К. Волошин, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Алкогольная продукция относится к той категории товаров, производство и оборот которых находится под жестким контролем государства. Причем за соблюдением правил розничной торговли винно-водочными изделиями представители власти в буквальном смысле слова следят «в оба глаза».

Базовые правила

Как известно, алкогольная продукция подразделяется на питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водку) и вино. Об этом говорится в статье 2 Закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ (далее – Закон № 171-ФЗ).

Необходимо помнить о том, что розничная продажа алкоголя осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий. Таково требование пункта 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ. При этом реализация питьевого этилового спирта разрешена только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Напомним, что постановлением правительства от 19 января 1998 года № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее – Правила). Особое внимание в документе уделено алкогольной продукции.

Согласно пункту 136 Правил не допускается розничная продажа крепких напитков (с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции) в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности. К ним относятся вокзалы, аэропорты, станции метрополитена, оптовые продовольственные рынки и объекты военного назначения. Запрещено продавать алкоголь и на прилегающих к подобным объектам территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин. Кроме того, фирме, решившей продавать такую продукцию, придется обзавестись: стационарными торговыми и складскими помещениями общей площадью не менее 50 квадратных метров; охранной сигнализацией; сейфами для хранения документов и денег.

Более того, категорически запрещена продажа спиртных напитков и вина:

– не маркированных специальными акцизными марками;

– если на потребительской таре единицы товара отсутствует предупреждающая надпись о вреде чрезмерного употребления алкоголя и об имеющихся противопоказаниях;

– несовершеннолетним;

– в детских, образовательных и медицинских организациях;

– в культурных заведениях и спортивных сооружениях (исключение составляют расположенные в них организации или пункты общепита);

– в общественном транспорте городского и пригородного назначения всех видов.

Информация об алкогольной продукции должна содержать: наименование входящих в ее состав ингредиентов; пищевую ценность; объем в потребительской таре; дату и место изготовления и розлива. Об этом говорится в пункте 138 Правил.

Отметим, что на весь ассортимент продаваемого алкоголя фирме придется обзавестись сопроводительными документами, самым важным из которых является товарно-транспортная накладная (ТТН). В придачу следует обязательно иметь под рукой копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортного алкоголя), и аналогичный документ, который является приложением к ТТН, – на отечественные «напитки».

Алкогольная продукция размещается в торговом зале по видам (водка, вино, шампанское, коньяк и др.). Что касается организаций общественного питания, то в их прейскурантах на алкогольную продукцию обязательно указываются: наименование алкогольной продукции и ее объем в потребительской таре; цена – как за целую бутылку, так и за 0,1 л ( 0,05 л).

Выполнять все эти Правила необходимо хотя бы потому, что по требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общепита алкогольной продукции (п. 141 Правил). Следовательно, потребитель при желании может сообщить о нарушениях «кому следует». Кроме того, контролеры могут сами проявить инициативу и проверить деятельность юрлица.

Наказание за оплошность

Ни для кого не секрет, что любой закон работает в полную силу только тогда, когда установлены соответствующие санкции. Об ответственности за нарушение правил розничной торговли алкогольной продукцией говорится в пункте 3 статьи 14.16 КоАП. За несоблюдение Правил и Закона № 171-ФЗ фирме придется заплатить штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей. Велика и вероятность конфискации «забракованного» товара.

Госорган, который может вынести «карательное» решение, – известная любому хозяйствующему субъекту Федеральная налоговая служба (ст. 23.50 КоАП). Об этом напомнил Минфин в письме от 18 декабря 2008 года № 03-13-09/4-191.

Дело в том, что ФНС и ее подразделения являются компетентным органом госконтроля по административной ответственности за фактическими объемами производства и оборота алкогольной продукции. Полномочия в данной сфере возложены на налоговиков Положением о данной службе (утверждено постановлением правительства от 30 сентября 2004 г. № 506).

Напоследок отметим, что нарушения Правил продажи алкоголя видны «практически невооруженным глазом». А посему оспорить в суде претензии ревизоров вряд ли удастся (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 ноября 2008 г. по делу № А29-4906/2008; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2008 г. № А19-6592/08-64-Ф02-5386/08).

К этому добавим, что соблюдение фирмами Правил является объектом пристального внимания и представителей Роспотребнадзора. Соответствующими полномочиями сотрудники данного ведомства наделены статьей 23.49 КоАП. Однако помимо непосредственно части 3 статьи 14.16 Кодекса в арсенале инспекторов и иные меры воздействия на продавцов алкоголя. Так, несоблюдение отдельных положений Правил (например, отсутствие предупредительной надписи) может быть квалифицировано ими как нарушение прав потребителей на основании статьи 14.8 КоАП.