Автор: Александр Иванов
www.reg-audit.ru

Система маркировки товаров в РФ развивается. С каждым новым законом или поправками к действующим положениям нормативно-правовых актов у предпринимателей возрастает количество вопросов относительно применения правил маркировки. Также о торговле по-новому сложилось несколько мифов. Представляем ТОП-5.

1. Маркировка меня не касается

Действительно, сегодня большая часть предпринимателей торгует немаркированными товарами. Но если маркировка пока вас не коснулась, это не означает, что так будет всегда. Подавляющее большинство товаров, реализующихся в розницу, будет маркироваться уже в 2024. То есть сейчас имеет место так называемый переходный период.

Всем без исключения предпринимателям, занимающимся розничной торговлей, рекомендуется мониторить действующее законодательство, следить за разъяснениями Минпромторга, а также отслеживать информацию оператора системы маркировки.

Сегодня маркируют обувь, меха, табак, отдельные виды лекарств и другие товары. Часть продукции прошла или проходит стадию эксперимента по маркировке. Если в ассортименте магазина есть товары легкой промышленности, покрышки, шины, туалетная вода, духи, фотоаппаратура, самое время подумать о том, как вести бизнес дальше, не нарушая закон.

2. Мне не нужен ЭДО

Электронный документооборот – для крупных компаний. Это распространенный миф. Все большее количество документов и данных передаются по телекоммуникационным каналам. Внедрение повсеместной маркировки ускорит процесс интеграции малого бизнеса в глобальную систему ЭДО. Обмениваться универсальными передаточными документами в процессе торговли маркированными товарами невозможно по старинке, на бумаге. Так или иначе, а ЭДО будет нужен всем. И лучше подготовиться к переходу заранее.

3. Чтобы работать с маркировкой, достаточно онлайн-кассы

Продажа маркированных товаров предусматривает установку и использование дополнительного оборудования. Касса фиксирует продажу и отправляет фискальные данные в налоговую. 2D сканер считывает коды идентификации. Чтобы оборудование корректно работало, ПО кассы придется обновить.

И времени на обновление осталось совсем немного. С марта 2020 начнет действовать приказ ФНС, обязывающий указывать в чеке код маркированного товара.

4. Складские остатки можно продать без маркировки

Дораспродажа немаркированных остатков осуществляется строго в установленные сроки. Например, табачные изделия без маркировки, за исключением отдельных товарных позиций, нужно распродать до 01.07.2020 года.

Также до лета текущего года возможна дораспродажа немаркированной обуви. Ориентировочно с июля реализация продукции без цифровых кодов станет незаконной.

Для заказа кода на каждую группу товаров требуется ИНН продавца, сведения о способе ввода товара в оборот (отечественное производство, импорт), первые два знака кода ТН ВЭД, данные о типовой принадлежности обуви (мужская, женская, детская).

5. Маркировка – это неудобно

Принято считать, что маркировка товара – это серьезная дополнительная нагрузка на бизнес (нужно выделять серьезные финансовые и технические ресурсы, дополнительный персонал). На самом деле с учетом перехода всей торговой розницы на онлайн-кассы и ОФД подготовка к маркировке ограничивается установкой периферийных устройств (принтеров этикеток, 2D-сканеров) и апгрейдом программного обеспечения ККТ. То есть дело ограничивается настройкой бизнес-процессов и не предполагает их организацию с нуля.