Автор: Юзвак М.В., налоговый консультант, к.ю.н.
См. также Обзор налоговых новостей за сентябрь 2018: https://youtu.be/V8SAfzX0nXY
Дайджест налоговых новостей за сентябрь 2018: https://youtu.be/_e70gt64Le0
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за август 2018: https://youtu.be/SBwidRJS8lk
1. Налоговые законопроекты в сентябре
После летних каникул субъекты законодательной инициативы с удвоенной силой стали готовить налоговые законопроекты.
Центральным событием сентября стало внесение депутатами в Государственную Думу пакета законопроектов, направленных на введение налога на самозанятых (Законопроекты № 551845-7, 551847-7, 551846-7). Новый налог (он же спецрежим) официально поименован как налог на профессиональный доход. Предполагается, что физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, вместо уплаты НДФЛ и НДС смогут уплачивать со своих доходов налог в размере 4 или 6 %. Следует иметь в виду, что законопроект содержит множество ограничений, которые не позволяют применять спецрежим. Важной особенностью нового налога является то, что взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами будет происходить через мобильное приложение – «Мой налог».
Предполагается, что на начальном этапе новый налог будет функционировать в экспериментальном режиме в течение 10 лет на ограниченной территории (Москва, Московская и Калужская области, а также Республика Татарстан).
На данный момент остается загадкой, каким образом будут стимулироваться самозанятые граждане к применению нового спецрежима. Кроме того, есть подозрение, что к планируемой дате начала действия налога на профессиональный доход (01.01.2019) могут не успеть подготовить инфраструктуру, связанную с функционированием мобильного приложения «Мой налог». В связи с этим можно ожидать изменение сроков появления нового налога.
В сентябре особую активность проявлял Президент РФ. Так, от его имени был внесен Законопроект № 544565-7, направленный на недопущение ухудшения положения пожилых граждан в связи с проведением пенсионной реформы. Проектом предлагается предоставлять льготы по имущественным налогам гражданам, которые признаются пенсионерами на основе законодательства, действовавшего до проведения пенсионной реформы.
Кроме того, Президент РФ предложил освободить от обложения НДФЛ доходы судей в виде социальных выплат, направленных на улучшение жилищных условий (Законопроект № 548880-7).
Наибольшую активность в подготовке налоговых законопроектов проявляло Правительство РФ. Было предложено продлить возможность освобождения контролирующих лиц от уголовной ответственности в связи с недекларированием прибыли контролируемых иностранных компаний, при условии возмещения ущерба, причиненного такими действиями (Законопроект № 542736-7). Также интерес представляет инициатива Правительства РФ по исключению из объекта обложения по НДС операций по возврату государственным органам арендованных объектов водоснабжения с неотделимыми улучшениями. При этом арендатор будут иметь возможность не восстанавливать НДС, принятый к вычету по работам, связанным с созданием таких неотделимых улучшений (Законопроект № 550262-7).
Среди других правительственных законопроектов можно назвать следующие:
О налоговых льготах в связи с проведением Чемпионата Европы по футболу – Законопроект № 553542-7.
О подтверждении нулевой ставки по НДС резидентами ТОР – Законопроект № 551485-7.
О соглашении об избежании двойного налогообложения с Республикой Эквадор – Законопроект № 542792-7.
О новых госпошлинах – Законопроекты № 546337-7, 542772-7.
2. Новости от ФНС России
Федеральная налоговая служба решила изменить нашумевшее Письмо от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247@ «О профилактике нарушений налогового законодательства». Так, в сноске 1 Письма были исключены слова «допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов)» (Письмо ФНС России от 21.09.2018 № ЕД-4-15/18411@). Иначе говоря, ФНС России теперь не рассматривает приход налогоплательщика в инспекцию вместе с представителем (ажвокатом) как признак недобросовестности лица.
3. Льгота по энергоэффективным объектам
Налогоплательщикам следует обратить внимание на позицию Верховного Суда РФ, изложенную в деле КИТ Екатеринбург (Определение Верховного Суда РФ от 3 августа 2018 г. № 309-КГ18-5076). В указанном деле Суд посчитал, что льгота по энергоэффективным объектам, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ, не может применяться в отношении коммерческой недвижимости.
Таким образом, Верховный Суд РФ подтвердил отрицательную для налогоплательщиков судебную практику, согласно которой определение класса энергетической эффективности в отношении зданий (получение паспорта энергоэффективности здания) не свидетельствует о правомерности применения льготы по п. 21 ст. 381 НК РФ.