ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Напомним, что в балансе дебиторская задолженность отражается за вычетом резерва по сомнительным долгам.

Резерв по сомнительным долгам представляет собой один из видов, так называемых, оценочных резервов. Действующее бухгалтерское законодательство предусматривает начисление организациями трех видов оценочных резервов:

·   резервы под снижение стоимости материальных ценностей;

·   резервы под обесценение вложений в ценные бумаги;

·   резервы по сомнительным долгам.

Создание таких оценочных резервов в бухгалтерском учете вытекает из требования осмотрительности, предъявляемого к учетной политике организации, составляемой в целях ведения бухгалтерского учета. Согласно пункту 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98», принимаемая организацией учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов, учитывая требование осмотрительности.

Иначе говоря, составляя приказ об учетной политике в целях бухгалтерского учета, налогоплательщик должен предусмотреть методику расчета сумм оценочных резервов.

В пункте 70 Положения по ведению бухгалтерского учета, являющегося бухгалтерским нормативным документом, сказано, что организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

В Письме Минфина Российской Федерации от 15 октября 2003 года №16-00-14/316 «О сомнительном долге организации» указано, что у организации-покупателя, перечислившей в соответствии с договором предварительную оплату за товар, обязательства поставщика по отгрузке продукции не могут рассматриваться задолженностью, по которой образуется резерв по сомнительным долгам. То есть, по мнению Минфина Российской Федерации, задолженность, возникшая в результате выплаты аванса поставщику, не может участвовать в создании резерва, иными словами, резерв создается в бухгалтерском учете только под задолженность покупателей.

Что касается бухгалтерского учета, то здесь законодательство четко не определяет, как часто нужно создавать этот резерв и каким образом рассчитывать его сумму.

В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

На основании пункта 11 ПБУ 10/99 отчисления в резервы по сомнительным долгам, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета, являются для организации прочими расходами.

Особенностью резерва по сомнительным долгам является то, что в отличие от остальных видов создаваемых резервов для обобщения информации по данному виду резерва Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» предусмотрен специальный счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».

В бухгалтерском учете сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленная на последний день отчетного (налогового) периода, отражается по кредиту счета 63:

Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
91-2
63
Сформирован резерв по сомнительным долгам

Списание суммы резерва по сомнительным долгам на дату погашения покупателем задолженности, ранее признанной организацией сомнительной, отражается следующими проводками:

Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
51
62
Получены денежные средства
63
91-1
Отражено списание суммы резерва по сомнительным долгам

В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

В бухгалтерском учете присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается следующей проводкой:

Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
63
91-1
Списаны неиспользованные суммы

Пример 1 из консультационной практики ЗАО «BKR - ИНТЕРКОМ - АУДИТ».

Вопрос:

В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н, величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

В целях более точного исполнения вышеуказанного требования прошу практических рекомендаций относительно методики определения платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга.

Ответ:

Согласно действующим нормативным актам по ведению бухгалтерского учета, основой для создания резервов по сомнительным долгам являются следующие условия:

1) резерв может быть создан только по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги (пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н);

2) резерв создается организациями, применяющими метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов (пункт 3.54 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49);

3) резерв создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации, в ходе которой инвентаризационная комиссия путем документальной проверки устанавливает правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, включая те, по которым истекли сроки исковой давности (пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н и пункт 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49), причем дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, признается сомнительным долгом. Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности определен в три года;

4) величина резерва определяется организацией отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н);

5) создание резерва с указанием общего его размера, суммы по каждому сомнительному долгу и вероятности погашения долга должно быть закреплено в учетной политике организации (на основании норм Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н);

Таким образом, в соответствии с тем же пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н:

«Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями».

Специальной методики определения платежеспособности должника для целей пункта 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н не существует. При этом можно опираться на существующие положения, при которых долг может быть признан сомнительным долгом, и, соответственно, должник будет являться полностью неплатежеспособным для кредитора:

- должник признан банкротом без возможности удовлетворения претензий кредиторов;

- произведена ликвидация организации-должника в установленном порядке, а кредитор не предъявил претензий в установленный срок;

- вынесено постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела в связи с невозможностью обнаружения лиц, виновных в хищении имущества организации-дебитора.

Таким же образом, и для оценки вероятности погашения долга, сомнительная дебиторская задолженность несет риск полного или частичного неполучения причитающейся оплаты.

При этом документальным подтверждением невозможности погашения должником задолженности перед организацией могут служить:

- выписки из Единого государственного реестра или справка налогового органа о ликвидации организации-должника;

- уведомление ликвидационной комиссии или решение суда об отказе в удовлетворении требований по взысканию задолженности из-за недостаточности имущества ликвидированной организации-должника; и другие.

При принятии Вашей организацией решения о создании резервов сомнительных долгов должен учитываться принцип осмотрительности в соответствии с пунктом 7 ПБУ 1/98, запрещающий создание скрытых резервов. В частности, это означает, что должна иметь место оценка реальной вероятности неоплаты задолженности, неполной ее оплаты или оплаты со значительным отклонением от установленных сроков (за пределами того календарного года, на который создается соответствующий резерв).

Так как величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично, то в акте инвентаризации расчетов по сомнительным долгам должны быть отражены мероприятия, проведенные кредитором в рамках претензионной работы:

- рассылка писем должникам о погашении долга;

- подписание актов взаиморасчетов с фирмой-должником;

- обращение в налоговые органы по поводу получения выписки из Единого государственного реестра или справки налогового органа о ликвидации фирмы-должника;

- обращение в суд по поводу взыскания долга с фирмы-должника и другие.

Опираясь на данные, полученные в ходе претензионной работы, кредитор обязан определить величину резерва отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

В соответствии с пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Кроме того, просим Вас учесть, что Минфин Российской Федерации в Письме от 12 января 2006 года №07-05-06/2 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2005 год» указывает, что образовывать резервы по сомнительным долгам можно только в тех случаях, когда организация в достаточно высокой степени уверена в полной или частичной неоплате сомнительной задолженности. Если на отчетную дату организация уверена в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты суммы в оплату какой-либо просроченной дебиторской задолженности, то резерв можно не создавать.

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися порядка и способов списания дебиторской и кредиторской задолженности, Вы можете познакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Списание дебиторской и кредиторской задолженности».