ООО "Небо"

Прошлогодний эксперимент с шубами показал: электронной маркировке товаров быть. Сегодня о том, как отразилось это нововведение на торговцах мехом и чего ожидать остальным.

Что за эксперимент?

В прошлом году государство экспериментировало с маркировкой меховых изделий для контроля оборота. Всем, кто ввозит, продает или производит изделия из натурального меха, предлагалось добровольно поучаствовать: маркировать шубы для формирования единого реестра. Эксперимент прошел удачно, метки для этой категории товаров стали обязательными. В результате многие торговцы вышли из тени, объем контрафакта уменьшился, а доход государства увеличился. Прямо как с алкоголем.

Теперь перечень маркируемых товаров расширят. Планируют маркировать ценные породы древесины, фотоаппараты, обувь, автомобильные покрышки, лекарства и рыбу. Список стремительно растет, логично предположить, что в будущем маркировать будут все, что продается.

Что это за метки?

Товары маркируются специальной RFID-меткой — микросхемой с антенной. Антенна метки ловит радиоволны определенной частоты и возвращает сигнал с информацией, записанной в микросхеме. Специальный считыватель получает записанные в метке сведения на расстоянии.

Технология хорошо нам знакома: похожим образом в магазинах защищают товары от краж. Чтобы купленный товар не звенел при пересечении рамки на выходе, метку деактивируют на кассе. Для контроля оборота в метки просто добавят дополнительную информацию.

Для маркировки меховых изделий предусмотрели три варианта меток: наклейки, навесные пломбы и вшивные ярлыки. Если для остальных категорий товаров этого не хватит, придумают еще. Например, наклейками метить рыбу не получится.

Выпускаются метки для товаров только государственным предприятием «Гознак». А приобретаются через информационную систему «Маркировка» на сайте налоговой. Для доступа к системе нужна электронная подпись.


Метки для меховых изделий. Фото с сайта Гознака.

У каждой метки — уникальный код и запись в едином реестре. Саму метку подделать можно, но бессмысленно: дубликат легко вычислить. Поначалу недобросовестные продавцы вполне могут обманывать рядовых покупателей муляжами меток. Но со временем для проверки подлинности метки специальный считыватель станет не нужен. Этому научатся смартфоны.

Кому это выгодно?

Государство пополнит бюджет, потребители не будут носить шубы из поддельных белок, если только сами не захотят, а легальные поставщики увеличат выручку.

Обязательная маркировка защитит покупателей от подделок и позволит контролировать оборот, с которого предприниматели платят налоги. А дело серьезное: как заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, больше половины импортных товаров — контрабанда и подделки.

По утверждению министра промышленности и торговли, обязательная маркировка не повлияет на цены товаров. Метки производятся массово и стоят около 22 рублей за штуку. В будущем их стоимость будет падать, как это случилось с микропроцессорами и аккумуляторами.

Но это справедливо для крупного бизнеса. Продавцы меха, испытавшие систему контроля, предполагают, что в проигрыше окажется малый бизнес и ИП. Особенно если новые законы ограничат применение льготной системы налогообложения.

Как наказывают?

Метить продукт обязаны производители и импортеры. Продавать товар без метки незаконно, наступит административная или уголовная ответственность, в зависимости от суммы ущерба государству.

Минимально — штраф. Для граждан 4000 рублей, для организаций 300 000. За ущерб от 1,5 миллионов рублей могут лишить свободы на 3 года.

Что дала маркировка шуб?

Заместитель министра Виктор Евтухов сообщил, что легальный оборот меховых изделий вырос в восемь раз. Очевидно, это серьезный стимул для расширения перечня маркируемых товаров. Дмитрий Медведев на заседании расширенной коллегии министерства уже заявлял, что список увеличат. Добавят кожаную обувь и импортируемую древесину.

Однако, глава ФНС Михаил Машустин не столь оптимистичен. Налогов в казну поступать стало больше, но не настолько, как бы хотелось. Предприниматели нашли лазейку в налоговой системе и хитрят на законных основаниях.

Лазейка с ЕНВД

Налог на вмененный доход не предполагает его учет для продавцов, поэтому меховой бизнес начал продавать шубы через магазины, работающие по ЕНВД.

Оказалось, что достаточно законно ввезти товар в страну или создать цепочку посредников для отечественного производителя. Основная прибыль, на налог с которой рассчитывали налоговики, оказалась за рамками налогообложения. Руководитель ФНС недоволен.

Поэтому возникла идея изменить налогового режима для торговцев маркированным товаром. Например, разрешать такую торговлю только на УСН. Но для этого нужно менять Налоговый кодекс, а это дело не быстрое.

Что нам делать?

Не торопиться и сохранять спокойствие. Закупать оборудование для записи сведений в метки точно еще рано. Подождем 2018 года, к этому сроку чиновники планируют сформировать списки товаров и подготовить необходимые изменения в законодательстве. В обозримом будущем маловероятно, что обязательные метки будут стоять на всех товарах, это нецелесообразно. Скорее всего, метить будут товары, стоимость которых начинается с определенной суммы. Например, с 3000 рублей, как считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

В любом случае маркировка — шаг к порядку. Метки помогут автоматизировать учет и логистику, уменьшат количество подделок, а у потребителей появится инструмент контроля качества.