Адеева С. П., генеральный директор ООО «Аудиторская фирма “Паритет”»

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 5, май 2011 г.

Чиновники Минфина России напомнили, что теперь в составе материально-производственных запасов в бухучете, также как в налоговом учете, можно отражать активы стоимостью не более 40 000 руб. (письмо от 25 марта 2011 г. № 03-03-06/2/48). Правильно учесть операции с малоценным имуществом, принимая во внимание новации, поможет наша статья.

Отражаем ценности в бухгалтерском учете

В зависимости от стоимости и срока службы инвентарь и хозяйственные приспособ- ления сельхозорганизации могут быть отражены в бухучете либо как основные средства, либо как материально-производственные запасы. Если срок службы приспособлений превышает 12 месяцев, а стоимость свыше 40 000 руб., они относятся к основным средствам (п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Тогда первоначальная стоимость имущества формируется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а уже затем переносится на счет 01 «Основные средства».

В противном случае ценности можно отразить на счете 10 «Материалы» (субсчет «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»). С него они списываются на счета учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы») в порядке, установленном пунктом 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Он предусматривает один из следующих способов списания стоимости ценностей:

1) по себестоимости каждой единицы;

2) по средней себестоимости;

3) по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).

Тем не менее, чтобы обеспечить сохранность списанного инвентаря и приспособлений, организация должна контролировать их движение. При этом ПБУ 5/01 не дает указаний или рекомендаций о том, как именно это сделать. На практике чаще всего используется такая схема.

Бухгалтерия ведет специальные регистры (реестры, карточки, книги), в которых фиксируется дата операции (списания инвентаря и приспособлений), объект учета, материально ответственное лицо, получившее объект и отвечающее за его сохранность, движение объекта между ответственными лицами, подразделениями, его перемещение в случае ремонта, а также выбытие (с указанием причины). Причем в этом случае инструменты и приспособления учитываются за балансом организации в разрезе материально ответственных лиц.

Налоговый учет инвентаря

В целях налогообложения прибыли инструменты и приспособления также могут отражаться либо в составе основных средств (в налоговом учете используется термин «амортизируемое имущество»), либо списываться на материальные расходы.

Для признания ценностей основными средствами действует тот же критерий, что и в бухучете: срок службы свыше 12 месяцев и стоимость более 40 000 руб. (ст. 256, 257 Налогового кодекса РФ).

Инвентарь и хозяйственные приспособления, учитываемые в составе основных средств, переносятся на затраты через амортизацию.

Если же ценности не являются амортизируемым имуществом, они списываются как материальные расходы: при методе начисления – в момент выдачи работникам (материально ответственным лицам), при кассовом методе – в момент оплаты (подп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что при методе начисления списываемый инвентарь и приспособления оцениваются с использованием тех же методов, что и в бухучете – по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости или методом ФИФО. Но есть еще один способ: списание по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов, или ЛИФО (п. 8 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Сельхозорганизации, применяющие «упрощенку» или уплачивающие ЕСХН, также могут признать расходы на приобретение инвентаря и приспособлений в целях налогообложения как:

– материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 5 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). Они принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль;

– расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). Причем в течение календарного года такие расходы учитываются равными долями.

Документальное оформление

Если инструмент и инвентарь отражены в составе основных средств, их постановка на учет оформляется актом по форме № ОС-1, передача от одного материаль- но ответственного лица другому – накладной по форме № ОС-2, выбытие – актом по форме № ОС-1 или № ОС-4. Если инструмент и инвентарь включены в состав запасов, их принятие к учету оформляется приходным ордером по форме № М-4. А отпуск для использования – требованием-накладной по форме № М-11 (письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98). Инвентарь и хозяйственные принадлежности – не что иное, как давно забытые малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Поэтому документально оформлять операции с ними помогут формы, разработанные ранее Госкомстатом России для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Итак:

– для учета инструментов и принадлежностей, выданных под расписку работнику сельхозорганизации для длительного пользования, используется карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-2);

– факт поломки и утери недорогого имущества может быть оформлен актом выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (фор- ма № МБ-4);

– при необходимости замены инструмента (инвентаря) по причине его порчи или потери оформляется акт выбытия, а взамен работнику выдается пригодный для использования инструмент (инвентарь) и об этом делается соответствующая запись в карточке учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-2). При этом акт выбытия впоследствии прилагается к актам на списание (фор- ма № МБ-8).

Важно запомнить

В зависимости от стоимости (превышает она 40 000 руб. или нет) и срока службы (до 12 месяцев или больше) приобретенные агрофирмой приспособления и инвентарь могут быть включены в состав основных средств или считаться МПЗ.