Автор: Г. П. Антонова

Журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов" № 1/2016

Каждый год в налоговое законодательство вносится множество поправок. И 2015 год – не исключение. С 01.01.2016 вступили в силу изменения и дополнения, внесенные в ч. II НК РФ рядом федеральных законов. О том, какие нормы гл. 25 НК РФ они затронули, узнаете из статьи. Кроме того, расскажем о нововведениях в ч. I НК РФ, касающихся некоторых плательщиков налога на прибыль.

Каждый год (но только не 31 декабря) в налоговое законодательство вносится множество поправок. И в 2015 году законодатели не отказались от этой неновогодней традиции. С 01.01.2016 вступили в силу изменения и дополнения, внесенные в ч. II НК РФ рядом федеральных законов. О том, какие нормы гл. 25 НК РФ они затронули, узнаете из предлагаемого обзора. Кроме того, расскажем о нововведениях в ч. I НК РФ, которые касаются некоторых плательщиков налога на прибыль.

Новые правила признания имущества амортизируемым

Капитальные вложения в приобретенное или создаваемое амортизируемое имущество не учитываются в целях налогообложения прибыли. Об этом гласит п. 5 ст. 270 НК РФ. Норма звучит грозно, но указывает лишь на то, что данные расходы нельзя единовременно признать при исчислении налога на прибыль.

Зато можно постепенно. Стоимость (затраты на возведение) указанного имущества уменьшает доходы организации в течение всего периода его службы, причем равными суммами, которые называются ежемесячными амортизационными отчислениями (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Остается только определить, какое именно имущество в целях налогообложения прибыли является амортизируемым. Ведь расходы на приобретение (создание) иного (неамортизируемого) имущества учитываются в затратах по-другому – на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Напомним, что по общему правилу, установленному данной нормой, стоимость неамортизируемого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме (то есть единовременно) по мере его ввода в эксплуатацию. При этом с 01.01.2015 налогоплательщики получили право списывать расходы на приобретение названного имущества в течение более чем одного отчетного периода. Период перенесения стоимости имущества на затраты (то есть срок его использования) определяется организацией самостоятельно.

Но вернемся к имуществу амортизируемому. Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ таковым является имущество, которое:

  • принадлежит организации на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ);
  • используется ею в хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода;
  • служит целям и задачам организации в течение длительного периода времени (не менее года);
  • имеет стоимость, превышающую соответствующий ценовой лимит.

Отметим, что временной критерий использования имущества в деятельности организации никогда не менялся, чего не скажешь о стоимостном. За время существования гл. 25 НК РФ он корректировался уже трижды, причем всегда в сторону увеличения. До 01.01.2008 данный лимит составлял 10 000 руб., с 01.01.2008 по 31.12.2010 – 20 000 руб., с 01.01.2011 – 40 000 руб. И вот теперь новая корректировка.

Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ внесены изменения в абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФ. С 01.01.2016 стоимостный критерий отнесения имущества к амортизируемому увеличился с 40 000 до 100 000 руб. Это означает, что затраты на приобретение или создание недорогого имущества будут переноситься на расходы быстрее, что мотивирует налогоплательщиков на обновление производственных и торговых мощностей.

Соответствующие изменения внесены и в п. 1 ст. 257 НК РФ, в котором определены критерии отнесения имущества к основным средствам, поскольку последние являются одним из видов амортизируемого имущества.

Добавим, что поправки в п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ применяются к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года (п. 7 ст. 5 Федерального закона № 150-ФЗ).

Скорректирован порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

Порядок расчета налога на прибыль организаций, а также авансовых платежей по нему закреплен в ст. 286 НК РФ. Из нормы следует, что российские организации налог с полученной прибыли исчисляют самостоятельно. Он определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, рассчитываемой по правилам ст. 274 НК РФ.

В течение налогового периода организации обязаны декларировать и вносить в бюджет авансовые платежи по налогу на прибыль (исключение – бюджетные учреждения культуры, перечисленные в абз. 2 п. 3 ст. 286 НК РФ).

Согласно положениям ст. 286 НК РФ возможны три системы уплаты авансовых платежей.

Система 1: авансовые платежи уплачиваются по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала (абз. 2 – 6 п. 2).

Система 2: авансовые платежи уплачиваются только по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев, то есть раз в квартал без уплаты ежемесячных авансовых платежей (абз. 1 п. 3).

Система 3: авансовые платежи уплачиваются по итогам месяца, двух месяцев и т. д. до окончания календарного года исходя из фактически полученной прибыли, то есть по итогам каждого месяца (абз. 7, 8 п. 2).

Сами перечисленные системы уплаты авансовых платежей с 01.01.2016 не изменились. Федеральным законом № 150-ФЗ скорректирован лишь перечень лиц, которые должны применять систему 2, то есть вносить в бюджет авансовые платежи раз в квартал исходя из фактически полученной прибыли за соответствующий отчетный период. Сделано это путем увеличения лимита доходов от реализации, являющегося критерием для выбора организацией той или иной системы уплаты авансовых платежей.

До 2016 года вносить в бюджет авансовые платежи раз в квартал с фактической (а не предполагаемой) прибыли могли организации с доходами от реализации за предыдущие четыре квартала, не превышающими в среднем 10 млн руб. за каждый из них. Теперь указанный лимит увеличен до 15 млн руб. Значит, большее количество налогоплательщиков должны перейти на применение поквартальной системы расчетов с бюджетом по налогу на прибыль и, соответственно, меньше компаний смогут применять систему 3.

Изменения коснулись и вновь созданных организаций, то есть тех, с государственной регистрации которых не прошло четыре полных квартала. Такие организации лимит выручки для применения поквартальной системы расчетов с бюджетом (система 2) определяют по итогам каждого квартала (а не в среднем, как неновые компании).

До 01.01.2016 вновь созданные организации вносили в бюджет только квартальные авансовые платежи за соответствующий отчетный период (система 2) при условии, что в этом периоде выручка от реализации не превысила 1 млн руб.в месяц или 3 млн руб.в квартал. Если данные ограничения не соблюдались (были превышены), то начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, налогоплательщики должны были перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из предполагаемой прибыли (то есть применять систему 1).

Такой подход изначально ставил в неравные условия действующие и вновь созданные организации, поскольку лимиты доходов для выбора системы уплаты авансовых платежей были несопоставимы (для действующих организаций – 10 млн руб. в квартал или 40 млн руб. в год, для вновь созданных – 3 млн руб. в квартал или 12 млн руб. в год).

Федеральным законом № 150-ФЗ ущемление прав вновь созданных организаций устранено. В пункте 5 ст. 287 НК РФ слова «один миллион» заменены словами «пять миллионов», а слова «три миллиона» – на «пятнадцать миллионов». Таким образом, с 01.01.2016вновь созданные организации будут переходить с поквартальной на ежемесячную уплату авансовых платежей в том случае, если в соответствующем отчетном периоде их выручка от реализации превысит 5 млн руб. в месяц или 15 млн руб. в квартал.

Расширен перечень организаций, имеющих право применять льготный режим налогообложения

Деятельность по присмотру и уходу за детьми

Согласно новой редакции ст. 284.1 НК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 02.05.2015 № 110-ФЗ) доходы от оказания услуг по присмотру и уходу за детьми с 2016 года будут учитываться в целях применения нулевой ставки по налогу на прибыль (она предусмотрена п. 1.1 ст. 284 НК РФ) в составе доходов от образовательной деятельности[1].

Дело в том, что в 2013 году вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым за детьми, обучающимися в дошкольных образовательных организациях, осуществляется присмотр и уход. При этом данная деятельность к образовательной не отнесена. Между тем присмотр и уход за детьми позиционируется как основная цель деятельности дошкольных образовательных организаций наряду с ведением ими деятельности по образовательным программам дошкольного образования. К тому же условия для присмотра и ухода за детьми могут быть созданы и в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, основного и (или) среднего образования (например, в группах продленного дня).

До 01.01.2016 законодательство не позволяло названным организациям учитывать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, при определении налоговой базы и использовать нулевую ставку при исчислении налога на прибыль. Для устранения этого противоречия доходы от деятельности по присмотру и уходу за детьми с 2016 года будут включаться в состав доходов, учитываемых при применении образовательными организациями нулевой ставки по налогу на прибыль.

Налогообложение у резидентов свободного порта Владивосток

В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» скорректированы некоторые положения гл. 25 НК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 13.07.2015 № 214-ФЗ).

Так, обновленной редакцией ст. 284.4 НК РФ установлены, в частности, критерии для получения статуса резидента свободного порта Владивосток. Для получения этого статуса организация должна быть зарегистрирована на территории указанного порта и не иметь обособленных подразделений за ее пределами, не применять специальные налоговые режимы, не являться НКО, банком, страховой организацией, НПФ, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, участником КГН, резидентом особой экономической зоны любого типа, участником региональных инвестиционных проектов.

Кроме того, внесены изменения в п. 1.8 ст. 284 НК РФ в части установления пониженных ставок налога на прибыль и условий их применения. В течение первых пяти налоговых периодов получения налогоплательщиком прибыли от деятельности на территории свободного порта Владивосток вводятся следующие налоговые ставки:

  • в части, подлежащей зачислению в ФБ, – 0%;
  • в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ, – не выше 5%.

В последующие пять налоговых периодов применяется общеустановленная ставка по налогу, подлежащему внесению в ФБ. В свою очередь, ставка для исчисления налога, уплачиваемого в бюджеты субъектов РФ, не может быть менее 10%.

Налогообложение у участников ОЭЗ в Магаданской области

Федеральным законом от 23.11.2015 № 321-ФЗ внесены изменения в п. 1 ст. 284 НК РФ, касающиеся налогообложения прибыли организаций – участников ОЭЗ в Магаданской области.

В соответствии с поправками законом названной области может устанавливаться пониженная ставка налога на прибыль (не выше 13,5%), подлежащего зачислению в бюджет Магаданской области от видов деятельности, осуществляемых на ее территории и определенных соглашением о ведении деятельности, заключаемым согласно Федеральному закону от 31.05.1999 № 104-ФЗ.

Льготная ставка применяется при условии раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных названным соглашением, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при ведении иных видов деятельности.

Такое же условие должно быть выполнено участником ОЭЗ и для применения нулевой ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет.

Новое в определении доходов и расходов по долговым обязательствам

В соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 № 32-ФЗ[2] с 01.01.2016 при расчете налога на прибыль для оформленных в рублях долговых обязательств, которые возникли в результате контролируемой сделки, используется интервал предельных значений от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ.

Кроме того, с 01.01.2016 данный закон действует в новой редакции. Соответствующие изменения в него внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 386-ФЗ, которым скорректированы положения ст. 2 в отношении контролируемой задолженности, выраженной в валюте[3].

Прежней редакцией указанной нормы было установлено, что в целях расчета предельной величины процентов, подлежащих включению в состав налоговых расходов в период с 01.07.2014 по 31.12.2015, положения п. 2 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, возникших до 01.10.2014, применяются с учетом следующего:

  • величина контролируемой задолженности, выраженной в иностранной валюте, определяется по курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курсов, установленных ЦБ РФ по состоянию на 01.07.2014;
  • величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода рассчитывается без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных ЦБ РФ, с 01.07.2014 по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

Иными словами, в отношении указанных долговых обязательств на период с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2015 года действовали особые правила учета процентов, согласно которым пересчитать величину контролируемой задолженности в рубли можно по курсу, не превышающему курс, установленный ЦБ РФ на 01.07.2014.

Федеральным законом № 386-ФЗ такая возможность продлена до 31.12.2016, то есть еще на год. При этом ст. 2 Федерального закона № 32-ФЗ (в новой редакции) дополнена ч. 3, в которой указано, что положения п. 2 ст. 269 НК РФ применяются в отношении долговых обязательств, возникших до 01.10.2014, при условии неизменности в течение 2016 года сроков их исполнения.

Уточнен порядок налогообложения операций с драгметаллами

Федеральным законом от 28.11.2015 № 328-ФЗ уточнен порядок признания внереализационных доходов (пп. 7 п. 4 ст. 271 НК РФ) и внереализационных расходов (пп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ) при совершении операций с драгоценными металлами.

Данные нормы дополнены положениями, согласно которым датой признания в составе внереализационных доходов (расходов) положительной (отрицательной) переоценки стоимости драгоценных металлов и выраженных в них требований (обязательств), осуществляемой в порядке, установленном нормативными актами ЦБ РФ, является последнее число текущего месяца.

Кроме того, названным законом уточнены особенности определения доходов и расходов банков по операциям купли-продажи драгметаллов (внесены изменения в ст. 290, 291, 331 НК РФ).

Определен порядок налогообложения доходов от операций с клиринговыми сертификатами участия

Федеральным законом от 28.11.2015 № 326-ФЗ гл. 25 НК РФ дополнена рядом норм, касающихся налогообложения операций с клиринговыми сертификатами участия (КСУ).

Определение данного понятия представлено в Федеральном законе от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности». Согласно его ст. 24.3 клиринговый сертификат участия – это неэмиссионная документарная предъявительская ценная бумага с обязательным централизованным хранением, выдаваемая клиринговой организацией, сформировавшей имущественный пул, и удостоверяющая право ее владельца требовать от клиринговой организации выплаты ее номинальной стоимости при наступлении определенных условий. Указанные права и условия их осуществления должны содержаться в документе, подлежащем обязательному централизованному хранению. Клиринговые сертификаты участия на руки владельцу таких ценных бумаг не выдаются.

С 01.01.2016 при определении налоговой базы не учитываются:

  • в составе доходов – доходы в виде КСУ, полученных от клиринговой организации, выдавшей такие сертификаты, а также в виде имущества, полученного от клиринговой организации при погашении принадлежащих налогоплательщику КСУ в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ (п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен п. 13.2);
  • в составе расходов – расходы в виде имущества, внесенного в имущественный пул клиринговой организации, а также в виде КСУ, предъявленных к погашению клиринговой организации, выдавшей такие сертификаты, в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ (ст. 270 НК РФ дополнена п. 11.2).

Согласно новой редакции п. 2.2 ст. 309 НК РФ доходы от погашения клиринговых сертификатов участия не признаются доходами от источников в Российской Федерации.

Дополнен перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Так, в п. 1 ст. 264 НК РФ введен пп. 48.8, согласно которому прочими считаются расходы на оплату услуг клиринговых организаций, связанных с выдачей, обслуживанием обращения и погашением КСУ.

Скорректированы особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами. Статья 280 НК РФ дополнена п. 8.1: реализацией или иным выбытием ценных бумаг не признается:

  • погашение КСУ при получении от клиринговой организации соответствующих таким сертификатам ценных бумаг и иного имущества, внесенных в имущественный пул клиринговой организации;
  • передача клиринговой организации ценных бумаг в счет выдаваемых такой организацией КСУ.

Установлен порядок определения налоговой базы при ненадлежащем исполнении (неисполнении) второй части РЕПО в случае, если предметом соответствующего договора репо являются клиринговые сертификаты участия. Этот порядок закреплен в новом п. 6.1 ст. 282 НК РФ.

Кроме этого, Федеральным законом № 326-ФЗ уточнены особенности определения доходов и расходов клиринговых организаций (внесены изменения в ст. 299.1, 299.2, 331 НК РФ).

Уточнены нормы о налогообложении дивидендов

Федеральным законом № 326-ФЗ скорректированы положения гл. 25 НК РФ, касающиеся порядка определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях. Соответствующие поправки затронули ст. 275 НК РФ.

В прежней редакции п. 5 данной статьи было указано, что российская организация, выплачивающая доходы в виде дивидендов, должна представлять соответствующему налоговому агенту сведения о сумме подлежащих распределению дивидендов (показатель Д1 в формуле расчета суммы налога, подлежащего удержанию) и сумме полученных самой организацией дивидендов в текущем и предыдущих отчетных (налоговых) периодах к моменту их распределения (показатель Д2). Однако порядок представления перечисленных сведений в норме прописан не был. Теперь эта неопределенность устранена.

В пополнивших ст. 275 НК РФ п. 5.1 и 5.2 установлены сроки направления налоговому агенту указанных сведений, а также формы их подачи (посредством электронного документа, документа на бумажном носителе, публикации на официальном сайте в Интернете, указания в платежном документе на перечисление дивидендов налоговому агенту).

Пунктом 6 ст. 275 НК РФ определен особый механизм расчета суммы налога, подлежащего удержанию из доходов получателя дивидендов – иностранной организации или физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ. С 01.01.2016 данная норма пополнилась новым абзацем (абз. 2). В нем сказано: если получателями дохода в виде дивидендов, выплачиваемых иностранной организации, действующей в интересах третьих лиц, являются физические лица и (или) организации – налоговые резиденты РФ, то сумма налога, удерживаемого из таких дивидендов, определяется в общем порядке, то есть по формуле, указанной в п. 5 ст. 275 НК РФ.

И еще. Федеральным законом № 326-ФЗ уточнен порядок признания лица налоговым агентом при выплате доходов в виде дивидендов (скорректированы положения п. 7 ст. 275 НК РФ).

Уточнен порядок удержания налоговым агентом налога с доходов иностранных компаний

Соответствующие изменения в п. 2 ст. 310 НК РФ внесены Федеральным законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ. Данной нормой определены случаи, при которых налоговым агентом не производится исчисление и удержание налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям. Согласно пп. 8 указанного пункта к таковым относятся случаи выплаты российскими организациями процентных доходов по долговым обязательствам перед иностранными организациями при соблюдении следующих условий:

  • долговые обязательства российских организаций возникли в связи с размещением иностранными компаниями обращающихся облигаций;
  • иностранная компания на дату выплаты процентного дохода имеет постоянное местонахождение в одном из государств, с которыми Российская Федерация заключила действующие договоры по вопросам налогообложения;
  • иностранная компания предъявила осуществляющей выплату процентного дохода российской организации подтверждение своего постоянного местонахождения.

В прежней редакции пп. 8 п. 2 ст. 310 НК РФ было указано, что названное подтверждение должно предоставляться в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 312 НК РФ. Теперь непосредственно в норме определено, что должна подтвердить иностранная компания и каким образом.

О консолидированных группах налогоплательщиков

С 1 января 2016 года согласно ст. 8 Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ должны были вступить в силу зарегистрированные налоговыми органами в течение 2014 года договоры о создании КГН, а также изменения в названные договоры, связанные с присоединением к группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников КГН).

Между тем ст. 3 Федерального закона от 28.11.2015 № 325-ФЗ определено, что договоры, зарегистрированные налоговыми органами в 2014 – 2015 годах, считаются незарегистрированными. В связи с этим налоговики до 01.03.2016 должны уведомить ответственного участника группы о признании соответствующего договора незарегистрированным.

Той же статьей установлено, что в течение 2016 – 2017 годов договоры о создании КГН, а также изменения в них налоговыми органами не регистрируются.

Кроме того, названным законом внесены изменения в ч. I НК РФ, касающиеся КГН (гл. 3.1):

  • увеличен до пяти лет (ранее – два года) минимальный срок, на который может быть создана группа (п. 7 ст. 25.2 НК РФ применяется к договорам о создании КГН, зарегистрированным после 01.01.2018);
  • установлено, что подлежащие отражению в договоре о создании КГН показатели, необходимые для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль по каждому участнику группы, не подлежат изменению в течение всего срока действия договора (пп. 7 п. 2 ст. 25.3 НК РФ);
  • уточнено, что при реорганизации участника КГН реорганизованные организации должны быть включены в состав этой группы, если они соответствуют условиям, предусмотренным для участников КГН ст. 25.2 НК РФ (п. 2.1 ст. 25.4 НК РФ);
  • участнику КГН предоставлено право добровольно прекратить участие в группе, но не ранее чем по истечении пяти налоговых периодов по налогу на прибыль с даты присоединения к этой группе, включая периоды продления срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков (п. 8.1 ст. 25.5 НК РФ применяется к договорам о создании КГН, зарегистрированным после 01.01.2018).

Как видим, изменения в гл. 25 НК РФ и положения ч. I НК РФ, которые вступают в силу 01.01.2016, затронут как всех плательщиков налога на прибыль без исключения, так и только их отдельные категории.


[1] Дополнительно читайте статью О. Е. Орловой «О нулевой ставке налога на прибыль для детских садов и школ», № 12, 2015.

[2] Подробно о поправках, внесенных данным законом в гл. 25 НК РФ, рассказано в статье Е. Л. Ермошиной «Учет процентов по долговым обязательствам в 2015 году», № 4, 2015.

[3] Дополнительно по теме читайте статью Е. Л. Ермошиной «Кто не успел – тот не опоздал, или Поговорим о пересчете процентов по кредитам», № 4, 2015.