А. Березин, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Любое основное средство в процессе эксплуатации изнашивается. Какие-то недочеты можно исправить за счет периодического проведения ремонта. Однако в один прекрасный момент фирма может придти к выводу, что для последующей экономически обоснованной эксплуатации объект  необходимо модернизировать.

Надо что-то делать

Напомним, что первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расходов на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования (п. 1 ст. 257 НК). В процессе эксплуатации она может быть не только уменьшена, но и увеличена по основаниям, установленным пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса. Рассмотрим более детально возможные варианты.

К достройке, дооборудованию и модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Реконструкция − это переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции ОС для увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Итак, перечисленные виды работ увеличивают первоначальную стоимость ОС и являются капитальными вложениями. Следовательно, затраты организации, направленные на обновление морально и физически устаревших объектов, являются обоснованными расходами и учитываются путем начисления амортизации. Именно такой вывод содержится в письме Минфина от 26 мая 2008 года № 03-03-06/1/332.

Одновременно с этим Кодексом предусмотрено списание 10 процентов расходов на подобное усовершенствование в том отчетном периоде, в котором они произведены (п. 1.1 ст. 259 НК). То есть фирма имеет право сразу же списать в расход часть затрат на реконструкцию и модернизацию объектов. При этом оставшаяся часть таких затрат будет списываться путем амортизации в составе стоимости ОС. Отметим, что данное правило является правом, а не обязанностью, и каждая организация должна сама для себя решить, будет она применять амортизационную премию или нет. Естественно, данное решение должно быть отражено в учетной политике.

Допустим, компания желает воспользоваться правом на списание части стоимости капитальных вложений в расходы отчетного периода. Возникает вопрос о том, в каком периоде это делается. В данном случае необходимо руководствоваться письмом Минфина от 22 января 2008 года № 03-03-06/1/29. Финансисты отмечают, что расходы в виде 10 процентов затрат, осуществленных при модернизации ОС, должны учитываться для целей налогообложения прибыли в месяце, следующем за месяцем их ввода в эксплуатацию. В то же время расходы на капитальные вложения в размере до 10 процентов от затрат, осуществленных при реконструкции, проводимой после ввода объекта в эксплуатацию, для целей налогообложения прибыли учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата изменения первоначальной стоимости основных средств.

Занялись ремонтом

Как видим, порядок списания капитальных вложений может варьироваться. А как обстоит дело с затратами на ремонт? Ведь к работам по текущему ремонту приходится прибегать гораздо чаще.

Расходы на ремонт основных средств, произведенные организацией, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК). Согласно пункту 3 данной статьи, для обеспечения в течение двух и более календарных лет равномерного включения расходов на проведение ремонта ОС компании вправе создавать резервы под предстоящие ремонты.

Порядок образования данных резервов определен статьей 324 Кодекса. Налогоплательщик рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых фирмой самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.

Совокупная стоимость ОС определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых объектов, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов.

При определении нормативов отчислений в резерв фирма обязана определить предельную сумму таких отчислений, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта, частоты замены элементов ОС (узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических ремонтных затрат, сложившуюся за последние три года.

Также статьей 324 Кодекса определен порядок учета расходов на ремонт ОС. Отметим, что отчисления в резерв в течение налогового периода списываются равными долями на последнее число соответствующего года.

В случае создания налогоплательщиком резерва предстоящих расходов, сумма фактически осуществленных ремонтных затрат списывается за счет средств указанного резерва. Если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт в отчетном периоде превышает сумму созданного резерва, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

При подведении годового итога может оказаться, что истратили меньше, чем запланировано; тогда остаток резерва включается в состав доходов.