Екатерина Пашкова, налоговый юрист

Опубликовано в журнале «Современный предприниматель», № 5 (май 2008 года)

  • Как часто проходят кассовые проверки?
  • Какие документы могут потребовать инспекторы?
  • Существуют ли требования к кассовому чеку?

При продаже товаров населению за наличный расчет или с использованием платежных карт предприниматели обязаны использовать контрольно-кассовую технику. Контроль за исполнением этой обязанности возложен на налоговую инспекцию.

Санкции

За неприменение ККМ штраф для предпринимателя составит от 3 до 4 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП РФ). Что именно считается таковым, сказано в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 31 июля 2003 г. № 16. Во-первых, в торговой точке вовсе отсутствует (сломан) кассовый аппарат, когда его использование обязательно, либо чек просто не пробит. Во-вторых, применение в торговле машины, не зарегистрированной в налоговой. В-третьих, если техника не включена в госреестр. Здесь следует отметить, когда те или иные модели исключают из перечня, коммерсант вправе их использовать до полного истечения срока полезного использования.

Этот срок определяется самим бизнесменом в пре делах от 3 до 5 лет.

Четвертое нарушение, приравненное к неприменению ККМ - использование машины без фискальной (контрольной) памяти либо с испорченным блоком памяти, либо с фискальной памятью, но в нефискальном ре жиме. Пятое - нарушение пломбы ЦТО, которое говорит о возможности доступа к памяти. И последний, шестой проступок - пробитие чека с указанием суммы менее, чем уплачена покупателем. Это исчерпывающий перечень нарушений, приравниваемых к неприменению кассы.

Кроме того, если контролеры обнаружат в кассе излишек или недостаток денег, предприниматель может быть оштрафован за нарушение работы с наличностью - от 4 до 5 тыс. руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).

Подсчет визитов

Отдельного нормативного акта, регулирующего про верки ККМ нет. Выявляя нарушения, изучая работу бизнесмена, контролеры следуют нормам Федерального закона о контрольно-кассовой технике от 22 мая 2003 г. № 54ФЗ и Кодекса об административных правонарушениях. Эти документы не устанавливают виды проверок и частоту их проведения.

В целом, все налоговые проверки делятся на плановые и внеплановые. Первые проводятся раз в два года по утвержденному плану, где определяются сроки контроля для каждого бизнесмена. Однако существует мнение, что данное правило не распространяется на проверки ККМ, так как они не являются проверками соблюдения налогового законодательства. Внеплановые ревизии могут проводиться сколь угодно часто, в том числе по жалобам покупателей, обиженных невыдачей чека, или в рамках повторного контроля после выявленного нарушения. Чаще всего ревизии бывают именно такими. Так что ожидать представителей инспекции можно в любое время. И если у предпринимателя уже прошла проверка, это вовсе не означает, что в следующий раз контролеры придут через 2 года.

На пороге ревизоры

Прийти к предпринимателю инспектор вправе только при наличии поручения о проведении проверки соблюдения законодательства о применении ККМ. Форма документа есть в приложении к письму ФНС России от 8 июня 2007 г. № ШТ606/458@. Там же содержат ся образцы акта по результатам проверки, протоколов о нарушении, изъятии документов. Правда данные бланки не являются безусловными, ведомство допускает внесение в них изменений при необходимости.

В поручении о проверке обязательно указываются должности и фамилии контролеров, лицо, ответственное за проверку, а также объекты ревизии и их место нахождение. Отметим, все поручения, выписываемые в инспекции, регистрируются в специальном журнале, выписку из которого можно затребовать, если дело будет рассматриваться в суде. Поручение действительно только при предъявлении служебных удостоверений. Фамилии и наименования должностей в удостоверениях должны совпадать с информацией в поручении. В противном случае акт по результатам подобной проверки, как и штрафы можно оспорить.

Следует помнить и предупредить сотрудников о том, что при проведении проверки необходимо присутствие индивидуального предпринимателя. Поэтому при появлении контролеров сотрудник должен вам сообщить об этом. Продавец может представлять коммерсанта только, когда у него есть на это соответствующая доверенность. Тогда он является законным представителем ИП. Обычно такой бумаги нет. Без ведома предпринимателя подчиненный не вправе что либо подписывать. Кассиры не понимают процессуальных тонкостей и могут указать в протоколе невыгодную информацию, к примеру, подтвердить непробитие чека. А такие сведения опровергнуть сложно.

Документы для инспектора

Разберемся, какие документы могут затребовать проверяющие. В первую очередь, проверяющие потребуют паспорт ККМ, карточку регистрации кассы, опечатанную налоговой. Иногда контролеры требу ют, чтобы карточка была на виду у покупателей. Учтите, делать это необязательно. Карточка должна находиться по месту установки аппарата и предъявляться по требованию (п. 9 порядка, утвержденного приказом Госналогслужбы России от 22 июня 1995 г. № ВГ314/36). То же самое касается журнала кассира-операциониста по форме № КМ-4 1.

Далее ревизоры поинтересуются договором с цент ром технического обслуживания (ЦТО). Его отсутствие может стать поводом для штрафа. Суды в вопросе обязательного наличия договора встают на сторону инспекторов. Основание - ККМ всегда должна быть в исправном состоянии, а проверка исправности ежегодно проводится в ЦТО.

В торговой точке желательно иметь журнал вызова технических специалистов (форма № КМ8), акт по форме № КМ1, который составляется при вводе кассы в эксплуатацию и при инвентаризации для перевода денежных счетчиков на нули. Контролеры нередко изучают договор с продавцом (кассиром). Отметим, с ним может быть оформлен только трудовой контракт. В противном случае с сотрудником нельзя подписать договор о полной материальной ответственности. Кстати, эту бумагу тоже могут попросить.

Кроме перечисленных документов часто проверяют наличную выручку в кассе. Если проверка проходит в конце рабочего дня, ревизоры посмотрят Z-отчет.

В середине дня инспекторы сопоставят сумму наличности в кассе с промежуточным X-отчетом.

Обнаруженные недостача или излишек денежных средств в ящике ККМ отражаются в акте по форме № КМ-9. Данный факт сам по себе не является основанием для привлечения к ответственности, лишь поводом для пристального внимания. Ведь предприниматель должен оприходовать наличность в день получения. Если в течение дня сумма налички в кассе с показателями отчета расходятся, это не является нарушением. Показатели должны совпадать с данными журнала кассира-операциониста на начало и конец дня. И если будут расхождения, тогда грозят санкции за нарушение работы с наличностью (ст. 15.1 КоАП РФ).

Потребовать могут справку-отчет кассира-операциониста по форме № КМ6. За ее непредставление (как и других бумаг) оштрафуют на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ). А вот наличие в этом документе ошибок не влечет за собой применение санкций.

Обследование аппарата

Проверяющие изучат не только документы, но и сам кассовый аппарат. Особое внимание уделяется пломбе ККМ и наличию посторонних устройств, предназначенных для несанкционированного изменения информации в фискальной памяти аппарата. Устанавливать внутренние корректирующие устройства также не стоит.

Сегодня инспекторы вооружены специальными устройствами, с помощью которых можно сравнить эталонный образец фискальной памяти с той микро схемой, которая используется в проверяемой ККМ.

Кроме того, установка различных устройств невозможна без нарушения пломбы. Любое повреждение пломбы - повод для санкций. Правда, в подобном случае важно, имелась ли возможность доступа к фискальной памяти. Если нет - вины предпринимателя нет. А вот работа с ККМ, у которой пломба отсутствует либо повреждена, указывает на возможность доступа к фискальной памяти. А это квалифицируется как неприменение ККМ.

Любая касса должна иметь знаки «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание». Это голограммы, размещенные на стороне корпуса, обращенной к покупателю. Отсутствие и даже повреждение голограммы также может служить сигналом контролерам для применения штрафных санкций. Правда, налоговикам придется доказать, что отсутствие голограммы могло стать причиной доступа к фискаль ной памяти, и если других проступков нет, штраф можно оспорить (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2007 г. № КАА40/6007).

Кассовый чек

При проверке особое внимание уделяется и кассовому чеку. Он должен содержать все обязательные реквизиты и ясно читаться.

О том, какие реквизиты в нем должны быть, сказа но в положении по применению ККМ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745. Свои разъяснения на этот счет дает Минфин России в письме от 5 января 2004 г. № 160017/2.

Итак, на чеке указываются: наименование предпринимателя, его ИНН, заводской номер кассовой машины, порядковый номер чека, дата и время покупки (оказания услуги), ее стоимость. Обязательно на чеке должен стоять признак фискального режима.

Обычно буква «Ф», или «F» либо слова «фиск. режим», «фискальный чек» - зависит от модели аппарата. Если хотя бы одного из упомянутых реквизитов нет, аппарат посчитают неисправным. На чеке разрешается печатать и другие сведения. Например, сумму сдачи, указатель секции магазина, наименование или код товара, шифр и фамилию кассира. Но эти данные не являются обязательными.

Вручать чек следует одновременно со сдачей. Если вы сначала отдали деньги - это считается нарушением правил использования ККМ. Проверяющие часто провоцируют продавцов на следующий проступок: покупая товар, дают крупную купюру, рассчитывая, что мелкой сдачи не найдется. И пока продавец, отдав чек, ищет сдачу, в протоколе записывается: «уплаченная сумма выше указанной в чеке». Ну а далее следует штраф за неприменение ККМ. Так что чек следует передавать только вместе со сдачей. Проверяющие могут придраться к любым мелочам. Например, почему на контрольной ленте пробит чек на сумму 0 руб. 00 коп. Если это ошибочно выданный чек, то продавец должен оформить соответствующий акт и приложить его к Z отчету. Когда акта нет, значит, присутствует пробитие суммы меньшей, чем заплатил покупатель, и вы привлекаетесь к ответственности. В такой ситуации не надо теряться: шансов доказать факт злоумышленного пробития «нулевого» чека у инспекторов практически нет. При чиной появления такого чека может стать, например, проверка хода ленты, об этом и нужно сказать контролерам либо указать в акте проверки.

Результат контроля

По результатам проверки составляется акт, где фиксируется выявленное нарушение или его отсутствие. Привлечение к административной ответственности можно оспорить как по материальным, так и по процессуальным основаниям. Протокол и постановление должны содержать точные данные о времени совершения административного правонарушения, отсутствие таких данных позволяет признать санкции незаконными (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 апреля 2007 г. № А6526215/2006СА3 38). Те же последствия будут и в случае, когда нарушается процедура привлечения к ответственности (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2007 г. № КАА40/53487).

Пример

В торговых точках предпринимателя отсутствовали кассовые аппараты. В результате проверки инспекторы оштрафовали его за неприменение ККМ. Нарушение действительно имело место, все материалы дела подтверждали это, согласились с этим и судьи. Но коммерсанту удалось избежать санкций. Инспекторы нарушили порядок привлечения к административной ответственности. Протоколы, послужившие основанием для вынесения постановлений о штрафах, были составлены в отсутствие предпринимателя или его законного представителя. Данное обстоятельство является существенным, так как лишает ИП права давать объяснения в свою защиту (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2007 г. № КА-А40/5623-07).

Если у вас возникают сомнения в законности привлечения вас к ответственности, в правильности процедуры, законности действий контролеров, это следует указать. Коммерсанту не стоит отказываться от под писания акта и протокола. Поставив подпись, дату, прочеркнув пустые строки, чтобы в документе не поя вилось того, чего в нем не было, он вправе сделать оговорку: «с указанными данными не согласен». С таким актом будет проще оспорить санкции, если дело дойдет до суда.

1 Унифицированные формы № КМ-1 - КМ-9 утверждены постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.