Автор: Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Налогоплательщики уже привыкли, что налоговое законодательство претерпевает масштабные изменения в канун Нового года, причем каждого. В 2018 году пакет законов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, принят в середине лета.

О том, каким будет тариф страховых взносов, что такое единый налоговый платеж, как изменится порядок исчисления налога на имущество организаций и физических лиц и земельного налога, а также для кого обнулится госпошлина, читайте в нашем материале.

Бессрочный тариф страховых взносов на ОПС

Действующей редакцией Налогового кодекса в 2017 – 2020 годах для основной категории плательщиков страховых взносов тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) установлен в размере 22 % в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС и 10 % – сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС. При этом с 1 января 2021 года тариф страховых взносов на ОПС зафиксирован в размере 26 % сумм выплат физическим лицам, не превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов. Таким образом, сегодня действует временный тариф на страховые взносы на ОПС.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» кардинально меняет данный подход: с 1 января 2019 года устанавливаются постоянные тарифы страховых взносов. Согласно изменениям, внесенным в пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ, будут действовать следующие тарифы на ОПС:

  • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 22%;

  • свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10%.

Одновременно ст. 426 НК РФ, устанавливающая тарифы страховых взносов на 2017 – 2020 годы, признается утратившей силу.

Кроме этого, внесены изменения в пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, согласно которым для плательщиков, указанных в пп. 7 и 8 п. 1 названной статьи – для некоммерческих и благотворительных организаций, в течение 2019 – 2024 годов устанавливаются следующие тарифы страховых взносов:

  • на ОПС – в размере 20%;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0%;

  • на обязательное медицинское страхование – 0%.

В целях приведения в соответствие принятых норм действующему законодательству Федеральный закон от 03.08.2018 № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 20 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» внес сообразные поправки в федеральные законы от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Принятые новшества направлены на обеспечение стабилизации установленной в настоящее время фискальной нагрузки на плательщиков страховых взносов.

Единый налоговый платеж для физических лиц

С 1 января 2019 года упрощается порядок уплаты имущественных налогов физическими лицами: устанавливается единый налоговый платеж. Использование единого налогового платежа призвано значительно сократить время, затрачиваемое на оформление платежных документов, а также минимизировать ошибки граждан при заполнении нескольких платежек. Соответствующие изменения в ч. I НК РФ внесены Федеральным законом от 29.07.2018 № 232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования»: вводится ст. 45.1 «Единый налоговый платеж физического лица».

К сведению: единый налоговый платеж физического лица – это денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком – физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц.

Уплата единого налогового платежа физического лица может быть произведена как самим налогоплательщиком, так и иным лицом. Но иное лицо не вправе требовать возврата из бюджета уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа.

Единый налоговый платеж перечисляется по месту жительства налогоплательщика – физического лица (месту пребывания – при отсутствии у такого лица места жительства на территории РФ), а при отсутствии у налогоплательщика – физического лица места жительства и места пребывания – по месту нахождения одного из принадлежащих данному лицу объектов недвижимого имущества.

Зачет суммы единого налогового платежа налоговый орган проведет самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика – физического лица по указанным налогам либо в счет уплаты недоимки по налогам или задолженности по соответствующим пеням и процентам.

Зачет будет производиться в установленные сроки уплаты налогов последовательно, начиная с меньшей суммы налога. Но при наличии у налогоплательщика – физического лица недоимки по налогам, задолженности по пеням, процентам зачет суммы единого налогового платежа сначала будет производиться в счет уплаты таких недоимки или задолженности. Если на дату принятия налоговым органом решения о таком зачете остаток денежных средств, перечисленных в бюджет в качестве единого налогового платежа, меньше общей суммы задолженности, зачет осуществляется последовательно, начиная с недоимки с меньшей суммой. Затем погашается задолженность по пеням и процентам в том же порядке.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику – физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа в течение пяти дней со дня его принятия. Также все данные будут отражаться в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Излишне уплаченные суммы можно будет вернуть в силу п. 7 ст. 45.1 НК РФ – написать заявление в налоговый орган. Возврат денежных средств осуществляется в течение одного месяца со дня получения такого заявления. Решение о возврате (об отказе в осуществлении возврата) денежных средств принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления. О своем решении налоговики обязаны сообщить налогоплательщику – физическому лицу в течение пяти дней со дня его принятия.

К сведению: с 2019 года ст. 52 НК РФ дополнена п. 2.1, согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленных налогов – транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц – осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

В случае ошибочного заполнения платежного поручения на уплату налогов можно будет уточнить реквизиты платежа в течение трех лет с даты платежа на основании соответствующего заявления. Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика. На основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджет. При этом налоговый орган может самостоятельно принять решение об уточнении платежа в случае необходимости. Налоговый орган уведомит налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.

Согласно изменениям, внесенным в ст. 58 НК РФ, с 2019 года физические лица смогут уплачивать налоги:

  • через кассу местной администрации;

  • через организацию федеральной почтовой связи – в случае отсутствия банка;

  • через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджет.

При этом никакая плата за перечисление налогов в бюджет не взимается.

За нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или МФЦ устанавливается налоговая ответственность на основании ст. 129.12 НК РФ.

Налог на имущество…

…организаций

С 1 января 2019 года объектом налогообложения для российских организаций признается только недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. Соответствующие изменения внесены в ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

К сведению: движимое имущество исключено из объектов обложения налогом на имущество организаций. Следовательно, пп. 8 п. 4 ст. 374, п. 3.3 ст. 380, п. 25 ст. 381,п. 2 ст. 381.1 НК РФ признаны утратившим силу.

С 2019 года налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения согласно Федеральному закону от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (п. 1 ст. 376 НК РФ).

Также с 2019 года налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 386 НК РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Кроме рассмотренных изменений, коррективы внесены в гл. 30 НК РФ также Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ.

С 2019 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества будет определяться как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 375 НК РФ). Уточнение о том, что кадастровая стоимость должна быть указана в ЕГРН, позволит снять спорные вопросы о применении кадастровой стоимости, хотя контролирующие органы придерживались данного подхода и ранее.

Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется в соответствии с федеральными законами от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которым кадастровая стоимость является конкретной величиной, определенной в установленном порядке и внесенной в ЕГРН. Порядок применения кадастровой стоимости, установленный указанными федеральными законами, не предусматривает возможность использования для целей, предусмотренных законодательством РФ (в том числе для целей налогообложения), скорректированной кадастровой стоимости, не содержащейся в ЕГРН.

В случае установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда такая кадастровая стоимость отражается в ЕГРН и только после этого используется для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 23.04.2018 № 03-05-05-01/27098).Таким образом, применение для целей налогообложения стоимости, отличной от кадастровой стоимости, содержащейся в ЕГРН, не предусмотрено.

С 1 января 2019 года в новой редакции будет действовать п. 15 ст. 378.2 НК РФ, который регулирует применение измененной кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено обозначенным пунктом.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения по причине изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Также с 2019 года вступают в силу поправки в ст. 382 НК РФ: она дополнена п. 5.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 ст. 382 НК РФ.

…физических лиц

Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ внес ряд существенных изменений и в гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ.

Согласно новой редакции п. 2 ст. 403 НК РФ с 2019 года в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта. Порядок применения новой кадастровой стоимости объекта налогообложения аналогичен порядку, приведенному в п. 15 ст. 378.2 НК РФ (см. выше).

С 1 января 2017 года предусмотрено распространение установленных для соответствующих жилых помещений п. 3 и 4 ст. 403, п. 2 ст. 406, п. 4 ст. 407 НК РФ условий определения предельных налоговых ставок, налоговых вычетов и налоговых льгот на «части жилых домов» и «части квартир».

С 1 января 2015 года предусмотрено включение детей-инвалидов в категорию лиц, имеющих право на федеральную льготу по налогу на имущество физических лиц (пп. 3 п. 1 ст. 407 НК РФ).

С 1 января 2017 года предусмотрено распространение установленных для гаражей и машино-мест п. 2 ст. 406, п. 4 ст. 407, п. 8 ст. 408 НК РФ условий определения предельных налоговых ставок, налоговых льгот и порядка расчета налога на имущество физических лиц на гаражи и машино-места, расположенные в объектах налогообложения, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ (в том числе включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Таким образом, введены единые условия налогообложения гаражей и машино-мест независимо от их места нахождения. Отменены особенности налогообложения гаражей и машино-мест в торгово-офисных объектах. Прежде они облагались по предельной налоговой ставке 2 %, к ним не применялись федеральные налоговые льготы. Теперь для таких гаражей и машино-мест, как и для иных аналогичных объектов, будут действовать предельная налоговая ставка не более 0,3 % и право на федеральную льготу, освобождающую от уплаты налога.

Согласно дополнениям, внесенным п. 5.1 в ст. 408 НК РФ, с 2019 года в случае изменения в течение налогового периода качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения исчисление суммы налога в отношении такого объекта налогообложения производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 данной статьи.

Уже действуют измененный п. 8 и добавленный п. 8.1 ст. 408 НК РФ, касающиеся порядка расчета налога; более того, их действие распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 года.

Земельный налог

Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ внес новшества и в гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. Поправки, касающиеся изменения кадастровой стоимости земельного участка, аналогичны рассмотренным выше поправкам к п. 15 ст. 378.2 и ст. 403 НК РФ (ст. 391 НК РФ дополнена п. 1.1).

К сведению: введены единые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимого имущества организаций и физических лиц. Положения п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391 и п. 2 ст. 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

С 1 января 2015 года предусмотрено включение детей-инвалидов в категорию лиц, в отношении земельных участков которых регламентировано уменьшение базы по земельному налогу (пп. 3 п. 5 ст. 391 НК РФ).

Госпошлина обнулена…

Сразу два федеральных закона, вступающих в силу с 1 января 2019 года, вносят изменения в ст. 333.35 НК РФ:

– Федеральный закон от 29.07.2018 № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 29.07.2018 № 234-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Рассмотрим льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций по уплате государственной пошлины.

…для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Сегодня в соответствии с гл. 25.3 НК РФ за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уплачивается государственная пошлина в размерах 4 000 руб. (за государственную регистрацию юридического лица) и 800 руб. (за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) (пп. 1 и пп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

За реорганизацию и ликвидацию юридического лица государственная пошлина уплачивается в размере 800 руб., а за прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя – в размере 160 руб. (пп. 3 и 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

К сведению: Федеральный закон от 29.07.2018 № 234-ФЗ дополняет п. 3 ст. 333.35 НК РФ пп. 32, согласно которому за совершение юридически значимых действий, предусмотренных пп. 1, 3, 6 и 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственная пошлина не уплачивается.

Снижение размера государственной пошлины «до нуля» при подаче заявления для государственной регистрации, в том числе юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в форме электронного документа будет способствовать увеличению количества организаций и граждан, обращающихся за совершением вышеуказанных действий в электронной форме, а также сокращению издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с открытием и деятельностью малого и среднего бизнеса, вовлечению большего количества граждан в предпринимательскую деятельность.

Кроме того, реализация указанного изменения приведет к сокращению расходов уполномоченных государственных органов на совершение действий, связанных с государственной регистрацией, в том числе юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий, в частности к сокращению расходов на прием заявителей и обработку заявлений.

…для физических лиц

Ежегодно в Российской Федерации по причине аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных или иных бедствий происходят чрезвычайные ситуации, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Одно из многих следствий чрезвычайных ситуаций связано с тем, что могут утрачиваться или приходить в негодность хранящиеся на бумажных носителях документы, необходимые для идентификации личности гражданина, подтверждения каких-либо его прав (имущественных и т. п.) или статуса (например, семейного положения).

НК РФ предусматривает государственные пошлины за выдачу целого ряда документов, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность. При этом согласно пп. 16 п. 1 ст. 333.35 НК РФ физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации и обратившиеся за получением паспорта гражданина РФ взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако данная льгота по уплате государственной пошлины для физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, не распространяется на иные типы документов. Так, в силу ст. 333.33 НК РФ за выдачу взамен утраченного или пришедшего в негодность международного водительского удостоверения предусмотрена государственная пошлина в размере 1 600 руб., паспорта транспортного средства – 800 руб., свидетельства о регистрации транспортного средства – 500 руб. Исходя из ст. 333.26 НК РФ размер государственной пошлины за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния составляет 350 руб.

Федеральный закон от 29.07.2018 № 233-ФЗ изложил пп. 16 п. 1 ст. 333.35 НК РФ в новой редакции, согласно которойфизические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, за выдачу документа взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации от уплаты госпошлины освобождаются.

* * *

Подведем итоги:

  • введен постоянный тариф страховых взносов на ОПС – 22% в пределах установленной предельной величины базы;

  • введен единый налоговый платеж, заменяющий уплату транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц;

  • внесены изменения в порядок исчисления налога на имущество организаций и физических лиц (в том числе движимое имущество исключено из объектов налогообложения для организаций);

  • установлены новые особенности исчисления земельного налога;

  • обнулена госпошлина для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц в установленных случаях.