Автор: Семина Л. , эксперт журнала

Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 11/2019

Какие платные услуги государственные (муниципальные) библиотеки могут оказывать без применения ККТ? 

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ[1] контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими наличных расчетов и расчетов с применением электронных средств платежа.

На общих основаниях также применяют ККТ учреждения, оказывающие платные услуги населению. Действовавшее в отношении них освобождение от использования кассовых аппаратов утратило силу с 1 июля 2019 года (п. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ[2]).

При этом стоит учитывать, что Федеральный закон № 54-ФЗ предусматривает отдельные случаи, при которых разрешается вести расчеты без ККТ. Так, согласно п. 12 ст. 2 ее могут не применять государственные и муниципальные библиотеки, а также библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в своих помещениях платных услуг населению, связанных с библиотечным делом. Причем перечень таких услуг устанавливается Правительством РФ. На сегодняшний день действует перечень, утвержденный Распоряжением от 07.10.2019 № 2315-р.

С учетом положений данного перечня государственные (муниципальные) библиотеки вправе оказывать без ККТ следующие платные услуги.

Услуги, связанные с копированием. К таким услугам относятся:

  • ксерокопирование;

  • сканирование текста;

  • фотокопирование (фотографирование);

  • микрофильмирование.

Информационные, справочно-консультационные услуги. Включают в себя:

  • поиск информации в электронных ресурсах и в Интернете;

  • выполнение тематических, уточняющих, фактографических информационных запросов;

  • определение классификационных индексов, авторского знака;

  • составление библиографического описания (в том числе макета каталожной карточки);

  • составление и редактирование библиографического списка литературы;

  • проверка наличия документа в фонде библиотеки и в фондах других библиотек;

  • определение библиометрических и иных показателей публикационной активности;

  • индивидуальное информирование по теме постоянно действующего запроса;

  • патентный поиск;

  • услуги межбиблиотечного абонемента (МБА), в том числе международного (ММБА), и электронной доставки документов (ЭДД).

Сервисные услуги, связанные с основной деятельностью библиотеки. В такие услуги входят:

  • оформление (изготовление) постоянного и разового читательского билета;

  • предоставление индивидуальных читательских мест повышенной комфортности (пользование индивидуальным кабинетом с комплексом оборудования, пользование персональным компьютером и др.);

  • предоставление рабочего места с доступом в Интернет;

  • проведение экскурсий по библиотеке;

  • выдача книг на ночной абонемент;

  • дистанционный предварительный заказ изданий (по телефону, факсу, электронной почте и др.);

  • продление права пользования документом сверх установленного срока;

  • прием и отправка сообщений по факсу, электронной почте;

  • предоставление в пользование электронных презентаций, видео- и аудиопродуктов, созданных библиотекой;

  • редактирование текстов, в том числе списков литературы в соответствии с ГОСТом;

  • оформление титульных листов, других элементов макета издания;

  • услуги перевода;

  • запись информации на электронный носитель заказчика (в том числе звукозапись);

  • набор текста на компьютере;

  • распечатка на принтере;

  • архивирование информации;

  • форматирование электронного носителя;

  • проверка электронного носителя на наличие вируса;

  • обучение навыкам самостоятельной работы на компьютере;

  • корректировка цифровых копий изображений без ретуши;

  • консультации по работе на компьютере, по поиску в правовых и иных электронных базах данных;

  • организация и проведение культурно-массовых мероприятий;

  • реализация сувенирной продукции на мероприятиях, организуемых библиотекой;

  • продажа списанных из фондов изданий и печатной продукции самой библиотеки;

  • проведение фото-, кино-, видеосъемки интерьеров и выставочных экспозиций;

  • предоставление материалов из фонда библиотеки для фото- и видеосъемки;

  • предоставление пользователям материалов и принадлежностей, необходимых им для работы;

  • экспертная оценка документов и информационной продукции;

  • распознавание текста электронных копий документов;

  • распространение информационных материалов сторонних организаций культурно-просветительского и образовательного характера;

  • техническое 3D-моделирование;

  • создание электронных продуктов;

  • просмотр лицензионных CD и DVD-дисков.

Реставрационные услуги. К реставрационным относят следующие услуги:

  • консервация и реставрация документов;

  • ручная и механизированная реставрация документов;

  • ламинирование;

  • переплетные и брошюровочные работы;

  • фазовая консервация;

  • обеспыливание и дезинфекционная обработка документов;

  • микробиологический анализ поверхности материалов;

  • определение биостойкости.

Несмотря на то что при оказании перечисленных услуг библиотеки вправе не применять ККТ, они обязаны выдать покупателю (клиенту) документ, подтверждающий прием платы (наличных денежных средств) за оказанную услугу. В качестве такого можно использовать квитанцию (ф. 0504510). 


[1] Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

[1] «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».