Предпринимателям на патенте необходимо заполнять книгу учета доходов. Отсутствие этого документа или ошибки, допущенные при его заполнении, могут привести к штрафу и принудительному переводу на УСН или даже ОСНО. Расскажем, где взять актуальную форму, как сформировать записи и, главное, как избежать претензий со стороны налоговых инспекторов.
Можно ли обойтись без книги учета доходов?
По закону ИП на патенте не обязаны нанимать бухгалтеров или лично заниматься бухучетом. Вместо этого, они ведут записи в книге учета доходов и расходов (КУДиР). В ПСН она называется книга учета доходов (КУД).
Учет поступлений в такой форме необходим для того, чтобы предприниматель в любой момент мог подтвердить соблюдение лимита по доходам: на сегодняшний день он равен 60 млн руб. в год, причем налоговики суммируют доходы по всем патентам, выданным ИП в течение года.
В случае превышения лимита все налоговые платежи будут рассчитываться по правилам ОСНО, а патент перестанет действовать.
Поясним на примере: ИП Иванов оформил патент на полгода с 1 января 2021 года. Но уже в апреле по доходам превысил сумму в 60 млн. Согласно закону, он теряет право на использование ПСН, а значит все доходы с 1 января по 30 июня 2021 года будут облагаться налогом по ставкам ОСНО.
Если же ИП Иванов одновременно с патентом работал на УСН или платил ЕСХН, то сумма налогов будет рассчитываться исходя из ставок спецрежимов. Впрочем, при совмещении ПСН и спецрежимов есть свои нюансы при подсчете доходов:
-
при ПСН и УСН доходы от предпринимательской деятельности суммируются: то есть, инспектор ФНС при вычислении общего дохода сложит выручку по всем патентам за календарный год, а затем прибавит аналогичный показатель по тем видам деятельности, что не попали под патент. Если суммарный доход предпринимателя будет выше 60 млн. руб., то патент просто перестанет действовать, а все налоговые платежи придется платить по правилам «упрощенки»;
-
при ПСН и ЕСХН доходы от реализации сельхозпродукции и скота не учитываются, поэтому при исчислении лимита суммируют исключительно выручку от патента.
Таким образом, обойтись без КУДиР нельзя: ее ведение прямо закреплено законодательством, а сама книга позволяет ИП доказать, что в своей деятельности он не вышел за оговоренные лимиты и может использовать режим ПСН. Отсутствие учетной книги доходов влечет за собой штрафы:
-
10 тыс. руб. за нарушение в течение одного налогового периода;
-
30 тыс. руб., если книгу не вели в течение нескольких налоговых периодов.
Как правильно заполнять КУДиР?
Все требования и нюансы заполнения документа подробно изложены в 135-ом Приказе Минфина. Разберем основные из них.
-
Записи вносят в хронологической последовательности, опираясь на сведения из первичных документов.
-
Для записей используют только русский язык. Если чек, договор или иной первичный документ составлен на иностранном языке, его нужно заранее построчно перевести.
-
Формат ведения КУДиР предприниматель выбирает самостоятельно: закон допускает и бумажный, и электронный вариант. Причем в последнем случае можно воспользоваться как специальным сервисом, так и любым редактором электронных таблиц.
-
Если выбран электронный формат КУДиР, то в конце налогового периода книгу обязательно нужно распечатать, а страницы – прошить и пронумеровать. В прошивке указывают итоговое количество страниц, после чего ставят печать (при наличии) и подпись предпринимателя.
-
Если у ИП оформлено несколько патентов, все данные можно свести в одну книгу. Главное, помнить о хронологическом порядке внесения записей.
Актуальную форму КУДиР вы можете скачать в сети, в бухгалтерском сервисе или воспользоваться вариантом из 135-ого Приказа.
При заполнении первого листа не забудьте указать:
-
дату создания книги, а также год, на который она заведена;
-
ФИО и ИНН предпринимателя, адрес его регистрации по месту жительства;
-
наименование региона, выдавшего патент, а также его код по ОКАТО;
-
срок действия патента;
-
номер расчетного счета, а также сведения о банке, в котором он открыт.
Второй лист – это таблица, куда в дальнейшем и нужно заносить все сведения о доходах, полученных в рамках патента.
-
первая графа – порядковый номер, заполняется в строгой хронологической последовательности, без пропусков позиций;
-
вторая графа – регистрационный номер и дата создания первичного документа;
-
третья графа – сведения о проведенной операции (выручка с продажи, получение предоплаты, оплата по договору и пр.);
-
четвертая графа – сумма дохода в рублях.
По завершении налогового периода нужно просуммировать все доходы и отразить результат в последней итоговой строчке.
Когда нужно вносить записи о доходах?
В Налоговом кодексе прямо прописаны сроки заполнения КУДиР:
-
При поступлении доходов в наличной или безналичной форме, запись о получении делается в тот же день. То есть, если банк перечислил деньги 10.04.2021, а предприниматель сделал запись 11.04.2021 года, это будет считаться нарушением.
-
Если доход получен в натуральной форме, то запись делают в день передачи. Тоже касается и выручки в виде работ, услуг, прав – запись нужно сделать в тот же день.
-
Оплата в виде векселя фиксируется в день поступления денег, либо в день передачи ценной бумаги по индоссаменту.
Предоплату за товары или услуги в КУДиР фиксируют в день получения. Если в дальнейшем аванс возвращают, то эту сумму просто вычитают из итоговой суммы.
Как правильно вносить записи в графу «Доходы»?
Если с предпринимателем расплачиваются валютой других стран, то полученную сумму переводят в рубли по текущему курсу ЦБ на день совершения операции. Переданные в качестве оплаты товары учитывают по их рыночной цене.
Предприниматель, получающий наличную оплату за товары или услуги, имеет право заносить в КУДиР всю дневную выручку одной строкой, вместо того, чтобы записывать в книгу каждый выданный чек. Впрочем, если удобнее фиксировать операции по отдельности, можно остановиться и на таком варианте.
При поступлении денег на р/с обратите внимание на банковскую комиссию: она считается частью дохода. К примеру, ИП Иванов продал товар на сумму 4 000 р., получив на счет 3 800 р. (200 р. составила комиссия за эквайринг). В КУДиР необходимо внести начальную сумму 4 000 р.
Как исправить допущенную ошибку?
В электронном документе проблем с исправлением не возникает: до конца налогового периода, когда КУДиР будет распечатана и прошита, ИП может без каких-либо ограничений исправлять, удалять или добавлять записи. Главное, чтобы сохранился правильный хронологический порядок.
С бумажным документом процедура исправления выглядит следующим образом:
-
Сначала аккуратно зачеркивают ошибку – это может быть число, слово или даже предложение. Для исправления используют ручку, карандашом правки не вносят.
-
Рядом, на свободном от записей месте, вписывают правильные сведения.
-
Исправления заверяются подписью ИП и печатью (при наличии), рядом ставится дата внесения правок.
Дополнительно составляется бухгалтерская справка, в которой предприниматель поясняет причины внесенных правок. Тот же алгоритм используется и для исправления записей в распечатанной и прошитой книге учета доходов.