Источник: Бухгалтерская консалтинговая компания «Простые решения»

Чтобы избежать серьезных поломок и повышенного износа специализированной техники в зимний период, необходимо правильно подобрать спецификацию и бережно эксплуатировать ее. Так можно избежать непредвиденных простоев при низких температурах и продлить срок службы техники. Однако переход автопарка н зимний режим эксплуатации касается не только механиков, но и бухгалтеров. Что учесть при зимнем расходе ГСМ и списании шин, аккумуляторов и прочих сопутствующих ТМЦ, рассказали эксперты консалтинговой компании «Простые решения».

ГСМ

В зимний период необходимо учитывать повышенные коэффициенты при расчете расходов на топливо. Эти суммы зависят от различных факторов, включая температуру воздуха, продолжительность зимнего сезона в конкретном регионе и пробег автомобиля. В холодное время года расход топлива возрастает при работе любого двигателя внутреннего сгорания, будь то легковой автомобиль и спецтехника.

Законом установлены стандартные нормы расхода топлива, последняя редакция которого была утверждена 30 сентября 2021 года. Но учет этих норм является правом организации, а не ее обязанностью.

Согласно документу, компания имеет право утвердить свои собственные стандарты расхода топлива и списания ГСМ, основываясь на фактических затратах. Для зимнего периода можно воспользоваться нормативами Минтранса или рассчитать их самостоятельно. Это необходимо указать в учетной политике и утвердить приказом. При подсчете расходов в бухгалтерии можно учесть полную стоимость потраченного бензина только при наличии соответствующих документов подтверждения. В качестве таких документов могут быть использованы путевые листы и чеки на приобретение топлива.

На практике, переход на зимний расход топлива определяется множеством факторов. Обычно, зимняя надбавка начинает применяться, когда температура опускается ниже +5 °С, но продолжительность этого периода может различаться в зависимости от региона. Не существует единого норматива, который бы указывал точную дату перехода на зимние нормы расхода топлива для каждого региона. Фактический месяц, с которого компания начинает учитывать зимние нормы расхода топлива, определяется в учетной политике для налогообложения. Если компания применяет собственные нормы, то зимние надбавки и срок их применения должны быть утверждены приказом.

В различных регионах даты перехода на зимний режим разнятся. Например, в центральной части России зимняя надбавка составляет до 10 процентов и применяется в течение пяти месяцев – с 1 ноября по 31 марта. Однако в северных районах надбавка достигает 20 процентов и применяется в течение семи месяцев в году. Познакомиться с нормативами для всех регионов страны можно на сайте Минтранса.

Также важно учитывать не только повышенный расход топлива, но и прочих технических жидкостей.

Затраты на топливо и смазочные материалы (ГСМ) являются значительной частью расходов во многих организациях, поэтому бухгалтерам очень важно уметь учесть и обосновать эти расходы. Один из эффективных способов определить точное количество использованной ГСМ — это использование путевых листов.

Путевые листы не только доказывают необходимость производственных расходов, но и фиксируют пройденное автомобилем или другим транспортным средством расстояние. Кроме того, они позволяют определить показатели для расчета объема использованной ГСМ.

После определения фактического или нормативного объема использования ГСМ, можно рассчитать сумму для списания, умножив стоимость единицы на объем.

В налоговом учете особое внимание уделяется признанию расходов на ГСМ, которая была использована при работе спецтехники без фиксации пробега. Для подтверждения таких расходов требуется составление акта списания ГСМ.

Шины

В зимнее время, помимо расходов на ГСМ, необходимо учесть также затраты на зимние шины. Обычно шины меняются ежегодно на любом автомобиле, однако одни и те же шины могут использоваться несколько сезонов подряд. Для более эффективного учета эксплуатации каждого колеса рекомендуется создать карточку, на которой будут отмечены даты установки и снятия шин, а также информация о продолжительности эксплуатации и техническом состоянии. Унифицированной формы для такой карточки не существует, поэтому ее следует разработать самостоятельно и включить в учетную политику.

Приобретение шин для автомобиля может происходить в двух случаях: при покупке нового автомобиля или для уже использующегося автомобиля. В первом случае стоимость шин включается в общую стоимость автомобиля.

Если вы покупаете шины для уже эксплуатируемого автомобиля, они регистрируются как ТМЦ.

Шины не увеличивают первоначальную стоимость автомобиля, так как их замена не является формой модернизации или улучшения. Даже если вы приобретаете дорогостоящие шины и используете их более года, они не классифицируются как основные средства, а относятся к текущим расходам (п. 3 Федеральных стандартов бухгалтерского учета 5/2019, пункт 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации).

Важно! При использовании запчастей, которые требуют утилизации после использования (например, шины, аккумуляторы и фильтры для двигателей внутреннего сгорания), необходимо учитывать обязательную оценку стоимости утилизации.

Если шины устанавливаются на автомобиль, их стоимость может быть отнесена на затраты, используя следующую схему: дебет 20 (23, 25, 26), кредит 10.5. В случае использования автомобиля для управленческих нужд, стоимость шин может быть сразу списана на счет 26, если такой порядок предусмотрен в учетной политике в соответствии с пунктом 2 ФСБУ 5/2019.