Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

Какие документы необходимы для открытия счета МФО? Рассмотрим особенности открытия банковского счета для МФО.

Деятельность МФО регламентируется Федеральным законом от 02.07.2010 г. №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее по тексту – Закон №151-ФЗ). МФО предоставляют небольшие займы (до 1 млн. рублей), которые сопровождаются заключением договора между заемщиком и займодавцем. Такие организации могут создаваться в виде фондов, НКО, стандартных хозяйствующих субъектов.

При открытии банковского счета, кредитные учреждения руководствуются следующими нормативными документами:

  • Инструкцией «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» от 30.05.2014 г. №153-И;

  • Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. №115-ФЗ;

  • Положением «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» №499-П от 15.10.2015 г.

Особенности открытия банковского счета для МФО

Особенности деятельности МФО связаны с необходимостью предоставления дополнительных документов для открытия банковского счета.

Так, в одном из столичных банков для открытия банковского счета для МФО наряду со стандартным перечнем документов, необходимо дополнительно представить:

  • Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ*, утвержденные единоличным исполнительным органом юридического лица – МФО;

Примечание:

ПОД/ФТ - противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (ПОД) и финансированию терроризма (ФТ).

Например 

Правила внутреннего контроля (далее по тексту – ПВК) МФО могут включать в себя следующие программы:

- организации системы ПОД/ФТ;

- идентификации Клиента;

- управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (программа управления риском);

- выявления в деятельности Клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (программа выявления операций);

- документального фиксирования информации;

- определения порядка приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом;

- подготовки и обучения кадров МФО в сфере ПОД/ФТ;

- проверки осуществления внутреннего контроля за соблюдением МФО и её сотрудниками законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, ПВК по ПОД/ФТ;

- хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

- порядка предоставления сведений в Уполномоченный орган;

- изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании;

- организации работы по отказу в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции;

- определения порядка применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента и порядок проведения проверки наличия среди своих Клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки).

Ряд банков запрашивают информационное письмо (в произвольной форме) в части наличия у организации утвержденных ПВК в целях противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и назначенного специального должностного лица, ответственного за их реализацию.

  • Приказ об утверждении ПВК по ПОД/ФТ;

  • Приказ о назначенного специального должностного лица, ответственного за реализацию юридическим лицом – МФО ПВК по ПОД/ФТ;

  • Правила предоставления микрозаймов, утвержденные юридическим лицом – МФО;

  • Договор аренды или документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости, в которых юридическое лицо - МФО осуществляет свою хозяйственную деятельность;

  • Отчетность (отчет о микрофинансовой деятельности МФО и отчет о персональном составе руководящих органов МФО) на последнюю отчетную дату согласно Указанию Банка РФ от 11.03.2016 г. №3979-У «О формах и сроках и порядке составления и представления в Банк РФ документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов МФО», на бумажном носителе, заверенная юридическим лицом – МФО;

  • Реестры заемщиком юридического лица – МФО за последние 3 месяца.

Важно!

ПВК МФО определяют порядок организации и осуществления внутреннего контроля в МФО и являются комплексным документом, который регламентирует деятельность МФО по ПОД/ФТ и содержит описание принимаемых МФО мер и процедур, определенных программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

ПВК по ПОД/ФТ, а также изменения и дополнения к ним утверждаются руководителем МФО.

Статья актуальна на 26.10.2016