициентов компании получают возможность ускорить списание стоимости основных средств через амортизационные отчисления. Дело это сугубо добровольное, то есть воспользоваться данным правом или нет, решать руководству организации. Согласно статье 259.3 Кодекса организации могут рассчитывать амортизацию с применением специального коэффициента, но не более 2, в следующих случаях:

– при эксплуатации основных средств в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;

– при использовании собственных ОС сельскохозяйственными организациями промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты);

– при использовании ОС компаниями, которые имеют статус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны.

В отношении амортизируемых основных средств, задействованных только в научно-технической деятельности, а также при получении (передаче) подобных объектов по договору лизинга, Кодекс позволяет применить повышающий коэффициент, который не должен превышать 3.

Несложно заметить, что случаи применения повышающих коэффициентов остались точно такими же, какие действовали и в 2008 году. Однако без поправок все-таки не обошлось. Касаются они, в первую очередь, основных средств, переданных по договору финансовой аренды (лизинга) и относящихся к первой – третьей амортизационным группам. По таким объектам теперь нельзя применять специальный коэффициент независимо от того, какой метод начисления амортизации организация закрепила в своей учетной политике. Напомним, что ранее было запрещено подобным образом ускорять списание ОС, только если амортизация по ним начислялась нелинейным способом. В связи с этим возникает резонный вопрос: вправе ли компания продолжить применять данный коэффициент, если в прошлом году он был на вполне законных основаниях задействован в расчетах, а договор лизинга плавно перетек на текущий год?

Представители Минфина не раз указывали на то, что приобретаемое организацией имущество учитывается для целей налогообложения прибыли в соответствии с тем порядком, который действовал на момент ввода данного имущества в эксплуатацию (письмо Минфина от 3 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/767). Однако по какой-то причине чиновники решили сменить свою позицию. В письме от 5 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/677 представители ведомства заявили, что начиная с 1 января 2009 года специальный повышающий коэффициент (не выше 3) не применяется в отношении ОС, являющихся предметом договора лизинга, относящихся к первой – третьей амортизационным группам, независимо от метода начисления амортизации. Благо из данной формулировки можно сделать вывод, что хотя бы не нужно пересчитывать амортизационные отчисления за прошлые периоды, поскольку данный запрет вступил в силу только 1 января текущего года.

Игра на понижение

В большинстве случаев применение понижающих коэффициентов представляется не очень целесообразным, поскольку оно предполагает продление срока полезного использования, установленного Классификацией, в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина от 2 апреля 2008 г. № 03-03-06/2/34). На добровольных началах, наверное, данные коэффициенты стали бы использовать только компании, которые преследуют цель несколько «приукрасить» свои финансовые показатели и увеличить стоимость чистых активов. Грубо говоря, при уменьшении размера амортизационных отчислений соответственно сокращаются расходы, а значит, автоматически увеличивается база по налогу на прибыль.

Стоит отметить, что такой «красоты» можно добиться в рамках бухучета, поскольку показатель «чистые активы» рассчитывается по данным именно бухгалтерского, а не налогового учета. Наверное, руководствуясь тем, что применение понижающих коэффициентов невыгодно налогоплательщикам, законодатели в свое время решили не давать им права выбора, как в случае с повышающими коэффициентами. Так, согласно положению пункта 9 статьи 259 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей до 1 января 2009 г.) по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 600 000 рублей и 800 000 рублей, к основной норме амортизации в обязательном порядке следовало применять коэффициент 0,5.

С 1 января, как уже было сказано ранее, в целях применения специальных коэффициентов нужно руководствоваться положениями статьи 259.3 Кодекса. При этом какого бы то ни было упоминания о понижающих коэффициентах в данной норме не содержится. В письме от 9 октября 2008 г. № 03-03-06/1/573 представители Минфина отметили, что сей факт вовсе не означает, что те компании, которые свои авто ввели в эксплуатацию до начала 2009 года, могут увеличить амортизационные отчисления. Дескать, в соответствии с пунктом 3 статьи 259 Кодекса начисление амортизации осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования. Это означает, что норма амортизации определяется раз и навсегда на дату ввода объекта в эксплуатацию и не может быть изменена в течение всего срока его амортизации. Иными словами, нечего радоваться, начисляйте-ка амортизацию в прежнем порядке, что, к слову сказать, очень даже в интересах бюджета.

Вместе с тем финансистам волей-неволей пришлось передумать. В Законе от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ, благодаря которому в Налоговом кодексе появилась статья 259.3, действительно, данная проблема не затронута, то есть никаких особенностей для сего случая в нем не предусмотрено. Однако благодаря Закону от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ все встало на свои места. Им был дополнен Закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ статьей 27.2, которая гласит: «организации, применявшие к основной норме амортизации специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, имевших первоначальную стоимость соответственно более 600 000 рублей и 800 000 рублей, с 1 января 2009 года указанный коэффициент не применяют». Таким образом, налогоплательщики могут праздновать свою маленькую победу. Теперь независимо от того, когда были введены в эксплуатацию дорогостоящие авто, применять коэффициент не нужно. Кстати говоря, это признал и Минфин (письмо от 5 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/677).