Автор: Казаков Е. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Уже не первый год применяется специальный режим налогообложения в виде уплаты налога на профессиональный доход (НПД). Он установлен Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ. При этом для учета доходов и расчетов с бюджетом самозанятым рекомендуется пользоваться мобильным приложением «Мой налог» (далее – МП).

Теперь ФНС Приказом от 14.02.2022 № ЕД-7-20/106@ определила порядок использования данного мобильного приложения (далее – Порядок). Приведем основные положения Порядка.

Постановка плательщика НПД на учет

Порядком предусмотрено три способа постановки плательщика НПД на учет: на основании паспортных данных, с использованием логина и пароля доступа к личному кабинету налогоплательщика, с использованием логина и пароля доступа к личному кабинету на Едином портале государственных и муниципальных услуг (подтвержденной учетной записи в ЕСИА, далее – Единый портал).

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 422-ФЗ заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием МП.

Согласно п. 3 Порядка по состоянию на 14.02.2022 МП доступно бесплатно для установки на мобильный телефон, смартфон, планшетный компьютер в магазине приложений Google Play и Apple Store для пользователей операционных систем Android и iOS соответственно.

К сведению: в качестве альтернативы можно использовать веб-версию МП, которую не надо устанавливать на электронное устройство, она размещена по адресу lknpd.nalog.ru.

В силу п. 6 Порядка для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» на основании паспортных данных физическому лицу необходимо:

  • установить на мобильный телефон, смартфон или планшетный компьютер МП, после чего открыть его;

  • прочитать информацию и нажать на кнопку «Далее», потом ознакомиться с соглашением на обработку персональных данных и порядком использования МП и нажать на кнопку «Согласен»;

  • в разделе «Регистрация» выбрать «Регистрация по паспорту РФ»;

  • в открывшемся разделе ввести номер своего мобильного телефона и нажать на кнопку «Отправить код по СМС»;

  • в открывшемся разделе ввести код проверки из полученного СМС-сообщения, направленного налоговым органом;

  • выбрать субъект РФ, на территории которого будет осуществляться деятельность, и нажать на кнопку «Далее» (в случае ведения деятельности на территории нескольких субъектов РФ для целей применения налогового режима необходимо выбрать любой субъект РФ, на территории которого ведется деятельность);

  • в МП отсканировать разворот паспорта гражданина РФ (вторую и третью страницы). Недопустимо использование заранее отсканированного или электронного образа паспорта. Сведения, содержащиеся на второй и третьей странице паспорта, должны содержать машиночитаемые записи. Если указанные страницы паспорта изношены или повреждены и в результате отдельные его поля не распознаны, физическое лицо может произвести ручную корректировку данных, за исключением полей, которые не подлежат корректировке;

  • сделать фотографию своего лица строго анфас без головного убора и очков. Недопустимо использование фотографии или изображения с экрана. Если в МП будет установлена низкая степень соответствия между фотографией физического лица из паспорта и сформированной фотографией указанного лица, то переход на следующий этап регистрации будет невозможен;

  • ввести персональный идентификационный номер (ПИН-код), который в последующем будет использоваться при входе в МП.

На основании п. 7 Порядка постановка на учет в качестве налогоплательщика через МП с использованием логина и пароля доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется в следующем порядке:

  • установить на мобильный телефон, смартфон или планшетный компьютер МП;

  • в разделе «Регистрация» выбрать «Через ЛК физического лица»;

  • ввести в соответствующих полях МП логин (ИНН) и пароль, используемые налогоплательщиком для доступа в личный кабинет налогоплательщика;

  • совершить те же действия, что и при постановке на учет по паспорту, начиная с ввода номера своего мобильного телефона и нажатия на кнопку «Отправить код по СМС».

В соответствии с п. 8 Порядка постановка на учет в качестве налогоплательщика через МП с использованием логина и пароля доступа к личному кабинету на Едином портале осуществляется в следующем порядке:

  • установить на мобильный телефон, смартфон или планшетный компьютер МП;

  • в разделе «Регистрация» выбрать «Через портал госуслуг»;

  • ввести в соответствующих полях МП логин и пароль, используемые налогоплательщиком для доступа к личному кабинету на Едином портале;

  • совершить те же действия, что и при постановке на учет по паспорту, начиная с ввода номера своего мобильного телефона и нажатия на кнопку «Отправить код по СМС».

К сведению: логин и пароль можно получить в любом налоговом органе (за исключением территориальных органов ФНС, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами).

Постановка на учет в качестве плательщика НПД через веб-версию МП, размещенную в Интернете по адресу lknpd.nalog.ru, осуществляется с помощью учетной записи, используемой налогоплательщиком для доступа в личный кабинет налогоплательщика, а также к личному кабинету на Едином портале (п. 10 Порядка).

Как войти в свой профиль в МП зарегистрированному плательщику НПД?

Согласно п. 9 Порядка при выходе из профиля налогоплательщика и (или) при входе с другого устройства пользователь, который уже зарегистрирован в качестве налогоплательщика, может, используя МП, войти в свой профиль без осуществления повторных действий по постановке на учет в качестве налогоплательщика.

Для входа в профиль в разделе «Регистрация» необходимо выбрать «Я уже зарегистрирован» и войти в аккаунт, используя один из следующих способов:

  • через портал госуслуг – ввести в соответствующих МП логин и пароль, используемые налогоплательщиком для доступа к личному кабинету на Едином портале;

  • через личный кабинет налогоплательщика – ввести в соответствующих полях МП логин и пароль, применяемые налогоплательщиком для доступа к личному кабинету налогоплательщика;

  • по номеру телефона – ввести номер своего мобильного телефона, нажать на кнопку «Отправить код по СМС» и в открывшемся разделе ввести код проверки из полученного СМС-сообщения, направленного налоговым органом.

Снятие плательщика НПД с учета через МП

Сняться с учета в качестве плательщика НПД можно тремя способами (п. 12 Порядка):

  • при представлении через МП (веб-версию МП) заявления о снятии с учета путем активации в разделе «Профиль» кнопки снятия с учета с указанием причины снятия;

  • при подаче заявления о снятии с учета уполномоченной налогоплательщиком кредитной организацией. Заявление о снятии с учета в качестве налогоплательщика представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации;

  • по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета и при наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение налогового режима в виде уплаты НПД в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ.

Как плательщику НПД подтвердить свой статус и состояние расчетов по налогу (доходов)?

В соответствии с п. 14 Порядка плательщики НПД для подтверждения постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе, доходов, подлежащих обложению налогом, и суммы исчисленного налога вправе с использованием МП или веб-версии приложения сформировать в электронном виде справки о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе физического лица в качестве налогоплательщика и (или) о состоянии расчетов (доходах) по налогу. Достоверность сведений, содержащихся в справке, подтверждается электронной подписью налогового органа, сформированной в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Порядок передачи плательщиком НПД сведений о расчетах в налоговый орган

В соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона № 422-ФЗ и п. 17 Порядка плательщик НПД обязан передать в налоговый орган следующие сведения:

  • наименование документа;

  • дата и время осуществления расчета;

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика-продавца;

  • ИНН продавца;

  • указание на применение специального налогового режима в виде уплаты налога на профессиональный доход;

  • наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

  • сумма расчетов;

  • ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя – покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению ИНН возлагается на покупателя (заказчика);

  • QR-код, который позволяет покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

  • ИНН уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

  • наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

  • уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.

Эти же сведения указываются в чеке, передаваемом покупателю. Для того чтобы сформировать чек, на главном экране МП необходимо нажать кнопку «Новая продажа» (п. 18 Порядка).

В открывшемся окне следует прописать дату реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также наименование и стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Если покупатель (заказчик) товаров (работ, услуг, имущественных прав) – физическое лицо, необходимо нажать кнопку «Физическому лицу», если юридическое лицо или ИП – кнопку «Юридическому лицу или ИП», проставить ИНН и наименование организации (ИП).

Если покупателем (заказчиком) товаров (работ, услуг, имущественных прав) является иностранное юридическое лицо, надо нажать кнопку «Юридическому лицу или ИП» и установить соответствующий переключатель «Иностранная организация».

После заполнения указанных реквизитов чека необходимо нажать кнопку «Выдать чек».

Далее следует направить чек покупателю (заказчику), для этого нажать кнопку «Отправить» и выбрать один из способов направления чека (в формате ссылки на чек, его изображения или путем обеспечения покупателю (заказчику) возможности отсканировать QR-код чека) (п. 19 Порядка).

Корректировка плательщиком НПД сведений, ранее переданных налоговому органу

Согласно п. 20 Порядка плательщик НПД вправе произвести операции по корректировке в сторону уменьшения ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов (аннулировать чек) в результате:

  • возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав);

  • некорректного ввода таких сведений.

Корректировка производится при условии представления через МП пояснений с указанием причин такой корректировки.

Если чек ранее уже был сформирован, то налогоплательщик должен выбрать на главном экране МП или в разделе «Чеки» нужный чек, нажать на кнопку с тремя точками, в открывшемся меню выбрать «Аннулировать», подтвердить аннулирование и отметить причину: «Чек сформирован ошибочно» или «Возврат средств» (п. 21 Порядка).

Налоговый орган может решить, что корректировку посредством МП запрашивает не сам плательщик НПД, а неуполномоченные им лица.

Тогда налоговый орган может ограничить операции по корректировке. В этом случае налогоплательщику следует представить лично, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи, через МП или личный кабинет налогоплательщика пояснения с указанием причин такой корректировки.

При этом можно представить подтверждающие документы.

Уплата налога плательщиком НПД через МП

Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 422-ФЗ плательщик НПД должен перечислить налог не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через МП не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 422-ФЗ, п. 22 Порядка).

В соответствии с п. 23 Порядка налогоплательщик вправе произвести уплату налога (пени, штрафа) через МП или веб-версию приложения, в том числе с использованием банковской карты, в следующем порядке:

  • в МП нажать на баннер с суммой начисленного налога или в разделе «Налоги» выбрать начисление, которое необходимо оплатить;

  • выбрать способ оплаты – оплатить банковской картой или получить квитанцию для оплаты налога;

  • произвести уплату налога с банковской карты, указав ее реквизиты в МП, или через банк по квитанции для оплаты налога.

На основании п. 24 Порядка налогоплательщик вправе через МП или веб-версию приложения уполномочить оператора электронной площадки или кредитную организацию, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы. В этом случае налоговый орган направляет уведомление об уплате налога уполномоченному лицу.

Уплата страховых взносов плательщиком НПД через МП

Налогоплательщик вправе в добровольном порядке через МП или веб-версию приложения перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ (п. 25 Порядка).

Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию также формируется с использованием МП или веб-версии приложения после нажатия на баннер «Добровольное пенсионное обеспечение» (п. 26 Порядка).

Информация о состоянии индивидуального лицевого счета такого застрахованного лица тоже размещается в МП или веб-версии (п. 27 Порядка).