Автор: С. А. Чернов

Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение" № 9/2016

Торговое предприятие (применяющее УСНО) планирует принять участие в региональной выставке-ярмарке «Школьный базар». Должно ли оно оборудовать торговое место ККТ либо торговлю можно осуществлять без применения кассового аппарата (выдавать покупателям по их требованию квитанции)?

Правила применения ККТ при осуществлении расчетов на территории РФ установлены Федеральным законом от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее Закон №54-ФЗ.

Законодатель предусмотрел необходимость применения ККТ не во всех случаях осуществления торговли, а в зависимости от места торговли, его обустроенности, приспособленности для обеспечения показа и сохранности товара, а также вида товара.

В соответствии с п. 2 ст. 2 названного закона организации и предприниматели могут производить расчеты без применения ККТ при осуществлении торговли на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли:

  • магазинов, павильонов;
  • киосков, палаток;
  • автолавок, автомагазинов, автофургонов;
  • помещений контейнерного типа;
  • других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов);
  • открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ[1].

Таким образом, для ответа на вопрос торговое предприятие – «упрощенец» должно четко представлять себе, как будет организована торговля на ярмарке, а также учитывать свой ассортимент товаров. Ниже приведем несколько возможных вариантов.

* Аналогичная ситуация рассматривалась в Постановлении ФАС МО от 24.02.2009 по делу № А41-8433/08: торговля осуществлялась обществом на открытом прилавке территории выставки-ярмарки. Сохранность товара обеспечивалась продавцом как материально ответственным лицом, при закрытии торговой точки товар накрывался занавеской. Суд в данном споре поддержал организацию, указав, что применение ККТ в описанной ситуации необязательно.

Кстати, до 1 июля 2018 года розничные продавцы – организации, применяющие систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД, а также предприниматели, получившие патент, вправе не применять ККТ при условии выдачи потребителю подтверждающего оплату документа (п. 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Административная ответственность

В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ в установленных законодательством РФ случаях влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц – в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;

– на юридических лиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

Это интересно

Отклонение времени на ККТ не должно превышать пяти минут от текущего времени (разд. 2 протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15.06.2000 № 2/56-2000). Расхождение времени покупки с реальным временем на выданном чеке более чем на пять минут является основанием для привлечения организации к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ (Постановление ВС РФ от 24.11.2015 № 308-АД15-10504, Информация ФНС РФ от 30.12.2015). Нарушителю может быть вынесено предупреждение, либо на него может быть наложен штраф:

– на должностных лиц – в размере от 1 500 до 3 000 руб.;

– на юридических лиц – в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Внимание – контрольная закупка

Итак, как уже указывалось выше, невыдача организацией или предпринимателем покупателю (клиенту) при осуществлении с ним наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанного ККТ кассового чека, то есть неприменение ККТ, нарушает требование, преду­смотренное абз. 3 п. 2 ст. 5 Закона № 54-ФЗ, и влечет административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Контроль за применением ККТ возложен на налоговые органы, к компетенции которых, в частности, относится проведение проверки выдачи организациями и предпринимателями (продавцами) кассовых чеков.

Таким образом, действия сотрудника налогового органа, выразившиеся в совершении им как покупателем (клиентом) расчетов с продавцом, в рамках проводимой проверки (контрольной закупки) осуществляются в пределах предоставленных законом полномочий и не подпадают под регулирование Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, касающейся оперативно-разыскных мероприятий по проведению проверочной закупки (вопрос 15 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2015), утвержденного Президиумом ВС РФ 26.06.2015).

Более того, судьи вправе приобщить к материалам дела не только акт контрольной закупки, но и иные, собранные по делу доказательства, в том числе протокол об административном правонарушении, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей и другие документы, в том числе материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.


[1] В настоящее время такой перечень не утвержден.