Компания ГАРАНТ

В сентябре 2011 года организация оплатила работы по разработке ее логотипа. Данный логотип не регистрируется. Его разрабатывали для использования на конвертах, визитках и прочее, то есть для создания фирменного стиля. Стоимость создания логотипа составила 30 000 руб., что для организации является несущественными затратами. Как в связи с изменениями в законодательстве в 2011 году отражать в бухгалтерском учете указанные расходы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Компания вправе самостоятельно определить, учитывать ли ей расходы по разработке логотипа компании на счете 97 или учесть данные затраты в составе расходов единовременно (поскольку затраты несущественны).

Обоснование позиции:

По определению, приведенному в Толковом словаре системы ГАРАНТ, логотип - специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (или группы товаров данной фирмы).

Разработка логотипа осуществляется для того, чтобы заставить потребителей узнавать компанию или выбранный продукт. Фирменный знак и логотип фирмы образуют "фирменный блок", в который могут войти поясняющие надписи (страна производства товара, почтовый адрес, телефон и телекс фирмы), а также "фирменный лозунг" (техническое и коммерческое "кредо" фирмы), объединенные в единую композицию. То есть "фирменный блок" предназначен для индивидуализации товара и его производителя.

В главе 76 ГК РФ выделены следующие средства индивидуализации:

- фирменное наименование (ст.ст. 1473-1476 ГК РФ);

- товарный знак и знак обслуживания (ст.ст. 1477-1515 ГК РФ);

- наименование места происхождения товара (ст.ст. 1516-1537 ГК РФ);

- коммерческое обозначение (ст.ст. 1538-1541 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Другими словами, логотип и фирменный знак могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.

В рассматриваемой ситуации компания является правообладателем неисключительных прав по договору на разработанный логотип и не регистрирует его как товарный знак.

В соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н) в редакции, действующей с 1 января 2011 года (пп. 14 п. 1 приложения к приказу Минфина России от 24.12.2010 N 186н, далее - Приказ N 186н), затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Из прямого прочтения п. 65 Положения N 34н следует, что учесть затраты, осуществленные организацией в одном отчетном периоде, в составе расходов следующих периодов возможно только в том случае, если произведенные затраты отвечают понятию актива.

При этом План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов), с 2011 года не изменились, и перечень объектов учета на счете 97 "Расходы будущих периодов" остается открытым.

Не претерпел никаких изменений и п. 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99), в соответствии с которым в случае, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы признаются в Отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами.

Отметим, что на основании п.п. 7.2 и 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997 (далее - Концепция), активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Актив признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности.

В свою очередь, расходы признаются в отчете о прибылях и убытках, когда возникшее уменьшение в будущих экономических выгодах, обусловленное уменьшением актива, или увеличение обязательства может быть измерено с достаточной степенью надежности. Если же расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется опосредованно, расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между периодами. Затраты признаются как расход отчетного периода, когда очевидно, что они не принесут будущих экономических выгод организации, или когда будущие экономические выгоды не отвечают критерию признания актива в бухгалтерском балансе (п. 8.6 Концепции).

При этом в соответствии с п. 6.3.4 Концепции при формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. Учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности) (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Поскольку логотип не зарегистрирован в Роспатенте, его нельзя отнести к НМА (пп. "б" п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов").

Однако ни одно ПБУ не устанавливает порядок списания для данного вида затрат. Поэтому при решении вопроса об учете затрат по разработке логотипа компании в составе будущих расходов необходимо исходить из того, отвечают ли произведенные затраты понятию актива.

По нашему мнению, затраты по разработке логотипа компании отвечают критериям актива. При этом расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, а связь между доходами и расходами не может быть определена четко. Следовательно, согласно п. 19 ПБУ 10/99 указанные расходы можно распределить между отчетными периодами.

В то же время, поскольку затраты по созданию логотипа несущественны и руководствуясь требованием рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"), полагаем, что для целей бухгалтерского учета расходы по разработке логотипа компании могут быть признаны в учете единовременно.

Таким образом, на сегодняшний день компания вправе самостоятельно определить, учитывать ли ей расходы по разработке логотипа компании на счете 97 или же признать эти затраты в составе расходов единовременно. Выбранный способ учета следует закрепить в учетной политике. Принятие Приказа N 186н является основанием для изменения учетной политики организаций, утвержденной на 2011 год (п. 10 ПБУ 1/2008).

Отражение в отчетности

С отчетности за 2011 год действуют новые формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н).

В зависимости от принятого компанией решения в бухгалтерской отчетности в новой форме Отчета о прибылях и убытках расходы по разработке логотипа компании следует отразить в составе затрат по строке 2120 "Себестоимость продаж" (либо в составе коммерческих или управленческих расходов, соответственно, по строкам 2210 или 2220) (в случае, если компания примет решение списать расходы по разработке логотипа единовременно).

Если компания примет решение учитывать затраты по разработке логотипа на счете 97 и при этом срок списания в расходы будет более 12 месяцев, то в таком случае этот актив, по нашему мнению, следует отразить в Бухгалтерском балансе в разделе 1 Внеоборотные активы в составе НМА (п. 19 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", п. 3 Приказ N 66н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Покровская Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

1 декабря 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.