Автор: Шелег Е. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Межрегиональная инспекция ФНС по камеральному контролю с целью правильного применения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров (НСПТ) направила обзор по интересующим участников оборота вопросам (далее – Обзор). О Письме ФНС России от 08.07.2022 № 08-05/0727@ читайте далее.

По вопросу отказа в приеме уведомления о перемещении товара

Прием уведомления о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС может быть отклонен. Сообщение об ошибке при этом может быть таким:

Содержание ошибки

На что указывает ошибка

Идентификационный код (номер) покупателя государства – члена ЕАЭС, которому перемещается товар, указан не верно

Неверно указан именно идентификационный код покупателя

Разъяснение ФНС.

Информация о субъекте хозяйствования – идентификационный код (номер):

  • для Республики Армения – учетный номер налогоплательщика (УНН – 8 символов);

  • для Республики Беларусь – учетный номер плательщика (УНП – 9 символов);

  • для Республики Казахстан – индивидуальный идентификационный номер (ИНН – 12 символов) или бизнес-идентификационный номер (БИН – 12 символов);

  • для Кыргызской Республики – идентификационный налоговый номер налогоплательщика (ИНН – 14 символов);

  • для Российской Федерации – идентификационный номер налогоплательщика (ИНН – 10 символов (для юридических лиц), 12 символов – для индивидуальных предпринимателей)

Отсутствует информация в системе прослеживаемости с регистрационным номером партии товара, подлежащего прослеживаемости, указанного в атрибуте <РегНомерТов>

В уведомлении о перемещении указан товар, не подлежащий прослеживаемости

Разъяснение ФНС.

Участнику оборота товаров необходимо подать корректировочное уведомление о перемещении товара (Порядок заполнения уведомления о перемещении товаров*)

* Приложение 5 к Приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@.

По вопросу представления уведомления об остатках

Из Обзора следует, что возникает довольно много вопросов по представлению уведомления об имеющихся остатках товаров с «прослежкой» по состоянию на 08.07.2021, использованных в производстве при оказании услуг, освобождаемых от налогообложения.

В связи с этим ФНС напоминает:

  • в соответствии с п. 28 Положения о НСПТ (Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108) при приобретении прослеживаемого товара до 08.07.2021 участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны представить уведомление об остатках не позднее дня совершения операций с такими товарами;

  • согласно п. 33 Положения о НСПТ при совершении участником «прослеживаемых» операций, не подлежащих отражению в декларации по НДС, необходимо представить отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.

По вопросу внесения изменений в уведомление об остатках и отказе в приеме корректировочного уведомления

В случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок участник оборота товаров с «прослежкой» обязан (не позднее следующего рабочего дня с даты обнаружения данного факта) внести необходимые изменения – подать корректировочное уведомление об остатках.

Бывает, что в первичном уведомлении об остатках некорректно сформирован РНПТ. В этом случае в корректировочном уведомлении об остатках указывают:

  • в строках 1 и 2 – номер и дату первичного уведомления;

  • в строке 3 – номер корректировки;

  • в строке 15 – РНПТ с корректными данными (Порядок заполнения уведомления об остатках, приложение7 к Приказу ФНС России № ЕД-7-15/645@).

Если уведомление об остатках подано ошибочно, его нужно аннулировать. Для этого подают корректировочное уведомление об остатках с указанием количества товара, равного нулю.

В случае если уведомление об остатках отклонено по причине «Указанная партия товара <РНПТ> не была зарегистрирована по уведомлению <НомУвед> от <ДатаУвед>…», что указывает на отсутствие в корректировочном уведомлении об остатках РНПТ, присвоенного ранее по первоначальному уведомлению, участнику необходимо подать корректировочное уведомление об остатках, добавив РНПТ в тег «РегНомерТов».

По вопросу отражения разных значений при заполнении строк 13 и 17 в уведомлении об остатках

В соответствии с Порядком заполнения уведомления об остатках в названных строках отражают следующую информацию:

Содержание строки

Что указывается в строке, если уведомление об остатках оформляется на товары, указанные в нескольких строках первичного учетного документа с одним и тем же кодом ТН ВЭД ЕАЭС и одной и той же единицей измерения

13 «Количество товаров в соответствии с первичным учетным документом»

Общее количество товаров из «первички» с одним и тем же кодом ТН ВЭД ЕАЭС и одной и той же единицей измерения

17 «Количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара»

Общее количество товаров из «первички» с одним и тем же кодом ТН ВЭД ЕАЭС и одной и той же единицей измерения, пересчитанное в единицу измерения, установленную Перечнем прослеживаемых товаров*

* Утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110.

Количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости (код и соответствующее ему условное обозначение), определяется согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).

Таким образом, значения строк 13 и 17 различаются в том случае, если количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости (код), отличается от количества товаров в соответствии с первичным учетным документом.

По вопросу отражения в уведомлении об остатках в качестве «первички» не утвержденного Росстатом документа

Уведомление об остатках заполняется на основании первичного учетного документа, оформленного по результатам инвентаризации (акт инвентаризации, инвентаризационная опись и т. д.) товаров с «прослежкой», либо иной «первички», отражающей сведения о наличии товара в собственности.

В Обзоре ФНС напомнила, что в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» хозяйствующие субъекты могут использовать самостоятельно разработанные формы, содержащие все обязательные реквизиты первичного учетного документа и закрепленные в учетной политике.

В связи с этим, подчеркивает ФНС, уведомление об остатках может формироваться на основании любого первичного учетного документа организации, оформленного по результатам инвентаризации либо отражающего сведения о наличии товара в собственности.

По вопросу заполнения в уведомлении об остатках кода ТН ВЭД ЕАЭС либо ОКПД 2

Признак обязательности элемента (ПОЭ) определяет обязательность наличия элемента (совокупности наименования элемента и его значения) в файле обмена и может принимать следующие значения:

Значение ПОЭ

Расшифровка

«О»

Наличие элемента в файле обмена обязательно

«Н»

Наличие элемента в файле обмена необязательно, то есть элемент может отсутствовать

«ОК»

Элемент принимает ограниченный перечень значений (по классификатору, кодовому словарю и т. п.). В этом случае ПОЭ дополняется символом «К»

«НУ» или «ОКУ»

В случае описания в XML схеме условий, предъявляемых к элементу в файле обмена, описанных в графе «Дополнительная информация», в ПОЭ добавляется значение «У»

Элементам «код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС» и «код товара в соответствии с ОКПД 2» установлен признак обязательности элемента «НКУ».

Из таблицы 4.10 приложения 11 к Приказу ФНС России № ЕД-7-15/645@ следует, что элемент «код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС» принимает значение в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС, указанными в Перечне прослеживаемых товаров. Элемент обязателен при отсутствии элемента <КодОКПД2>.

Таким образом, подчеркивает ФНС, отсутствие кода ТН ВЭД ЕАЭС при заполнении уведомления не является ошибкой.

К сведению: ФНС проинформировала о готовящихся изменениях в порядке заполнения и формате представления уведомления об остатках в части обязательности указания полного десятизначного кода ТН ВЭД ЕАЭС в случае представления уведомления об остатках на товары, включенные в утверждаемый Евразийской экономической комиссией перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.

По вопросу реализации прослеживаемого товара казенным учреждением по распоряжению

В Обзоре есть рекомендации относительно ситуации, когда товар с «прослежкой», собственником которого является государство, находится в оперативном управлении у казенного учреждения, при этом есть распоряжение на его реализацию.

По гражданскому законодательству (ст. 296 ГК РФ) передача собственником имущества на праве оперативного управления не сопровождается переходом права собственности на это имущество к учреждению.

Учреждение, за которым закреплено на праве оперативного управления имущество учредителя, не является уполномоченным представителем последнего, за исключением случаев, если оно дополнительно не наделено такими полномочиями в соответствии со ст. 182 ГК РФ.

При реализации на основании распоряжения учредителя товаров, подлежащих прослеживаемости, выставляемый учреждением счет-фактура (в силу п. 5 ст. 169 НК РФ) должен содержать сведения об РНПТ (см. также Письмо ФНС России от 16.09.2021 № ЕА-4-15/13176@).

* * *

В рассмотренном письме ФНС также обратила внимание, что ответы на вопросы, поступающие на горячую линию, направлены для сведения в обзорах: от 30.12.2021 № 08-05/1130@, от 08.04.2022 № 08-05/0369@, от 30.05.2022 № 08-05/0564@.