Автор: С. М. Линейкина

Журнал «Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение» № 4/2015

Почему Приказ Росалкогольрегулирования от 23.05.2014 № 153, которым утверждены форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения, может так и не вступить в силу?

Вступление в силу Приказа Росалкогольрегулирования от 23.05.2014 № 153, которым утверждены форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения, предусмотрено 01.07.2015 (первоначально предполагалось, что данный документ начнет действовать в конце 2014 года – 14 декабря). Появление указанного документа вызвало у заинтересованных лиц, в том числе у предприятий и предпринимателей, которые в рамках оказания услуг общепита продают алкогольную продукцию, шквал вопросов, касающихся заполнения обозначенного журнала. Выясним, актуальны ли эти вопросы на сегодняшний день.

Начнет ли действовать Приказ № 153?

Как заявила сама Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, форма, утвержденная Приказом № 153, содержит избыточную информацию, поэтому ею по собственной инициативе был разработан проект нового приказа «О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения», которым предусмотрена возможность ведения журнала с использованием меньшего объема информации. Таким образом, Росалкогольрегулированием разработан проект нового приказа в целях оптимизации учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Запланированная дата вступления в силу нового приказа – 01.07.2015. До 06.04.2015 проект приказа вынесен на публичное обсуждение.

Выясним, какие изменения подготовили чиновники и дают ли они ответы на вопросы, возникшие у предприятий общепита.

Сколько должно быть журналов?

Как и прежде, журнал предлагается заполнять по месту осуществления деятельности.

Кто должен заполнять журнал?

Требования Приказа № 153

Положения проекта нового приказа

Организации по каждому обособленному подразделению, указанному в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при перемещении алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной или спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции

Организации или индивидуальные предприниматели на каждом торговом объекте, осуществляющие розничную продажу пива и напитков, изготовленных на основе пива, а также организации, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и напитков, изготовленных на основе пива, сидра, пуаре, медовухи или спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции

Таким образом, количество журналов в первую очередь зависит от количества мест, где ведется деятельность по продаже алкогольной продукции. Определение понятия «место осуществления деятельности» можно найти в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п. 8 ст. 3).

Местом осуществления лицензируемого вида деятельности является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для ведения лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

В свое время Федеральная служба по надзору в сфере природопользования подчеркнула: местом осуществления деятельности не может быть город, регион РФ, субъект РФ или Российская Федерация в целом. Объектом являются здания, помещения, сооружения или иные объекты, подпадающие под приведенное понятие, принадлежащие соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании (Письмо от 19.12.2011 № ВК-08-03-36/16638).

В какой момент возникает необходимость внесения в журнал записи?

Приказом № 153 предусмотрено, что журнал нужно заполнять по мере совершения хозяйственных операций. Для каждой хозяйственной операции создается новая запись.

Росалкогольрегулирование, исходя из того, что формой журнала предусмотрено заполнение двух разделов («Поступления» и «Расход»), разъяснило, что следует понимать под хозяйственной операцией (см. Письмо от 01.09.2014 № 17141/03). В журнал нужно вносить сведения о совершенных хозяйственных операциях, сопровождающихся оформлением первичных учетных документов в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в результате которых произошли поступление или расход алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Проектом нового приказа предусмотрено заполнение журнала только по факту розничной продажи каждой единицы потребительской тары (упаковки) алкогольной и спиртосодержащей продукции. Таким образом, при поступлении продукции записи в журнале вообще не запланировано производить, а при расходе продукции журнал, вполне возможно, придется заполнять только в том случае, когда причиной расхода стала розничная продажа. Заполнение журнала при потерях алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе в результате транспортировки, боя), недостаче, аресте, конфискации проектом не предусмотрено.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общепита, важным является уточнение о том, в какой момент в журнале должна быть произведена запись в случае продажи продукции частями (порциями). Итак, проектом нового закона установлено, что делать это нужно на дату вскрытия потребительской тары (упаковки). Кстати, Росалкогольрегулирование в Письме № 17141/03 рекомендовало информацию о реализованной частями (порциями) алкогольной продукции вносить в журнал после списания единицы потребительской тары с остатков в организации.

Также следует обратить внимание, что проектом нового приказа, в отличие от Приказа № 153, не установлена обязанность по отражению в журнале хозяйственных операций, совершаемых при перемещении алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации.

О заполнении журнала

Журнал, приведенный в приложении 1 к Приказу № 153 (в части раздела «Расход»), выглядит следующим образом.

п/п

Поступления

Расход

 

Содержание записи

Вид и наименование продукции

Емкость тары (упаковки) (л)

Количество тары (упаковки)

Итого расход за отчетный период

1

11

12

13

14

15

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИТОГО

ИТОГО

Проектом нового приказа предложена такая форма журнала.

п/п

Дата розничной продажи

Производитель

Код вида продукции

Наименование продукции

Емкость (л)

Штриховой код

Наименование

ИНН

1

2

3

4

5

6

7

8

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приказом № 153 предусмотрено, что вид и наименование продукции должны отражаться в соответствии с Классификатором видов продукции[1]. У заинтересованных лиц возник вопрос: должно ли наименование продукции быть указано так, как в Классификаторе видов продукции?

Проектом нового приказа предложено классификатором пользоваться только при определении кода вида продукции, а наименование брать из сопроводительных документов. Сопроводительные документы также должны помочь при заполнении граф 3 и 4, в которых необходимо указать наименование и ИНН производителя. Однако здесь возникает вопрос: как заполнять обозначенные графы, если алкогольная продукция приобретена не у производителя? В проекте приказа ответа на этот вопрос нет.

Наибольший интерес в проекте нового приказа вызывает графа 8 «Штриховой код» журнала, которую нужно заполнять при продаже алкогольной продукции, подлежащей маркировке. Речь идет о двухмерном штриховом коде, который наносится на федеральные специальные и акцизные марки (в соответствии с документами, утвержденными приказами Росалкогольрегулирования от 12.05.2010 № 33н и ФТС РФ от 29.01.2007 № 106). Код состоит из 68 символов (цифры и буквы латинского алфавита), что практически исключает возможность заполнения журнала на бумажном носителе (слишком трудоемко).

В случае ведения журнала в электронном виде графу 8 предложено заполнять с использованием программных средств Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). Следует обратить внимание, что журнал в электронном виде в принципе предлагается вести только с применением системы ЕГАИС. Такие задумки, по сути, означают, что розничным продавцам алкоголя хотят предложить начать использовать систему ЕГАИС еще до момента ее официального введения (что намечено на 01.06.2016).

* * *

Заполнять с 01.07.2015 журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в том варианте, что утвержден Приказом № 153, скорее всего, не придется, так как Росалкогольрегулирование подготовило проект нового приказа, содержащего форму журнала, для заполнения которого понадобится меньший объем сведений. В частности, в новой форме журнала предложено делать запись только по факту розничной продажи алкогольной продукции (при продаже алкоголя частями или порциями – на дату вскрытия потребительской тары (упаковки)). Отрицательным в проекте является тот факт, что им запланировано указание в журнале штрихового кода при продаже алкоголя, подлежащего маркировке. Заполнение графы с таким кодом практически невозможно без применения системы ЕГАИС. Будем надеяться, что дату начала исполнения обязанности по заполнению журнала учета розничной продажи алкоголя отложат до 01.06.2016.


[1] Приведен в приложении 1 к Порядку заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденному Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231.