Автор: Зобова Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Налогоплательщики уже привыкли, что изменения вносятся в НК РФ с завидной регулярностью. Очередная группа новшеств вступила в силу с 01.01.2019. Рассмотрим те из них, которые будут более всего интересны бухгалтерам казенных учреждений. Подробности – в предложенном материале.

Администрирование налогов и сборов

Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ уточнил порядок начисления пеней: теперь пеня начисляется, если иное не предусмотрено ст. 75 и гл. 25, 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах последним днем уплаты налога, по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ). Новая норма начала действовать с 27.12.2018 и применяется в отношении недоимки, образовавшейся после 27.11.2018.

Отметим, что ранее представители контролирующих органов высказывали следующее мнение по данному вопросу: в случае нарушения срока уплаты налога налогоплательщику на основании ст. 75 НК РФ начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах последним днем уплаты налога или сбора, до дня фактической уплаты. НК РФ не предусмотрено начисление пеней за день, в котором просрочка исполнения обязанности по уплате налога отсутствует (Письмо ФНС РФ от 06.12.2017 № ЗН-3-22/7995@).

Итак, уточненные правила начисления пеней выглядят следующим образом:

  • пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Первый день для начисления пеней – следующий за установленным последним днем уплаты налога, последний – день уплаты налога;

  • сумма пеней не может быть больше недоимки (ранее этого ограничения не было).

Налог на добавленную стоимость

Новость о повышении ставки НДС с 18 до 20% с 01.01.2019, пожалуй, может претендовать на главную новость по налогообложению за 2018 – 2019 годы. Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ, предусматривающий новую базовую ставку НДС, был принят 24.07.2018.

Соответственно, в 2019 году действуют следующие ставки НДС:

  • 0% – для перечня товаров (работ, услуг), приведенного в п. 1 ст. 164 НК РФ;

  • 10% – для перечня товаров, приведенного в п. 2 ст. 164 НК РФ;

  • 20% – в остальных случаях (п. 3 ст. 164 НК РФ);

  • 16,67% – расчетная ставка НДС (увеличена с 15,25%) (п. 4 ст. 158 НК РФ).

Отметим, что увеличилась только ставка НДС, порядок и момент определения налоговой базы по НДС не изменились.

Никакого переходного периода законодатель не установил: до 31.12.2018 включительно применяется ставка НДС 18%, а при отгрузке товаров (работ, услуг) с 01.01.2019 – 20%.

Таким образом, при наличии «переходных» сумм НДС нужно ориентироваться:

  • при отгрузке товара – на ставку НДС, действующую на дату отгрузки;

  • при получении предоплаты – на ставку НДС, действующую на дату поступления предоплаты.

Что касается исключений из общего правила для отдельных видов договоров (долгосрочных, принятых в соответствии с конкретными законами, предусматривающих получение предоплаты в 2018 году, а отгрузку в 2019 году, и др.), товаров, способов расчета и т. д., то их законодатель не предусмотрел, и представители Минфина и ФНС это подтвердили (письма Минфина РФ от 06.08.2018 № 03-07-05/55290, от 07.09.2018 № 03-07-11/64049, от 10.09.2018 № 03-07-11/64576, от 23.10.2018 № 03-13-07/76037, от 10.09.2018 № 03-07-11/64577, ФНС РФ от 10.09.2018 № СД-4-3/17537).

Налог на имущество организаций

С 01.01.2019 объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается только недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (ст. 374 НК РФ). Указанные изменения внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ.

Одновременно движимое имущество, в том числе машины, оборудование, станки, транспортные средства, техника для производства, хранения и реализации продукции и другое движимое имущество, исключено из объектов обложения налогом на имущество организаций (Письмо Минфина РФ от 24.08.2018 № 03-01-11/60353). Соответственно, пп. 8 п. 4 ст. 374, п. 3.3 ст. 380, п. 25 ст. 381, п. 2 ст. 381.1 НК РФ признаны утратившими силу.

При этом гл. 30 НК РФ не содержит определения понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество», с чем согласны представители как Минфина, так и ФНС (письма Минфина РФ от 04.07.2017 № 03-05-05-01/42244, ФНС РФ от 23.04.2018 № БС-4-21/7770).

В силу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Недвижимыми вещами считаются также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

В Письме ФНС РФ от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@ дается план действий по отнесению конкретного имущества к объекту недвижимого имущества. Для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;

  • при отсутствии сведений в ЕГРН – наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (например, для объектов капитального строительства – наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию (при необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т. п.).

В связи с изменениями в гл. 30 НК РФ обновлены налоговая декларация и налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (изменения одинаковые) (Приказ ФНС РФ от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@). Налогоплательщики должны отчитаться по новой форме начиная с представления налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за I квартал 2019 года. Отметим следующие новшества:

  • по всей декларации уточнено, что речь идет о недвижимом имуществе;

  • в разделе 2 убрали строку 141, в которой по графам 3 – 4 указывалась остаточная стоимость недвижимого имущества на конец налогового периода (31 декабря), и строку 270, в которой отражалась остаточная стоимость всех учтенных на балансе основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода, за исключением остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом по пп. 1 – 7 п. 4 ст. 374 НК РФ;

  • раздел 2.1 дополнен полем «Адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации» (строка 030), которое заполняется в случае отсутствия у объекта недвижимого имущества кадастрового номера и условного номера, указанных в ЕГРН, и наличия инвентарного номера, а также присвоенного этому объекту адреса на территории РФ.

Земельный налог

Казенные учреждения, являющиеся плательщиками земельного налога, должны будут представить налоговую декларацию за 2018 год в налоговый орган по месту нахождения земельного участка не позднее 01.02.2019 (п. 1 ст. 398 НК РФ).

Форма действующей декларации по земельному налогу утверждена Приказом ФНС РФ от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@. В 2018 году в эту форму дважды вносились изменения:

  • Приказом ФНС РФ от 02.03.2018 № ММВ-7-21/118@;

  • Приказом ФНС РФ от 30.08.2018 № ММВ-7-21/509@.

Актуальный вариант декларации по земельному налогу представляется начиная с отчета за 2018 год.

Необходимость внесения изменений в налоговую декларацию по земельному налогу связана с приведением ее в соответствие с обновленными нормами гл. 31 НК РФ.

При заполнении декларации за 2018 год нужно обратить внимание на следующие моменты:

1. Раньше количество разделов 2 декларации было равно количеству земельных участков, принадлежащих организации. Теперь более одного раздела 2 в отношении одного земельного участка заполняется:

  • в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка;

  • в случае замены в течение налогового периода коэффициента 2 на коэффициент 4, которые применяются при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическим лицам на условиях осуществления на них жилищного строительства.

К сведению: дополнительные коды категорий земель для целей заполнения декларации по земельному налогу приведены в Письме ФНС РФ от 23.03.2018 № БС-4-21/5440.

2. В декларацию введен коэффициент Ки, который применяется для исчисления земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка (п. 7.1 ст. 396 НК РФ). В декларации он указывается по новой строке, имеющей код 145. Если в налоговом периоде не произошло изменения кадастровой стоимости земельного участка, то коэффициент Ки не определяется, а в строке 145 ставится прочерк. Соответственно, при наличии коэффициента Ки он учитывается при расчете суммы исчисленного налога (строка 150).

3. В случае необходимости одновременного применения коэффициентов Кв и Ки, значение каждого из которых отлично от единицы, значение коэффициента Ки должно учитывать период владения земельным участком в данном налоговом периоде. При этом порядок исчисления налога в случае необходимости одновременного применения коэффициентов Кв и Ки, значение каждого из которых отлично от единицы, гл. 31 НК РФ не урегулирован. Но ФНС вместе с Минфином полагают, что до внесения законодательных изменений в гл. 31 НК РФ при исчислении земельного налога (авансового платежа по налогу) в случае необходимости одновременного применения коэффициентов Кв и Ки, значение каждого из которых отлично от единицы, значение коэффициента Ки должно учитывать период владения земельным участком в данном налоговом периоде (письма ФНС РФ от 23.05.2018 № БС-4-21/9823@, от 14.06.2018 № БС-4-21/11418@, от 19.06.2018 № БС-4-21/11751 и Минфина РФ от 06.06.2018 № 03-05-04-02/38570).

4. В раздел 2 декларации введена строка 245, которая заполняется в случае установления нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) для данной категории налогоплательщиков налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ. При установлении данной налоговой льготы ее сумма по строке 245 определяется так:

  • при отсутствии коэффициента – строка 110 x (налоговая ставка – пониженная ставка) x строка 140 / 100;

  • при наличии коэффициента Ки – строка 110 x (налоговая ставка – пониженная ставка) x строка 140 x строка 145 / 100.

Соответственно, при наличии данных по строке 245 исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (показатель строки 250), определяется как разница значений по строке 150 и строке 245.

Налог на доходы физических лиц

С 2019 года к доходам, не подлежащим обложению НДФЛ, добавлено полевое довольствие, выплаченное работодателем в соответствии с законодательством РФ работникам, работающим в полевых условиях, в размере не более 700 руб. за каждый день нахождения в полевых условиях (п. 3 ст. 217 НК РФ).

За 2018 год налоговые агенты должны отчитаться по новой форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС РФ от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@.

Машинно ориентированная форма 2-НДФЛ состоит из основного листа и приложения. На основном листе отражены суммы дохода и НДФЛ, а в приложении – сведения о доходах и соответствующих вычетах с разбивкой по месяцам налогового периода с указанием кодов видов доходов и кодов видов вычетов. При необходимости налоговым агентом заполняется нужное количество листов.

Кроме новой формы 2-НДФЛ, утверждена форма справки о доходах и суммах НДФЛ, которая выдается налоговыми агентами физическим лицам по их заявлению для представления по месту требования.

Страховые взносы

Бессрочный тариф страховых взносов на ОПС

До 2019 года действовал временный тариф страховых взносов, установленный ст. 426 НК РФ на 2017 – 2020 годы, а с 2021 года страховой тариф на обязательное пенсионное страхование (ОПС) должен был стать равным 26%.

С 01.01.2019 введен бессрочный тариф страховых взносов, а ст. 426 НК РФ признана утратившей силу – такие изменения пре-дусмотрены Федеральным законом № 303-ФЗ. Согласно поправкам, внесенным в пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ, в 2019 году и далее будут действовать следующие тарифы на ОПС:

  • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 22%;

  • свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10%.

В целях приведения принятых норм в соответствие действующему законодательству Федеральный закон от 03.08.2018 № 306-ФЗ внес аналогичные поправкив федеральные законы от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов в 2019 году

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1426 для плательщиков страховых взносов с 01.01.2019 установлены следующие предельные размерыбазы для исчисления страховых взносов в отношении каждого физического лица нарастающим итогом:

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 865 000 руб. (коэффициент индексации 1,061 с учетом роста средней заработной платы в РФ);

  • на обязательное пенсионное страхование – 1 150 000 руб. (коэффициент индексации 2,1 с учетом роста средней заработной платы в РФ).