Источник: ГАРАНТ.РУ
Каким образом федеральному бюджетному учреждению производить утилизацию оргтехники и радиооборудования, содержащего драгоценные металлы? Нужно ли принимать к учету драгметаллы в случае, если утилизацию производит специализированная организация? Есть ли обязательные требования для бухгалтерского учета по утилизации списанного оборудования, содержащего драгоценные металлы? При оформлении какого документа возможно окончательное снятие утилизируемого оборудования с забалансового учета (акт приема-передачи, акт утилизации, справка с аффинажного завода и т.д.)? Возможна ли передача оборудования, содержащего драгоценные металлы, на безвозмездную утилизацию по акту приема-передачи и, соответственно, снятие его с учета после подписания акта приема-передачи?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ликвидация оборудования может осуществляться одним из следующих способов:
1. Учреждение самостоятельно извлекает детали, содержащие драгоценные металлы и сплавы, с целью их дальнейшей передачи аффинажной компании для выделения драгоценного металла.
2. Учреждение заключает договор со специализированной организацией, которая извлекает детали, содержащие драгоценные металлы, передает их учреждению с целью дальнейшей передачи аффинажной компании для выделения драгоценного металла.
3. Учреждением заключается договор с аффинажной компанией, которая самостоятельно извлекает необходимые детали для выделения драгоценного металла.
В случае утилизации оборудования собственными силами учреждения формируется Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435). При ликвидации оборудования специализированной организацией или аффинажной организацией списание объекта с забалансового учета может осуществляться на основании документов, предоставленных этой организацией, подтверждающих ликвидацию объектов, а также оценивающих количество изъятого лома драгоценных металлов.
В случае если учреждение располагает обоснованными данными, указывающими на, то, что стоимость полученных и реализованных драгоценных металлов будет ниже, чем стоимость по их извлечению, учреждение может заключить договор безвозмездной утилизации без возврата учреждению драгметаллов.
Обоснование вывода:
Требования по организации учета драгоценных металлов, содержащихся в составе покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, материалов, полуфабрикатов, установлены:
-
Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ);
-
Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731);
-
Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее - Инструкция N 231н).
В силу указанных документов все организации, независимо от их организационно-правовых форм (в т.ч. учреждения бюджетной сферы), обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая входящие в состав оборудования, иных материальных ценностей, а также содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов (например, использованная рентгеновская пленка) (п. 6 Правил N 731 и пп. 3, 5 Инструкции N 231н).
Вести учет драгметаллов, содержащихся в оборудовании и иных материальных ценностях, необходимо начиная от момента приобретения (поступления) до момента списания, и отражать эти данные в первичных документах, сопровождающих движение нефинансовых активов (п. 11, 14 Инструкции N 231, п. 9.1 Правил N 731). В связи с чем еще на этапе принятия к учету объектов нефинансовых активов, например, в Решении о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441), Инвентарной карточке (ф. 0509215, ф. 0504031) следует указывать сведения о содержании драгоценных материалов (металлов, камней) в конкретном инвентарном объекте с соблюдением порядка, определенном п. 8 Инструкции N 231н, либо указывается информация об отсутствии таких сведений.
При списании оборудования допускается, что детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, могут быть изъяты как самостоятельно, так и с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, которые классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при обработке (переработке) по этим видам. Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и оплаты за произведенные работы и услуги устанавливается на договорной основе с переработчиком (п. 23 Инструкции N 231н). При этом из положений Закона N 41-ФЗ следует, что если организация не занимается производством драгметаллов, не имеет возможности производить обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, то она обязана собранный лом и отходы драгоценных металлов направить в аффинажные организации.
Таким образом, если у учреждения имеются технические и организационные возможности, то учреждение может разобрать объект самостоятельно, при условии полного соблюдения норм техники безопасности, режима секретности и т.д. Отметим, что и в этом случае речь будет идти только о разборе объекта, в том числе на детали, содержащие драгоценные металлы, а не выделении из него драгоценных металлов и камней.
Следующим шагом будет передача деталей (изделий, узлов и т.д.), учитываемые как лом и отходы драгметаллов, аффинажным организациям (ст. 20 Закона N 41-ФЗ). При этом аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.1998 N 972. Право юридических лиц осуществлять деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней возникает с момента получения соответствующей лицензии и действует до прекращения ее действия (пункты 4, 5 статьи 4 Закона N 41-ФЗ).
Бухгалтерия учреждения - сдатчика объектов, содержащих драгметалл, сопоставляет количество, отраженных у него в соответствующих учетных регистрах, драгоценных металлов с данными аффинажной организаций, приведенными в акте аффинажа (паспорте), и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в учетные и отчетные документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгоценных металлах производятся на основании паспортных данных аффинажных организаций (п. 25 Инструкции N 231н).
В случае если учреждением самостоятельно или с привлечением специализированной организации производятся мероприятия по извлечению деталей, содержащих драгоценные металлы, такие объекты следует принять к учету в состав матзапасов в качестве лома или отходов. Дальнейший учет будет зависеть от условий договора, заключенного с аффинажной компанией. В частности, в ситуации, когда происходит реализация фактически выделенного драгоценного металла, а не его лома, в учете учреждения на основании данных аффинажной организации может быть отражено выбытие лома и оприходование драгоценного металла, с дальнейшим отражением его реализации.
Выбытие материальных ценностей с забалансового учета (признанного ранее неактивом) отражается на основании оправдательных документов по стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету (п. 335 Инструкции N 157н). В случае проведения мероприятий по утилизации (уничтожению) имущества (в том числе собственными силами), в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), согласно п. 18.1 Порядка N 61н формируется Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435). В случае если ликвидация оборудования (извлечение лома) осуществляется специализированной организацией, списание объекта с забалансового учета может осуществляться на основании документов, предоставленных этой организацией, подтверждающих ликвидацию объектов, а также оценивающих количество изъятого лома драгоценных металлов.
В заключение отметим, что, по нашему мнению, передача оборудования, содержащего драгоценные металлы, на безвозмездную утилизацию без возврата учреждению драгметаллов возможна с условием соблюдения принципа эффективности. В случае если учреждение располагает обоснованными данными, указывающими на, то что стоимость полученных и реализованных драгоценных металлов будет ниже, чем стоимость по их извлечению, считаем, что учреждение может заключить такой договор.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации ликвидация оборудования может осуществляться одним из следующих способов:
-
Учреждение самостоятельно извлекает детали, содержащие драгоценные металлы и сплавы, с целью их дальнейшей передачи аффинажной компании для выделения драгоценного металла и камней.
-
Учреждение заключает договор со специализированной организацией, которая извлекает детали, содержащие драгоценные металлы, передает их учреждению с целью дальнейшей передачи аффинажной компании для выделения драгоценного металла.
-
Учреждением заключается договор с аффинажной компанией, которая самостоятельно извлекает необходимые детали для выделения драгоценного металла.
В случае утилизации оборудования собственными силами учреждения формируется Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435). При ликвидации оборудования специализированной организацией или аффинажной организацией, списание объекта с забалансового учета может осуществляться на основании документов, предоставленных этой организацией, подтверждающих ликвидацию объектов, а также оценивающих количество изъятого лома драгоценных металлов.
В случае если учреждение располагает обоснованными данными, указывающими на то, что стоимость полученных и реализованных драгоценных металлов будет ниже, чем затраты по их извлечению, учреждение может заключить договор безвозмездной утилизации без возврата учреждению драгметаллов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
9 декабря 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.