Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений в некоторых случаях возникает потребность в определении справедливой стоимости нефинансовых активов (например, при принятии к учету излишков, продаже имущества, аренде на льготных условиях и т. п.). Напомним, что само понятие «справедливая стоимость» для целей бухучета у учреждений появилось с внедрением федеральных стандартов, ранее использовалось понятие «рыночная стоимость». В материале разберемся, в чем сходство и различие справедливой и рыночной стоимости объектов НФА, в каких случаях нужно определять справедливую стоимость НФА, как оформить документально.

В чем сходство и различие справедливой и рыночной стоимости?

Определение справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств осуществляется с учетом положений СГС «Концептуальные основы» и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 53 указанного стандарта).

Обратите внимание: справедливая стоимость – это оценка (соответствующая цена), по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить (п. 52 СГС «Концептуальные основы»).

Основными методами определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств являются (п. 54 СГС «Концептуальные основы»):

а) метод рыночных цен;

б) метод амортизированной стоимости замещения.

Представим в таблице, в чем заключается суть указанных методов.

Метод рыночных цен

Метод амортизированной стоимости замещения

Справедливая стоимость определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа. При этом используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные субъектом учета как от независимых экспертов (оценщиков), так и сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе.

Рыночной ценой является цена, которая может быть получена (уплачена) при продаже актива (обязательства) между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить. Рыночной не является расчетная цена, завышенная или заниженная в результате особых условий или обстоятельств, специальных условий или скидок (вычетов, премий, льгот), предоставляемых любой стороной, связанной с фактом хозяйственной жизни (п. 55, 57, 59 СГС «Концептуальные основы»)

Справедливая стоимость определяется как разница между стоимостью восстановления (воспроизводства) актива или стоимостью замены актива в зависимости от того, какая из этих величин меньше, и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости.

Стоимость восстановления (воспроизводства) актива определяется как стоимость полного восстановления (воспроизводства) полезного потенциала актива (например, стоимость восстановления здания в случае его разрушения).

Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования (например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком его полезного использования) (п. 56 СГС «Концептуальные основы»)

Сравнивая понятия «справедливая стоимость» и «рыночная цена» можно сделать вывод, что они схожи. Однако так можно утверждать, если справедливая стоимость определяется методом рыночных цен (в этом случае, по сути, она является рыночной стоимостью). Когда для определения справедливой стоимости используется метод амортизированной стоимости замещения, такая стоимость (оценка) не имеет прямого отношения к рыночной стоимости.

Поэтому далее мы будем использовать понятие «справедливая стоимость» в совокупности с методом ее определения.

По общим правилам для определения справедливой стоимости соответствующего вида актива или обязательства используется (п. 54 СГС «Концептуальные основы»):

1) метод, который предусмотрен нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении оценки соответствующего объекта бухгалтерского учета (то есть используется конкретный метод оценки, установленный нормативным актом в отношении конкретного объекта учета);

2) метод, который наиболее применим и позволяет достоверно оценить справедливую стоимость соответствующего объекта бухгалтерского учета (то есть метод, который учреждение самостоятельно определяет в своей учетной политике в отношении тех или иных объектов учета, если для них нормативными актами не предусмотрен конкретный метод оценки).

В каких случаях необходимо определять справедливую стоимость НФА?

Для целей бухгалтерского учета справедливую стоимость нефинансовых активов необходимо определять в следующих случаях:

1) в отношении материальных запасов (МЗ), основных средств (ОС), нематериальных активов (НМА):

Случаи определения справедливой стоимости

Используемый метод

Основание

Приобретение МЗ, ОС, НМА путем обменной операции в обмен на иные активы (на коммерческих условиях), за исключением денежных средств (их эквивалентов) (например, по договору мены)

Метод рыночных цен

Пункт 16 СГС «Запасы»*, п. 21 СГС «Основные средства»**, п. 15 СГС «Нематериальные активы»***, п. 24 Инструкции № 157н***

Приобретение МЗ, ОС, НМА в результате необменной операции (за исключением получения имущества от собственника или учреждения), например по договору дарения, пожертвования

Метод рыночных цен

Пункт 22 СГС «Запасы», п. 21 СГС «Основные средства», п. 16 СГС «Нематериальные активы», п. 25 Инструкции № 157н

Поступление МЗ в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества

Метод рыночных цен

Пункт 23 СГС «Запасы»

Принятие к учету неучтенных объектов (излишков) МЗ, ОС, НМА по результатам инвентаризации

Метод рыночных цен

Пункты 31, 25 Инструкции № 157н

Отчуждение объектов ОС, НМА, МЗ (за исключением готовой продукции и товаров) не в пользу организаций бюджетной сферы (например, по договорам купли-продажи, дарения, пожертвования)

Метод рыночных цен

Пункт 28 Инструкции № 157н, п. 29 СГС «Основные средства», п. 24 СГС «Нематериальные активы»

При выявлении признаков обесценения или снижения убытка от обесценения ОС, НМА, МЗ (по результатам проведения теста на обесценение)

Устанавливается в учетной политике

Пункты 10, 11, 15, 19, 22, 24 СГС «Обесценение активов»*****

* Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.

** Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

*** Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. Приказом Минфина РФ от 15.11.2019 № 181н.

**** Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

***** Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н.

2) в отношении объектов учета аренды:

Случаи определения справедливой стоимости

Используемый метод

Основание

При определении вида аренды (операционная, неоперационная)

Устанавливается в учетной политике

Пункты 12, 13 СГС «Аренда»*

При принятии к учету объектов аренды, возникающих в рамках договоров безвозмездного пользования или в рамках договоров аренды (имущественного найма), предусматривающих предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (далее – объекты учета аренды на льготных условиях)

Справедливая стоимость арендных платежей определяется передающей стороной (арендодателем) на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях

Пункт 26 СГС «Аренда»

* Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н.

3) в отношении непроизведенных активов, приобретаемых путем обменной операции в обмен на иные активы (на коммерческих условиях), за исключением денежных средств (их эквивалентов), а также в результате необменной операции (п. 28, 30 СГС «Непроизведенные активы»).

К сведению: нефинансовые активы, полученные от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы, в том числе в результате реорганизации учреждений, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) – по стоимости, отраженной в документах, подтверждающих переход прав на активы (в передаточных документах) (п. 52 СГС «Концептуальные основы»).

Если определить справедливую стоимость невозможно…

В федеральных стандартах бухгалтерского учета разъяснены особенности оценки первоначальной стоимости, когда не представляется возможным достоверно оценить справедливую стоимость:

1) объектов НФА, приобретенных путем обменной операции в обмен на иные активы, за исключением денежных средств (их эквивалентов) (на коммерческих условиях), – оценка производится на основании стоимости переданных взамен материальных ценностей или остаточной стоимости переданных основных средств (нематериальных активов). Если данные о стоимости передаваемых взамен объектов НФА или об их остаточной стоимости по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемых взамен НФА нулевая – в условной оценке, равной «один объект – один рубль» (п. 16 СГС «Запасы», п. 23 СГС «Основные средства», п. 16 СГС «Нематериальные активы», п. 29 СГС «Непроизведенные активы»);

2) объектов НФА, полученных в результате необменной операции, – оценка производится на основании стоимости, предоставленной передающей стороной. Если данные о стоимости передаваемых в результате необменной операции объектов НФА по каким-либо причинам не предоставляются предыдущим собственником – в условной оценке, равной «один объект – один рубль» (п. 52 СГС «Концептуальные основы», п. 22 СГС «Запасы», п. 16, 17 СГС «Нематериальные активы»). После получения данных о справедливой стоимости по объекту НФА, отраженному на дату признания в условной оценке, комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов пересматривает балансовую (справедливую) стоимость объекта (п. 25 Инструкции № 157н);

3) объектов учета аренды на льготных условиях – в случае если при признании в учете данные о стоимости передаваемого (получаемого) актива по каким-либо причинам недоступны, такой объект отражается на балансовых счетах в условной оценке, равной одному рублю, с последующим пересмотром его балансовой стоимости, когда данные о стоимости передаваемого (получаемого) актива будут доступны (п. 26 СГС «Аренда»).

Как определить справедливую стоимость НФА методом рыночных цен и оформить документально?

В большинстве учреждений полномочия по определению справедливой стоимости НФА возлагаются на комиссию по поступлению и выбытию активов, созданную в учреждении на постоянной основе.

Как уже отмечалось выше, при определении справедливой стоимости НФА методом рыночных цен используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные учреждением от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные учреждением самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе.

В любом из указанных случаев (по результатам проведенной оценки) нужно составить документ об определении (утверждении) справедливой стоимости объектов НФА, который будет являться основанием для отражения соответствующих записей в бухгалтерском учете (например, акт (протокол) комиссии по поступлению и выбытию активов, утвержденный руководителем, приказ (распоряжение) руководителя). Порядок определения справедливой стоимости (в том числе формы документов, на основании которых объекты принимаются к учету) в зависимости от ситуации (продажа, аренда, пожертвование, дарение, излишки и т. п.) целесообразно предусмотреть в учетной политике.

Оценка рыночной цены независимыми оценщиками осуществляется в рамках Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно ст. 6 данного закона государственные (муниципальные) учреждения имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки (в том числе объектов НФА) на основаниях и условиях, предусмотренных Федеральным законом № 135-ФЗ.

При этом в силу ст. 6 Федерального закона № 135-ФЗ проведение оценки оценщиками является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в частности, при передаче имущества в аренду, продаже или ином отчуждении.

Таким образом, в отношении иного имущества (не предназначенного для продажи, аренды, отчуждения) учреждение вправе по согласованию с учредителем определить способы его оценки: независимыми оценщиками или собственными силами.

Образец акта об определении справедливой стоимости объекта ОС путем привлечения независимых оценщиков приведен на стр. .

При самостоятельном определении рыночной цены комиссией по поступлению и выбытию активов изучению подлежат:

  • данные о ценах на аналогичные материальные (нематериальные) ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;

  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, в средствах массовой информации и специальной литературе;

  • экспертные заключения о стоимости отдельных (аналогичных) объектов НФА (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов).

Как правило, учреждения самостоятельно осуществляют сбор и анализ информации о рыночных ценах в отношении объектов НФА:

  • полученных по договору дарения, пожертвования;

  • выявленных в результате инвентаризации в качестве излишков;

  • имеющих признаки обесценения активов или снижения убытков от обесценения;

  • полученных в результате разборки (ликвидации) ОС.

При аренде имущества на льготных условиях у коммерческих организаций информацию о рыночных ценах по арендным платежам в отношении аналогичного имущества также можно взять из открытых источников (например, в интернете).

Также следует отметить, что при определении справедливой стоимости активов методом рыночных цен учреждению необходимо соблюдать принцип осмотрительности, предусмотренный п. 3 Инструкции № 157н: при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам – не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы.

Таким образом, по мнению автора, чтобы не завышать оценку справедливой стоимости объекта НФА, лучше выбирать наименьшую рыночную цену.

Решение об определении справедливой стоимости НФА необходимо оформить актом (протоколом) комиссии по поступлению и выбытию активов с приложением документов, содержащих данные о ценах на аналогичные материальные (нематериальные) ценности (прайс-листы, цены от поставщиков, данные статистики и т. п.) на дату принятия к учету этих объектов.

Oбразец акта об определении справедливой стоимости объектов НФА путем самостоятельного мониторинга рыночных цен приведен на стр. .

Образец заполнения формы – «СКАЧАТЬ»

Образец заполнения формы – «СКАЧАТЬ»

* * *

В заключение обобщим вышесказанное.

Методы определения справедливой стоимости активов предусмотрены п. 54 СГС «Концептуальные основы», иными федеральными стандартами государственных финансов и Инструкцией № 157н. К ним относятся метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения.

При определении справедливой стоимости объектов НФА используется метод:

1) предусмотренный нормативным актом в отношении конкретного объекта учета;

2) установленный в учетной политике учреждения в отношении тех объектов, по которым нормативными актами не предусмотрен конкретный метод.

Справедливая стоимость, определяемая методом рыночных цен, по сути, является рыночной стоимостью. Хотя в учреждениях в целях бухгалтерского учета последнее понятие уже не применяется.

При определении справедливой стоимости НФА методом рыночных цен используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные учреждением от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные учреждением самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе.

В любом из указанных случаев (по результатам проведенной оценки) нужно составить документ об определении (утверждении) справедливой стоимости объектов НФА, который будет являться основанием для отражения соответствующих записей в бухгалтерском учете.

Если по каким-либо причинам определить справедливую стоимость объектов НФА не представляется возможным, порядок их оценки следует производить с учетом положений федеральных стандартов и Инструкции № 157н. В большинстве случаев в такой ситуации объекты НФА отражаются в условной оценке «один объект – один рубль» с последующим пересмотром их балансовой стоимости.

Порядок определения справедливой стоимости (в том числе формы документов, на основании которых объекты НФА принимаются к учету) в зависимости от ситуации (продажа, аренда, пожертвование, дарение, излишки и т. п.) целесообразно предусмотреть в учетной политике.

Полномочия по определению справедливой стоимости НФА, как правило, возлагаются на комиссию учреждения по поступлению и выбытию активов.