Автор: Юзвак М.В., налоговый консультант, к.ю.н.

При обнаружении ошибок просьба сообщать по адресу: maxymv1985@gmail.com

1. Законодательные инициативы

В сентябре в Государственную Думу РФ поступали разнообразные налоговые законопроекты.

В качестве центрального можно назвать правительственный Законопроект 274631-7, который вносит значительные изменения во вторую часть Налогового кодекса. В целом поправки сводятся к следующему: урегулированием вопросов по акцизам в связи со средними дистиллятами; повышение ставок по акцизам; установление условий для получения инвестиционного налогового вычета; установление размера фиксированного страхового взноса; другие изменения.

Правительством РФ было предложено скорректировать ставки в отношении резидентов ОЭС (Законопроект № 269132-7). Для указанных субъектов налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, будет исчисляться по ставке 2% (вместо 3%). Максимальная же ставка налога, зачисляемая в региональный бюджет, составит 13,5% (вместо 12.5%). По сути, данный законопроект корректирует положения Закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, который не принял во внимание особенности обложения резидентов ОЭЗ.

Со ставкам, но уже по страховым взносам, связан депутатский Законопроект № 269308-7. Проектом ограничивается фиксированный размер ставок для самозанятых граждан – не более 6% от годового дохода (который в целом не превышает 300 тыс. рублей). Однако в силу отрицательного заключения Правительства вероятность одобрения данной инициативы не велика.

Определенный интерес вызывает Законопроект № 268974-7, направленный на отмену моратория на изменение соглашений о консолидированной группе налогоплательщиков. Есть основания считать, что данный законопроект нарушает принцип равенства налогоплательщиков, поскольку его действие распространяется на ограниченный круг субъектов – организации, принадлежащие собственникам Единой системы газоснабжения и участвующие в инвестиционных проектах в Амурской области.

Отдельные сентябрьские законопроекты были направлены на устранение неопределенности в отношении обложения НДС операций с Госрезервом (Законопроект № 269196-7) и налоговых последствий при заключении договора финансового обеспечения (Законопроект № 273403-7).

Кроме того, в Госдуму поступили следующие законопроекты:

  • О порядке опубликования коэффициента-дефлятора (Законопроект № 261299-7);

  • О региональных инвестпроектах в Республике Хакасия (Законопроект № 275361-7);

  • О сохранении нагрузки на плательщиков страховых взносов (Законопроект № 274632-7);

  • О продлении сроков перехода на прямые страховые выплаты (Законопроект № 274623-7).

2. Применение норм, истолкованных высшими судами

Налогоплательщикам следует обратить внимание на дело Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева (Определение от 21.08.2017 № 310-КГ17-5116). В данном споре Верховный Суд РФ посчитал невозможным применять норму в истолковании, данном ВАС РФ, в связи с тем, что в нее были внесены технические изменения. В этой связи налогоплательщикам важно оценивать налоговые риски изменения правоприменитлеьной практики по нормам, которые разъяснялись высшими судами, но впоследствии в них вносились изменения технического (уточняющего) характера.

Подробнее о событиях в сентябре 2017 можно узнать в видеообзоре: https://youtu.be/oJiC-iYBXrk