Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, г. Саратов

Глобальные изменения законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) в числе прочих вопросов актуализировали также и тему об обязательности унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 (унифицированные формы «КМ»).

Тема об обязательности унифицированных форм «КМ» обсуждается среди правоприменителей, пожалуй, с самого момента их утверждения. Но внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ изменения в законодательство о применении ККТ заставляют рассмотреть эту тему с новых позиций.

Посвятим этой теме настоящую статью.

Статус Постановления Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132

Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 принято во исполнение Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 «О первичных учетных документах» (которым на Госкомстат РФ возложены функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий).

Согласно п.п. 10, 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 15.10.2016)) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной регистрации Минюстом России.

Согласно п. 17 упомянутых Правил такие нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Аналогичные требования предусматриваются п.п. 8, 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 14.10.2014) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (п. 10 Указа Президента РФ № 763).

Данная позиция подтверждена и конкретизирована, например, в Определениях Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 № 58-О, от 02.11.2006 № 537-О.

На момент принятия Постановления от 25.12.1998 № 132 Госкомстат РФ являлся федеральным органом исполнительной власти. Утвержденные данным Постановлением унифицированные формы первичной учетной документации, как минимум, затрагивают правовой статус организаций и индивидуальных предпринимателей (в части их обязанностей).

Соответственно, для получения статуса нормативного правового акта Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 должно было быть зарегистрировано Минюстом России и официально опубликовано.

Однако, Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 официально не публиковалось и в Минюсте России не регистрировалось. Таким образом, считать его нормативным правовым актом, по нашему мнению, нельзя. Соответственно, оно не содержит и не может содержать общеобязательных для применения правовых норм.

Действующий в настоящее время Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в отличие от предыдущего Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», не обязывает составлять первичные учетные документы по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В иных нормативных актах обязательность применения унифицированных форм «КМ», утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132, также не предусматривается.

Из изложенного, на наш взгляд, однозначно следует, что утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 унифицированные формы «КМ» не являются обязательными к применению.

Эта позиция следует также и из Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Новые разъяснения Минфина России

В Письме от 16.09.2016 № 03-01-15/54413 Минфин России указал, что согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из Федерального закона № 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Учитывая, что Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ, то, по мнению Минфина России, оно не относится к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, и, следовательно, не подлежит обязательному применению.

Отметим, что прежняя редакция Федерального закона № 54-ФЗ не содержала нормы, конкретно определяющей состав законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Это обстоятельство не позволяло ранее использовать логику, изложенную в Письме Минфина России от 16.09.2016 № 03-01-15/54413.

Выводы

Утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 унифицированные формы «КМ» не являются обязательными.

Но, на наш взгляд, из этого вовсе не следует, что соответствующие документы можно вообще не составлять. Не составлять по унифицированным формам и не составлять вообще – это в данном случае принципиально разные вещи.

Так, например, п. 34 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н, и п. 29 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н, предусматривают, что при исполнении государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения и государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей специалистами налоговых инспекций рассматриваются, в том числе, следующие документы:

  • журнал кассира-операциониста;

  • акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

  • журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

  • справка-отчет кассира-операциониста;

  • сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;

  • документация, связанная с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники.

По сути, это все те же документы, которые «формализованы» в унифицированных формах «КМ».

И Приказ Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н, и Приказ Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н официально опубликованы, зарегистрированы в Минюсте России, являются нормативными правовыми актами.

То есть перечисленные выше, предусмотренные Приказами Минфина РФ № 132н и № 133н документы, налоговые органы по-прежнему вправе запрашивать у проверяемых субъектов (с учетом особенностей осуществления ими наличных денежных расчетов). А, соответственно, по-прежнему необходимо их составлять или обосновывать проверяющим причины их несоставления (отсутствия).

Но можно не придерживаться утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 унифицированных форм «КМ», а использовать иные формы (например, доработанные/видоизмененные формы «КМ» или полностью самостоятельно разработанные и утвержденные хозяйствующим субъектом), в необходимой степени отражающие суть фиксируемых операций.

По вопросам налогового консультирования обращайтесь – azhigachev1982@mail.ru