Антон Алешин

Источник: CNews

Приобретение доменного имени зачастую является одним из важнейших этапов в развитии бизнеса, расходы могут составить значительную сумму. При этом ФНС отмечает неопределенность порядка формирования налоговой базы при совершении таких операций. Однако при условии надлежащего правового обоснования позиции, расходы возможно списать в текущем периоде, не признавая возникновение нематериального актива (НМА).

Интернет со времен своего создания развивается завидными темпами, и если с самого начала задумывалась лишь как средство коммуникации, то теперь представляет собой мощный коммерческий инструмент, используемый для ведения бизнеса, продажи товаров и оказания услуг. Да и сами средства коммуникации зачастую создаются с целью извлечения прибыли – ярким примером служат социальные сети, активно монетизирующие львиную долю своих сервисов.

Наиболее понятным для конечного потребителя инструментом стыковки спроса и предложения являются сайты, фактически представляющие из себя набор файлов, расположенных в компьютерной сети. Объединяющим элементом данных файлов, позволяющим конечному пользователю эффективно взаимодействовать с конкретным сайтом, является доменное имя – идентификатор, служащий для адресации сайтов в интернете в целях обеспечения доступа к информации, расположенной на таком сайте.

Цена вопроса

Вполне естественное желание пользователя использовать для доступа к сайту как можно более простое имя, что позволяет получить информацию с любого компьютера, не обращаясь при этом к своей папке «Избранное», либо иным записям. Для владельца сайта желание иметь простое и легкое в использовании доменное имя еще важнее – это упрощает процесс рекламирования. Особенно желанными являются доменные имена, созвучные с наименованием контента, либо продукции/услуг, доступ к которым они призваны обеспечить.

Однако такое смешение поднимает вопрос о том, можно ли считать доменное имя интеллектуальной собственностью, а именно товарным знаком, либо иным средством индивидуализации. Остроту дискуссии добавляет стоимость доменных имен. Если сама по себе первичная регистрация доменного имени обойдется в районе $20, то на вторичном рынке цены существенно разнятся.

Например известно, что самая дорогая сделка по приобретению доменного имени заключена компанией Nations Luxury Transportation, которая приобрела домен PrivateJet.com за $30,1 млн. Также известны сделки, совершенные Хью Хефнером (Hugh Hefner, основатель компании Playboy Enterprises) за $12 млн и $10 млн. Российский рынок доменных имен в части таких сделок можно признать развивающимся, однако и здесь можно отметить доменные имена стоимостью 18,15 млн, 8,25 млн и 2,97 млн руб.

Проблемы определения

Приведенная статистика показывает, что приобретение доменного имени может составлять существенную часть расходов компании, чей бизнес напрямую зависит от уровня посещаемости сайта, используемого в операционной деятельности. При этом для Федеральной налоговой службы порядок учета таких расходов для целей налогообложения является загадкой, о чем ФНС России прямо указала в письме от 15.02.2012 №ЕД-3-3/465@: «Понятие и правовая природа доменных имен не раскрыты ни в налоговом, ни в гражданском, ни в иных отраслях права. В связи с этим порядок определения налоговой базы по доходам от совершения операций с ними положениями Кодекса прямо не установлен».

Данное суждение службы представляется несколько поспешным. Дело в том, что в соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) доменное имя представляет собой обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в интернете в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в интернете. Также определение доменного имени приведено в приложении №4 к руководящему документу №45.134-2000 «Средства технические телематических служб. Общие технические требования» (далее – РД 45.134-2000), утвержденному Минсвязи России 26 июня 2000 г. В нем описаны процедуры обращения клиента к распределенной базе данных доменных имен с целью получения информации, связанной с указанным доменным именем, а также описывается функционирование распределенной базы данных доменных имен. Пункт 5.2 приложения №4 к РД 45.134-2000 предусматривает, что имя домена состоит из меток, находящихся на пути от данного узла к корню доменного дерева, и идентифицирует узел доменного дерева.

Таким образом, законодательство Российской Федерации устанавливает, что доменное имя представляет собой техническую службу, функционирующую в рамках протокола DNS (Domain Name System – системы доменных имен), необходимую для адресации сайтов в интернете в целях обеспечения доступа к информации. Назначение указанной службы – установление соединения между клиентом (например, пользовательским браузером) и конечным сервером с использованием системы DNS.

Учитывая, что согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, можно прийти к выводу, что доменное имя – лишь техническая процедура, составляющая процесс адресации в интернете, а приобретение регистрации доменного имени представляет собой приобретение услуг технического характера, направленных на обеспечение функционирования соответствующего сайта.

Товарный знак или доменное имя?

К данному подходу склоняется и Минфин России, считающий, что соглашения, предметом которых являются услуги, связанные с регистрацией доменных имен, следует квалифицировать в качестве договора возмездного оказания услуг. В этом случае расходы на регистрацию/приобретение доменного имени возможно признать либо в качестве материальных затрат на приобретение услуг производственного характера, либо в качестве прочих расходов. Вне зависимости от квалификации таких расходов, они признаются единовременно в периоде осуществления и без распределения на незавершенное производство, поскольку могут быть отнесены к косвенным расходам.

Однако необходимо учитывать, что Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что исключительное право на товарный знак может быть осуществлено, в частности, путем его размещения в интернете, в том числе в доменном имени и при других способах адресации. То есть в ГК РФ прямо предусмотрена возможность размещения в доменном имени товарного знака, что позволяет считать такое доменное имя результатом интеллектуальной деятельности, то есть интеллектуальной собственностью.

Смешение товарных знаков и доменных имен отмечено и Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ), по мнению которого при выборе доменных имен владельцы информационных ресурсов останавливаются на максимально простых и логичных именах, ассоциирующихся у потребителей непосредственно с конкретным участником хозяйственного оборота или его деятельностью. Доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака, который дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Кроме того, доменные имена, содержащие товарные знаки или торговые наименования, имеют коммерческую стоимость.

Нюансы учета

При таком подходе расходы на приобретение доменного имени фактически представляют собой расходы на приобретение права пользования товарным знаком, либо средством индивидуализации, то есть на приобретение интеллектуальной собственности.

Данный подход классификации доменных имен для целей налогообложения также имеет своих сторонников. В частности, Управление ФНС России по г. Москве придерживается мнения, что расходы на первичную регистрацию доменного имени для целей налогообложения прибыли включаются в первоначальную стоимость сайта, если он является нематериальным активом. Вместе с тем расходы на перерегистрацию доменного имени, по мнению московских налоговиков, признаются текущими затратами организации, поскольку перерегистрация обеспечивает организации возможность сохранения именно за ней определенного имени своего сайта в интернете (письмо УФНС России по г. Москве от 17.01.2007 №20-12/004121). В этом случае доменное имя будет признано нематериальным активом, расходы на его приобретение будут признаваться через амортизацию ежемесячно исходя из суммы такой амортизации.

Немного истории

По мнению автора статьи, для правильной классификации расходов на право использования доменного имени необходимо доскональное изучение каждой конкретной ситуации, при которой совершается такая хозяйственная операция. Прежде всего необходимо вспомнить историю создания существующей системы доменных имен.

Как известно из общедоступных источников информации, прообразом интернета являлась сеть ARPANET, созданная в 1969 г. одной из структур Министерства обороны США. Не вдаваясь в детали работы данной сети, можно отметить, что сведения об именах компьютеров, участвующих в ARPANET, хранились в одном текстовом файле, который рассылался на все машины сети. Таким образом, проверка уникальности имени каждой новой машины предполагала нагрузку сразу на всю сеть.

Система доменных имен была призвана решить данную проблему за счет введения иерархии имен, то есть введения правил формирования имени из нескольких составляющих, которые позволяют пользователю «прокладывать» путь к необходимому ресурсу с использованием лишь того домена, к которому относится используемое имя. Например, в доменном имени «cnews.ru» две составляющих – доменное имя «cnews» второго уровня, и домен верхнего уровня «.ru». Такая иерархия позволяет компьютеру пользователя искать сайт с именем «cnews» не по всем известным доменам, а лишь в домене верхнего уровня «.ru».

Назначением имен доменов и нумерацией занимается созданная в 1998 г. корпорация ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers). Суть ее работы заключается в аккредитации регистраторов, получающих доступ к реестрам доменных имен и осуществляющих непосредственное внесение записей о присваиваемых именах. Текст договора об аккредитации регистратора расположен в интернете в свободном доступе и предусматривает, что под аккредитацией понимается идентификация и установление минимальных стандартов осуществления функций регистратора, признание соответствия указанным стандартам физических и юридических лиц и заключения договора об аккредитации, определяющего правила и процедуры, применимые к предоставлению услуг регистратора.

Под услугами регистратора понимается заключение контракта с владельцами зарегистрированных имен, сбор регистрационных данных о них и передача регистрационной информации для ввода в базу данных реестра. При этом ведение базы данных реестра возложено на соответствующих операторов, предоставляющих услуги реестра на основании соответствующих договоров между корпорацией ICANN и операторами реестров.

Наиболее показательным для Российской Федерации примером оператора реестра является Координационный центр, который в соответствии с соглашением о взаимодействии между Минкомсвязи России и Координационным центром является администратором национального домена «.RU», поддерживает в актуальном состоянии базу данных главного реестра. В соответствии с правилами регистрации доменных имен в доменах «.RU» и «.РФ», утвержденными Координационным центром, под регистратором понимается юридическое лицо, аккредитованное Координационным центром для регистрации доменных имен в доменах .RU и/или .РФ. При этом под регистрацией доменного имени понимает внесение в базу данных Координационного центра сведений о доменном имени, его администраторе и иных сведений.

Как видно из изложенного, процесс регистрации доменных имен представляет собой деятельность по сбору регистрационных данных об администраторах доменных имен и передаче регистрационной информации для ввода в базу данных реестра, а также иные действия с базами данных доменных имен. То есть сама по себе деятельность по регистрации доменного имени не имеет ничего общего с пользованием, в том числе распоряжением правами на какие-либо виды интеллектуальной собственности. При этом необходимо учитывать, что для признания наличия операций с объектами интеллектуальной собственности необходимо соблюдение ряда условий.

В соответствии со статьей 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность). Исключительные права являются имущественными правами, которыми гражданин или юридическое лицо вправе воспользоваться по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, в том числе путем их отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (лицензионный договор). При этом договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме, а при отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным.

В отношении лицензионного договора ГК РФ также предусмотрено правило о необходимости соблюдения письменной формы такого договора, несоблюдение которой влечет за собой недействительность такого договора. Также возмездный лицензионный договор будет считаться незаключенным в случае отсутствия в нем условия о размере вознаграждения или порядке его определения.

Изложенные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусматривают, что вывод о заключении какого-либо соглашения о распоряжении интеллектуальной собственностью может быть сделан лишь при условии, что между сторонами такое соглашение заключено в письменно форме, и условия данного соглашения позволяют достоверно определить объекты интеллектуальной собственности, являющиеся предметом данных соглашения, способы и пределы их использования, а также обязанности сторон по выплате соответствующего вознаграждения. Анализ текста договора об аккредитации регистратора, расположенного на сайте корпорации ICANN, позволяет с уверенностью утверждать, что в его рамках не предполагается распоряжение правами на какие-либо объекты интеллектуальной собственности в процессе регистрации доменных имен.

Все же текущие расходы

Описанные мотивы позволяют с уверенностью говорить, что если налогоплательщиком осуществляются расходы на доменное имя, в котором размещен, например, товарный знак, такие расходы следует списывать единовременно, не признавая для целей налогообложения возникновение нематериального актива, поскольку сами по себе действия по регистрации доменного имени не могут быть признаны действия по распоряжению объектами интеллектуальной собственности.

Возникновение нематериального актива возможно лишь при условии, что приобретается не просто доменное имя, а комплекс прав на использование объекта интеллектуальной собственности, расположенного в доменном имени. При условии соблюдения соответствующих норм ГК РФ, расходы, понесенные на приобретение такого комплекса прав, возможно признать в качестве затрат, списываемых через амортизационные отчисления.

Если налоговыми органами будут предъявляться требования относительно необходимости признания нематериального актива в отсутствие реализации прав на объекты интеллектуальной собственности, автор статьи рекомендует обжаловать такие действия налоговиков в вышестоящие налоговые органы, а затем и в судебном порядке.