Автор: Семина Л. , эксперт журнала
Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 11/2019
Какие платные услуги государственные (муниципальные) библиотеки могут оказывать без применения ККТ?
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ[1] контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими наличных расчетов и расчетов с применением электронных средств платежа.
На общих основаниях также применяют ККТ учреждения, оказывающие платные услуги населению. Действовавшее в отношении них освобождение от использования кассовых аппаратов утратило силу с 1 июля 2019 года (п. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ[2]).
При этом стоит учитывать, что Федеральный закон № 54-ФЗ предусматривает отдельные случаи, при которых разрешается вести расчеты без ККТ. Так, согласно п. 12 ст. 2 ее могут не применять государственные и муниципальные библиотеки, а также библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в своих помещениях платных услуг населению, связанных с библиотечным делом. Причем перечень таких услуг устанавливается Правительством РФ. На сегодняшний день действует перечень, утвержденный Распоряжением от 07.10.2019 № 2315-р.
С учетом положений данного перечня государственные (муниципальные) библиотеки вправе оказывать без ККТ следующие платные услуги.
Услуги, связанные с копированием. К таким услугам относятся:
-
ксерокопирование;
-
сканирование текста;
-
фотокопирование (фотографирование);
-
микрофильмирование.
Информационные, справочно-консультационные услуги. Включают в себя:
-
поиск информации в электронных ресурсах и в Интернете;
-
выполнение тематических, уточняющих, фактографических информационных запросов;
-
определение классификационных индексов, авторского знака;
-
составление библиографического описания (в том числе макета каталожной карточки);
-
составление и редактирование библиографического списка литературы;
-
проверка наличия документа в фонде библиотеки и в фондах других библиотек;
-
определение библиометрических и иных показателей публикационной активности;
-
индивидуальное информирование по теме постоянно действующего запроса;
-
патентный поиск;
-
услуги межбиблиотечного абонемента (МБА), в том числе международного (ММБА), и электронной доставки документов (ЭДД).
Сервисные услуги, связанные с основной деятельностью библиотеки. В такие услуги входят:
-
оформление (изготовление) постоянного и разового читательского билета;
-
предоставление индивидуальных читательских мест повышенной комфортности (пользование индивидуальным кабинетом с комплексом оборудования, пользование персональным компьютером и др.);
-
предоставление рабочего места с доступом в Интернет;
-
проведение экскурсий по библиотеке;
-
выдача книг на ночной абонемент;
-
дистанционный предварительный заказ изданий (по телефону, факсу, электронной почте и др.);
-
продление права пользования документом сверх установленного срока;
-
прием и отправка сообщений по факсу, электронной почте;
-
предоставление в пользование электронных презентаций, видео- и аудиопродуктов, созданных библиотекой;
-
редактирование текстов, в том числе списков литературы в соответствии с ГОСТом;
-
оформление титульных листов, других элементов макета издания;
-
услуги перевода;
-
запись информации на электронный носитель заказчика (в том числе звукозапись);
-
набор текста на компьютере;
-
распечатка на принтере;
-
архивирование информации;
-
форматирование электронного носителя;
-
проверка электронного носителя на наличие вируса;
-
обучение навыкам самостоятельной работы на компьютере;
-
корректировка цифровых копий изображений без ретуши;
-
консультации по работе на компьютере, по поиску в правовых и иных электронных базах данных;
-
организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
-
реализация сувенирной продукции на мероприятиях, организуемых библиотекой;
-
продажа списанных из фондов изданий и печатной продукции самой библиотеки;
-
проведение фото-, кино-, видеосъемки интерьеров и выставочных экспозиций;
-
предоставление материалов из фонда библиотеки для фото- и видеосъемки;
-
предоставление пользователям материалов и принадлежностей, необходимых им для работы;
-
экспертная оценка документов и информационной продукции;
-
распознавание текста электронных копий документов;
-
распространение информационных материалов сторонних организаций культурно-просветительского и образовательного характера;
-
техническое 3D-моделирование;
-
создание электронных продуктов;
-
просмотр лицензионных CD и DVD-дисков.
Реставрационные услуги. К реставрационным относят следующие услуги:
-
консервация и реставрация документов;
-
ручная и механизированная реставрация документов;
-
ламинирование;
-
переплетные и брошюровочные работы;
-
фазовая консервация;
-
обеспыливание и дезинфекционная обработка документов;
-
микробиологический анализ поверхности материалов;
-
определение биостойкости.
Несмотря на то что при оказании перечисленных услуг библиотеки вправе не применять ККТ, они обязаны выдать покупателю (клиенту) документ, подтверждающий прием платы (наличных денежных средств) за оказанную услугу. В качестве такого можно использовать квитанцию (ф. 0504510).
[1] Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
[1] «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».