Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

Предоставить право пользования товарным знаком возможно путем заключения лицензионного договора. Какие существенные условия должен содержать такой договор?

Товарный знак представляет собой обозначение (словесное, изобразительное, объемное или их комбинация), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или ИП (п.1 ст.1482 ГК РФ).

Например

Характерные позывные радиостанций «Русское радио», «Европа плюс» (звуковые обозначения), бренд молочной продукции «Веселый молочник», различного рода эмблемы (Адидас), то есть знаки, в которых есть только одно изображение.

В силу п.1 ст.1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак).

Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или ИП (ст.1478 ГК РФ). Товарный знак может быть размещен на товарах (в т.ч. этикетках, упаковках товаров), при выполнении работ, оказании услуг, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в предложениях о продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе, в сети «Интернет».

Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

 Право использования товарного знака может быть передано на основании лицензионного договора в соответствии с прописанными нормами в ст.1489 ГК РФ.

Важно!

Для того чтобы передать права на товарный знак, необходимо заключить специальный лицензионный договор.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными (ст.1515 ГК РФ).

В противном случае ИП и компании, кроме административной ответственности (ст.14.10 КоАП РФ), ждет изъятие из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. А ст.180 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.

Так, факт реализации предпринимателем аксессуаров для мобильного телефона с изображением товарного знака фирмы «Louis Vuitton» без соответствующего соглашения с правообладателем, повлек за собой наложение штрафа в размере 50 тыс. рублей с конфискацией имущества (Решение АС Краснодарского края от 06.10.2016 г. №А32-30623/2016).

Виды лицензионных договоров на предоставление права пользования товарным знаком

Субъектный состав лицензионного договора – это правообладатель товарного знака (лицензиар) и приобретатель товарного знака (лицензиат).

По лицензионному договору лицензиар предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использования товарного знака в определенных договором пределах, в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак (п.1 ст.1489 ГК РФ).

То есть лицензиар сохраняет исключительное право на товарный знак, но при этом право использования товарного знака появляется у приобретателя (лицензиата) на определенных договором условиях.

В лицензионном договоре может быть предусмотрено, что лицензиар обязуется не предоставлять право пользования товарным знаком другим субъектам (исключительная лицензия).

Если же такого условия нет, лицензиар имеет право предоставлять право пользования товарным знаком другим лицам, т.е. заключать договоры с другими лицензиатами (неисключительная лицензия).

Например

Правообладатель товарного знака «Маша и Медведь» предоставил неисключительные лицензии на использование своего знака компаниям «Лютик» и «Цветочек».

Фактически это означает одновременное использование компаниями и самим правообладателем бренда товарный знак для индивидуализации собственных товаров. В лицензионном договоре стороны могут предусмотреть условие о том, что лицензиат вправе предоставлять лицензии на использование товарного знака третьим лицам.

Юридические аспекты лицензионного договора на товарный знак

По общим правилам, договор считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение по обязательным условиям договора (п.1 ст.432 ГК РФ). В противном случае – договор будет считаться незаключенным.

В лицензионном договоре на право пользования товарным знаком должны быть прописаны следующие положения:

  • предмет договора (индивидуализация товарного знака осуществляется путем указания в договоре реквизитов свидетельства на товарный знак, например, «изобразительный товарный знак «______» №___________, зарегистрированный в надлежащем порядке и охраняемый на основании свидетельства № ______ от «___» ______ 2016 г.»);

  • способы использования товарного знака (например, «товарный знак может быть использован любыми не противоречащими законодательству способами»);

  • размер вознаграждения или порядок его определения (для возмездных лицензионных договоров, например, «вознаграждение, выплачиваемое Лицензиатом Лицензиару, составляет 20% от суммы реализации с учетом НДС»);

  • перечень товаров, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака;

  • качество товаров лицензиата должно быть не ниже качества товаров лицензиара (например, «качество товаров, реализуемых Лицензиатом, должно быть не ниже качества товаров Лицензиара»). Лицензиар вправе осуществлять контроль за соблюдением этого условия (например, «Лицензиат в согласованное Сторонами время предоставляет право доступа персоналу или представителям Лицензиара в складские помещения компании для осуществления проверки процесса реализации и контроля качества товаров»);

  • вид лицензии (если в договоре не определен вид лицензии, то лицензия предполагается неисключительной – п.2 ст.1236 ГК РФ);

  • указание или без указания территории, на которой допускается использование, в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак.

Если территория действия не указана, то лицензиат вправе осуществлять использование товарного знака на всей территории РФ (п.3 ст.1235 ГК РФ).

  • срок, на который заключается лицензионный договор (например, «договор заключен на срок действия свидетельства № ______ от «___» ______ 2016 г. о регистрации товарного знака»).

В случае, когда срок действия лицензионного договора не определен, договор считается заключенным на пять лет (п.4 ст.1235 ГК РФ).

Статья актуальна на 14.11.2016