Автор: Мишанина М., эксперт журнала

Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение" № 7/2019

Довольно часто образовательные организации проводят различного рода мероприятия среди детей и подростков, по итогам которых им вручаются памятные призы и подарки. Кроме того, награды предусмотрены для школьников за особые успехи в учебе, в различных видах искусства и общественной деятельности, а также для педагогов за заслуги в сфере образования. В статье поговорим об особенностях приобретения, учета, вручения наградной атрибутики.

Оформление и обоснованность награждения.

В соответствии с гражданским законодательством вручение наград в рамках проведения образовательной организацией различных мероприятий, а также по иным поводам является дарением.

Как правило, стоимость подарочной, сувенирной продукции, а также иных материальных ценностей, приобретаемых в целях награждения, не превышает 3 000 руб., поэтому договор дарения оформлять не нужно (ст. 574 ГК РФ). Сделка может быть совершена устно.

Порядок вручения ценных подарков, сувениров и призов в рамках протокольных и торжественных мероприятий должен регламентироваться актами учреждения (см. Письмо Минфина РФ от 22.07.2015 № 02-06-10/42173).

Награждению предшествуют издание приказа руководителя учреждения о проведении соответствующего мероприятия и разработка сметы расходов. В последнем документе приводится перечень закупаемой наградной атрибутики и подарков с указанием их стоимости.

По факту вручения наград в рамках протокольных и торжественных мероприятий ответственным за вручение лицам необходимо обеспечить оформление документа о вручении. Таким документом, по мнению Минфина, может быть акт о вручении, оформленный по форме и в порядке, которые установлены учреждением в рамках регламента по проведению протокольных и торжественных мероприятий и (или) в рамках формирования учетной политики (Письмо Минфина РФ от 26.04.2019 № 02-07-07/31230). При этом форма такого акта должна соответствовать обязательным требованиям к составу реквизитов (см. 25, 26, 32 СГС «Концептуальные основы»[1], п. 9 СГС «Учетная политика»[2]) с учетом допустимости отсутствия подписи лица, которому вручен подарок.

Учет расходов на приобретение наград.

Расходы на покупку различных видов наград могут производиться как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Главное, чтобы такие затраты были предусмотрены бюджетной сметой (у казенных учреждений), планом финансово-хозяйственной деятельности (у бюджетных и автономных учреждений).

В соответствии с положениями порядков № 132н[3], 209н[4] расходы образовательного учреждения на приобретение наградной атрибутики следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.

Отметим, что подстатья 349 КОСГУ применяется с 2019 года в целях учета расходов на оплату договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам однократного применения, среди которых поименованы подарочная, сувенирная продукция, а также иные материальные ценности для награждения, дарения. Ранее соответствующие расходы относились на подстатью 296 «Иные расходы» КОСГУ.

Исходя из указанных нововведений наградная атрибутика подлежит учету в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 118 Инструкции № 157н[5]).

Одновременно с этим материальные ценности, приобретаемые в целях награждения, учитываются в течение всего периода нахождения их в учреждении на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». Это следует из п. 345 Инструкции № 157н. При этом награды, призы, кубки, в том числе переходящие, учитываются в условной оценке «один предмет – один рубль», а материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, – по стоимости их приобретения.

Как видим, действующие нормы законодательства предусматривают двойной учет рассматриваемых объектов: на балансе и за балансом. Минфин в данной ситуации предложил поступить так:

  • если материальные ценности принимаются сначала на склад учреждения (в место хранения), то их нужно учитывать на счете 0 105 36 349, а затем с момента выдачи со склада до момента вручения – на забалансовом счете 07;

  • если материальные ценности в соответствии с порядком проведения торжественных и протокольных мероприятий не принимаются на склад учреждения, а после приобретения сразу вручаются, их стоимость списывается на расходы текущего года (счет 0 401 20 272) по факту документального подтверждения их вручения. При этом учитывать такие объекты на забалансовом счете 07 не нужно.

Указанные разъяснения приводились в письмах Минфина РФ от 26.04.2019 № 02-07-07/31230, от 14.03.2019 № 02-06-10/16864. Причем там же говорилось о подготовке очередных изменений в Инструкции № 157н (в части уточнения порядка учета объектов, приобретаемых в целях награждения и дарения).

Порядок учета наградной атрибутики, подлежащей оприходованию на баланс учреждения в качестве материальных запасов, в зависимости от способа ее приобретения (по договору с поставщиком либо через подотчетных лиц) будет следующим:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Расчеты с поставщиками-организациями

Оприходована на склад наградная атрибутика

0 105 36 349

0 302 34 734

Погашена задолженность перед поставщиком

0 302 34 834

1 304 05 349*

0 201 11 610**

Отражена в расходах учреждения стоимость наградной атрибутики, выданной со склада

0 401 20 272

0 105 36 449

Принята наградная атрибутика к забалансовому учету

Забалансовый счет 07

 

Списана наградная атрибутика с забалансового учета при вручении

 

Забалансовый счет 07

Расчеты с подотчетными лицами

Выданы из кассы под отчет денежные средства на приобретение наградной атрибутики

0 208 34 567

0 201 34 610

Забалансовый счет 18

Оприходована на склад наградная атрибутика

0 105 36 349

0 208 34 667

Внесен неиспользованный остаток подотчетной суммы в кассу учреждения (при наличии)

0 201 34 510

Забалансовый счет 18

0 208 34 667

Выдан из кассы перерасход по авансовому отчету (при наличии)

0 208 34 567

0 201 34 610

Забалансовый счет 18

Отражена в расходах учреждения стоимость наградной атрибутики, выданной со склада

0 401 20 272

0 105 36 449

Принята наградная атрибутика к забалансовому учету

Забалансовый счет 07

 

Списана наградная атрибутика с забалансового учета при вручении

 

Забалансовый счет 07

     * Счет используется казенными учреждениями.

  ** Счет применяется бюджетными и автономными учреждениями с одновременным отражением выбытия денежных средств на забалансовом счете 18.

Школа (бюджетное учреждение) по договору со специализированной организацией приобрела медали, памятные подарки, похвальные листы и грамоты на сумму 25 000 руб. Расходы на награды произведены за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. Наградная атрибутика при поступлении в учреждение была принята на баланс (хранилась у секретаря) и на торжественном мероприятии вручена лучшим выпускникам школы одновременно с выдачей аттестата о среднем общем образовании.

В бухгалтерском учете на основании Инструкции № 174н[6] отразятся следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходована на склад наградная атрибутика

4 105 36 349

4 302 34 734

25 000

Погашена задолженность перед поставщиком

4 302 34 834

4 201 11 610

Забалансовый счет 18

25 000

Отражена в расходах учреждения стоимость наградной атрибутики, выданной лицу, ответственному за вручение

4 401 20 272

4 105 36 449

25 000

Принята наградная атрибутика к забалансовому учету при выдаче ответственному лицу

Забалансовый счет 07

 

25 000

Списана наградная атрибутика с забалансового учета при вручении выпускникам

 

Забалансовый счет 07

25 000

Вуз (автономное учреждение) в рамках проведения спортивного мероприятия приобрел за счет средств от приносящей доход деятельности кубки в количестве 3 шт. по 800 руб. каждый. Покупка совершена через подотчетное лицо, ответственное также за вручение наград. Аванс выдавался из кассы учреждения в размере 2 400 руб. Операции по приобретению и вручению кубков были совершены в один день, что подтверждено соответствующими документами.

Исходя из положений Инструкции № 183н[7] в бухгалтерском учете отражены следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выданы из кассы под отчет денежные средства на приобретение кубков

2 208 34 567

2 201 34 610

Забалансовый счет 18

2 400

Приняты кубки к учету

2 105 36 349

2 208 34 667

2 400

Списаны врученные кубки

2 401 20 272

2 105 36 449

2 400

В данном случае стоимость кубков не отражается на забалансовом счете 07, поскольку их приобретение и вручение производились в один день и на склад такие объекты не принимались.

* * *

Расходы на оплату договоров на приобретение подарочной, сувенирной продукции, а также иных материальных ценностей, приобретаемых в целях награждения и дарения, отражаются по КВР 244 и относятся на подстатью 349 КОСГУ. В соответствии с положениями Порядка № 209н и Инструкции № 157н учет наградной атрибутики следует вести на счете 0 105 36 349 с одновременным отражением ее стоимости на забалансовом счете 07.

Наряду с этим представители Минфина предлагают следующий порядок учета указанных ценностей:

  • если они сначала поступают на склад, то их нужно учитывать на счете 0 105 36 349, а затем с момента выдачи со склада до момента вручения – на забалансовом счете 07;

  • если они приобретаются и сразу вручаются минуя склад, то их стоимость в момент вручения относится в расходы текущего финансового года без отражения на забалансовом счете 07


[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н.

[3] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н.

[4] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

[5] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[6] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[7] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.