Автор: Иванова А., эксперт журнала

Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" № 4/2020

Учреждение списывает компьютерный стол, который пришел в негодность. Надо ли его утилизировать?

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья содержатся в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89‑ФЗ). Этим законом установлено, что отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89‑ФЗ.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду делятся в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности (ст. 4.1 Федерального закона № 89‑ФЗ):

  • I класс – чрезвычайно опасные отходы;

  • II класс – высокоопасные отходы;

  • III класс – умеренно опасные отходы;

  • IV класс – малоопасные отходы;

  • V класс – практически неопасные отходы.

Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 14 Федерального закона № 89‑ФЗ).

Юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях они передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. В блоке 4 указаны следующие виды отходов:

4 90 000 00 00 0

ПРОЧИЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

4 92 111 11 72 4

отходы мебели деревянной офисной

4 92 111 21 72 5

отходы мебели деревянной офисной (содержание недревесных материалов не более 10 %)

4 92 111 81 52 4

отходы мебели из разнородных материалов

В Письме Росприроднадзора от 03.09.2014 № ВК-03‑04-36/13543 даны разъяснения по содержанию структуры кода отхода. В частности, в нем сказано, что код каждого вида отходов имеет 11‑значную структуру. Первые 8 знаков кода используются для кодирования происхождения вида отходов и их состава. Для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов используются 9‑й и 10‑й знаки кода; 11‑й знак кода – для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Из приведенных выше кодов следует, что отходы мебели:

  • деревянной офисной (код 4 92 111 11 72 4) относятся к IV классу опасности – малоопасные отходы;

  • деревянной офисной (содержание недревесных материалов не более 10 %) (код 4 92 111 21 72 5) относятся к V классу опасности – практически неопасные отходы.

Согласно нормам ст. 9 Федерального закона № 89‑ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизация мебели бюджетного, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона № 89-ФЗ. В этой же статье сказано, что юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизация мебели бюджетного, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I – IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I – IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Отсюда вытекает, что отходы, образовавшиеся в результате деятельности учреждения и отнесенные к I – IV классу опасности, следует утилизировать посредством привлечения специализированной организации, имеющей на этот вид деятельности лицензию.

Если списываемому столу можно присвоить код 4 92 111 11 72 4, то этот вид отходов относится к IV классу опасности и его нужно утилизировать. Для утилизации необходимо заключить договор со специализированной организацией, которая имеет такую лицензию. Передавать стол на утилизация мебели учреждения надлежит по акту приема-передачи в произвольной форме и при наличии у акта всех обязательных для первичного документа реквизитов (см. п. 25 СГС «Концептуальные основы», ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Организация, занимающаяся утилизацией, передаст учреждению, в свою очередь, акт об утилизация мебели учреждения (акт выполненных работ) (он также будет составлен в произвольной форме, но будет содержать обязательные для первичного документа реквизиты, перечень которых приведен в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

В случае если списываемый стол относится к V классу опасности, учреждение вправе его списать, не утилизируя.