Авторы: Пальчикова Е.Н., Гутарина О.В., Мухин Г.А.

 Источник: КонсультантПлюс

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


1. Декларацию по НДС за I квартал 2015 г. нужно представить, используя новые форму и формат

2. Уплатить НДС и подать декларацию за IV квартал 2014 г. надо в новые сроки

3. ФНС России утвердила новую форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций

4. С 1 января 2015 г. в платежках на перечисление налогов и взносов указывать ОКАТО нельзя

5. При перечислении пеней и процентов по налогам применяются скорректированные КБК

6. Организации могут проверить правильность заполнения декларации по налогу на имущество

7. Плательщики налога на имущество организаций могут проверить расчет по авансовому платежу

8. Основные направления налоговой политики на 2015 - 2017 гг. размещены на сайте Минфина

9. Взносы на травматизм с отпускных уплачиваются в тот же срок, что и взносы с зарплаты

10. Для ряда видов деятельности установлена допустимая доля иностранных работников на 2015 г.

11. Подотчетные средства, отчет по которым представлен с опозданием, могут облагаться взносами

12. Сумма оплаты визы работника не облагается взносами, даже если загранкомандировка отменена

13. Может появиться особый порядок вступления в силу актов Правительства РФ о налогах и сборах

14. О сумме наличных средств, хранящихся в кассе субъекта малого предпринимательства

15. Установлен перечень кодов отдельных товаров, облагаемых по ставке НДС 10 процентов


1. Декларацию по НДС за I квартал 2015 г. нужно представить, используя новые форму и формат

Приказ ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме"

Информация ФНС России "О представлении за I квартал 2015 года декларации по НДС по новой форме"

Начиная с налогового периода за I квартал 2015 г. декларация по НДС подается в соответствии с новыми формой и форматом, утвержденными Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@. Отметим, что с учетом изменившихся сроков отчитаться за указанный период необходимо не позднее 27 апреля 2015 г. (п. 7 ст. 6.1, ст. 163, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Новая форма декларации дополнена разд. 8 - 12, в которых отражаются сведения из книги покупок (продаж) (ее дополнительных листов), журнала учета полученных (выставленных) счетов-фактур - в отношении операций, осуществленных в интересах другого лица на основании договоров комиссии, транспортной экспедиции, агентских договоров. Кроме того, в указанных разделах приводятся данные из счетов-фактур, которые были составлены лицами, перечисленными в п. 5 ст. 173 НК РФ. Эти нововведения обусловлены вступлением в силу с 1 января 2015 г. п. 5.1 ст. 174 НК РФ (см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года).

В соответствующие строки новой формы декларации вместо кода ОКАТО, используемого в прежней форме, должен быть внесен код ОКТМО. При этом если такой код имеет восемь знаков, а не одиннадцать, в свободных знакоместах справа от него ставятся прочерки (п. 14 разд. II приложения N 2 к рассматриваемому Приказу).

Титульный лист декларации дополнен графами, которые заполняются в случае, когда она представляется правопреемником реорганизованной компании. В этой ситуации в верхней части титульного листа правопреемник указывает свои ИНН и КПП, а в поле "налогоплательщик" - наименование такой компании (п. 16.5 разд. II приложения N 2 к названному Приказу).

Иные нововведения также связаны с изменениями, внесенными в отдельные положения Налогового кодекса РФ. Напомним, что при представлении декларации по указанному налогу почти все лица обязаны использовать электронную форму. О лицах, которые могут подавать декларацию на бумажном носителе, см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.


2. Уплатить НДС и подать декларацию за IV квартал 2014 г. надо в новые сроки

Письмо Минфина России от 25.12.2014 N 03-07-15/67246

С 1 января 2015 г. срок представления декларации по НДС и сроки уплаты данного налога продлены на пять дней (подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года). Согласно разъяснениям Минфина России налогоплательщики могут применять новые положения уже при подаче декларации и уплате НДС за IV квартал 2014 г.

Таким образом, на основании новой редакции п. 5 ст. 174 НК РФ представить декларацию по НДС за указанный период необходимо не позднее 25 января 2015 г. Следует отметить, что поскольку это воскресенье, то в силу п. 7 ст. 6.1 НК РФ срок переносится на 26 января. Налог за IV квартал 2014 г. по общему правилу должен быть перечислен в бюджет равными долями не позднее 26 января, 25 февраля и 25 марта 2015 г. соответственно (п. 1 ст. 174 НК РФ).


3. ФНС России утвердила новую форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций

Приказ ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме"

Новая форма декларации по налогу на прибыль организаций, порядок заполнения и формат ее представления в электронной форме утверждены ФНС России и действуют с 10 января 2015 г. (Приказ от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@ опубликован в Российской газете 30 декабря 2014 г.).

Принятие новой формы продиктовано изменением, в частности, налогообложения дивидендов, порядка определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, признания в расходах убытка от уступки права требования. Подробнее о внесенных в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ поправках, которые вступили в силу с 1 января 2015 г., см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.

Значительно изменился раздел А листа 03, в котором налоговые агенты отражают расчет налога с доходов в виде дивидендов. Помимо перегруппировки ранее содержавшихся сведений введены новые строки для указания, например, общей суммы дивидендов, подлежащей распределению российской организацией в пользу своих получателей (строка 001); суммы дивидендов, начисленных получателям дохода, налоговый статус которых не установлен, так как налоговому агенту не представлена необходимая информация (строка 060).

Кроме того, новая форма декларации содержит два листа 05: один из них заполняется в том случае, если доходы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок были получены в отчетные и налоговые периоды 2014 г., а другой (новый) - начиная с первого отчетного (налогового) периода 2015 г.

Форма декларации также дополнена двумя приложениями. В приложении N 2 к налоговой декларации указываются сведения о доходах физлица, выплаченных ему налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов. Обязанность налоговых агентов предоставить данные сведения предусмотрена в п. 4 ст. 230 НК РФ. Эти сведения по каждому физическому лицу оформляются в виде справки только за налоговый период. В приложении N 6б к листу 02 должны отражаться доходы и расходы участников консолидированной группы налогоплательщиков, сформировавших консолидированную налоговую базу в целом по группе.


4. С 1 января 2015 г. в платежках на перечисление налогов и взносов указывать ОКАТО нельзя

Письмо Банка России от 01.04.2014 N 52-Т "О приказе Минфина России от 12.11.2013 N 107н"

О заполнении платежного поручения на уплату (перечисление) налога через банк см. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.


5. При перечислении пеней и процентов по налогам применяются скорректированные КБК

Информация ФНС России "Об изменении порядка заполнения платежного поручения"

Заполняя платежное поручение на перечисление пеней и процентов, в 14 - 17 разряды кода классификации доходов бюджетов (КБК), содержащие коды подвидов доходов бюджетов, необходимо вносить скорректированные данные.

Такой вывод следует из информации, направленной ФНС России в связи с тем, что с 1 января 2015 г. в распоряжении о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ не требуется заполнять реквизит 110, который характеризует тип платежа. Подробнее о данном изменении см. выпуск обзора от 17.12.2014. Тем не менее платеж должен быть идентифицирован по внесенным в платежное поручение сведениям. Для этого используется в том числе КБК (реквизит 104 платежного поручения).

С 1 января 2015 г. при перечислении денежных средств в уплату пеней и процентов в 14 - 17 разряды КБК вносятся следующие коды подвидов доходов бюджетов:

- 2100 - пени по платежу;

- 2200 - проценты по платежу.

Это обусловлено тем, что с указанной даты введен в действие Приказ Минфина России от 16.12.2014 N 150н. Напомним, что ранее в отношении названных видов платежей использовался единый код подвида доходов бюджетов - 2000.

Информация ФНС России содержит также иные сведения, касающиеся заполнения платежного поручения для уплаты госпошлины за госрегистрацию юрлиц, а также физлиц в качестве предпринимателей.


6. Организации могут проверить правильность заполнения декларации по налогу на имущество

Контрольные соотношения показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности (утв. ФНС России 19.12.2014)

О порядке заполнения декларации по налогу на имущество организаций см. Практическое пособие по налогу на имущество организаций.


7. Плательщики налога на имущество организаций могут проверить расчет по авансовому платежу

Контрольные соотношения показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности (утв. ФНС России 19.12.2014)

О порядке заполнения указанного расчета по обособленному подразделению организации, имеющему отдельный баланс, см. Практическое пособие по налогу на имущество организаций.


8. Основные направления налоговой политики на 2015 - 2017 гг. размещены на сайте Минфина

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов

Ряд обозначенных в документе задач уже реализован: приняты федеральные законы о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ (см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года).


9. Взносы на травматизм с отпускных уплачиваются в тот же срок, что и взносы с зарплаты

Письмо ФСС РФ от 16.12.2014 N 17-03-09/08-4428П

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на сумму отпускных в ноябре, следует уплачивать в срок, который установлен для получения (перечисления) в банке средств на выплату зарплаты за ноябрь. Таким образом, страховые взносы с отпускных уплачиваются одновременно со страховыми взносами с сумм заработной платы за этот месяц.

ФСС РФ дал такое разъяснение в связи со следующим. Согласно п. 4 ст. 22 Закона о страховании от несчастных случаев на производстве страховые взносы на травматизм, начисленные на суммы оплаты труда, должны уплачиваться в срок, который установлен для получения (перечисления) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы за истекший месяц. В указанной норме не уточняется, когда нужно перечислить взносы, начисленные на суммы отпускных.

Подробнее о сроках уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний см. Практическое пособие по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.


10. Для ряда видов деятельности установлена допустимая доля иностранных работников на 2015 г.

Постановление Правительства РФ от 19.12.2014 N 1420 "Об установлении на 2015 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации"

Правительство РФ вправе ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников в различных сферах экономики. На 2015 г. такая доля утверждена в Постановлении от 19.12.2014 N 1420, которое вступило в силу 31 декабря 2014 г.

Одним из изменений по сравнению с 2014 г. является использование кодов видов деятельности по двум классификаторам: ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее - ОК 029-2001) и ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее - ОК 029-2014). Это связано с тем, что при принятии ОК 029-2014 был введен переходный период до 1 января 2016 г. Данный классификатор действует с 1 февраля 2014 г. с возможностью досрочного применения к правоотношениям, возникшим с 1 января 2014 г. (п. 1 Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст). ОК 029-2001 будет отменен с 1 января 2016 г.

Кроме того, на 2015 г. увеличено число видов деятельности, ведение которых ограничивает хозяйствующих субъектов в привлечении иностранных работников.

Во-первых, это касается розничной торговли табачными изделиями (код 52.26 ОК 029-2001) и розничной торговли табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26 ОК 029-2014). Доля иностранных работников у хозяйствующих субъектов, которые в 2015 г. будут осуществлять указанную деятельность, не может превышать 15 процентов от общей численности сотрудников.

Во-вторых, изменения затрагивают деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41 ОК 029-2014), прочего сухопутного транспорта (код 60.2 ОК 029-2001) и прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3 ОК 029-2014). Допустимая доля иностранных работников в этих сферах составит 50 процентов от общей численности сотрудников. Та же доля предусмотрена в отношении деятельности по овощеводству (код 01.12.1 ОК 029-2001) и выращиванию овощей (код 01.13.1 ОК 029-2014).

Остальные показатели по сравнению с 2014 г. не изменились. О допустимой доле иностранных работников, привлекаемых для осуществления деятельности в 2014 г., а также ответственности за ее превышение, см. выпуск обзора от 09.01.2014.


11. Подотчетные средства, отчет по которым представлен с опозданием, могут облагаться взносами

Письмо Минтруда России от 12.12.2014 N 17-3/В-609

Если работник своевременно не представил авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих расходы выданных ему денежных средств, а работодатель решил не удерживать их из зарплаты, то эти средства должны рассматриваться как выплаты в пользу работника в рамках трудовых отношений и облагаться страховыми взносами. В случае удержания работодателем данных средств объекта обложения страховыми взносами не возникает.

Такое разъяснение дал Минтруд России, добавив следующее уточнение. Если в указанной ситуации организация не удержала подотчетные деньги и начислила на них страховые взносы, а после этого работник представил авансовый отчет, приложив подтверждающие документы (копии товарных чеков, счета, накладные), то компания вправе произвести перерасчет базы для начисления страховых взносов и сумм уплаченных страховых взносов.

Напомним, что в п. 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У установлена обязанность физлица отчитываться за израсходованные суммы не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который ему были выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу.

В комментируемом Письме министерство указывает: исходя из положений ст. 137 ТК РФ выданные под отчет денежные средства, по которым своевременно не был представлен авансовый отчет, признаются задолженностью работника перед организацией и могут быть удержаны из его зарплаты. Работодатель вправе принять решение об удержании средств не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, при условии, что работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Отметим, что есть судебный акт, в котором рассматривалась в том числе ситуация, связанная с доначислением страховых взносов на денежные средства, выданные работникам для приобретения товарно-материальных ценностей. В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 08.04.2014 N Ф03-675/2014 указано: суды, признавая правомерным доначисление страховых взносов, учли, в частности, что работники общества, получив денежные средства, не представляли авансовые отчеты с приложением документов, подтверждающих закупку товара (копии кассовых чеков).


12. Сумма оплаты визы работника не облагается взносами, даже если загранкомандировка отменена

Письмо Минтруда России от 27.11.2014 N 17-3/В-572

Стоимость оформления визы и необходимой для ее получения обязательной медицинской страховки, оплаченная работодателем, не облагается страховыми взносами даже в том случае, если командировка на территорию иностранного государства была отменена по приказу работодателя.

В силу ч. 2 ст. 9 Закона о страховых взносах сборы за выдачу (получение) виз, уплачиваемые работодателем при направлении сотрудника в зарубежную командировку, не облагаются страховыми взносами. Дополнительно командированному работнику возмещаются, в частности, расходы на оформление обязательной медицинской страховки (п. 23 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749). Как указал Минтруд, отмена командировки не меняет квалификации данного вида выплат.

По вопросу обложения НДФЛ и налогом на прибыль организаций стоимости оформления визы сотруднику в случае, если командировка не состоялась, см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды и Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.


13. Может появиться особый порядок вступления в силу актов Правительства РФ о налогах и сборах

Проект Федерального закона N 688389-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части совершенствования налогового администрирования"

На нормативные правовые акты Правительства РФ о налогах и сборах, возможно, будут распространены положения ст. 5 НК РФ о действии во времени актов законодательства о налогах и сборах. Проект соответствующего федерального закона был внесен в Госдуму 26 декабря 2014 г.

По общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. На основании п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные данной статьей, распространяются также на нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления о налогах и сборах. Согласно рассматриваемому проекту данный пункт будет дополнен указанием на нормативные правовые акты Правительства РФ о налогах и сборах.

Вопрос о возможности применения ст. 5 НК РФ к нормативным правовым актам Правительства РФ рассматривался Минфином России. Это касалось акта, внесшего изменения в Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 о формах и правилах заполнения (ведения) документов, используемых при расчетах по НДС. Финансовое ведомство указало, что в данном случае ст. 5 НК РФ применяется, поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти РФ в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Подробнее о позиции Минфина России по этому вопросу см. выпуск обзора от 08.10.2014.

Согласно проекту предлагается сделать исключение в отношении действия п. 5 ст. 5 НК РФ применительно к формам (форматам) налоговых деклараций (налоговых расчетов, а также документов, применяемых при расчетах по НДС). Нормативные правовые акты об их утверждении, внесении изменений в действующие формы (форматы), а также о порядке дополнения указанных форм, возможно, будут вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Проект содержит и иные нововведения. В частности, предлагается снизить величину среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (для вновь созданных компаний - численность работников), при превышении которой налогоплательщик обязан подавать налоговую декларацию в электронной форме. В настоящее время этот показатель равен 100. Планируется, что он будет уменьшен до 50.

С текстом проекта можно ознакомиться на сайте Госдумы (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=688389-6).


14. О сумме наличных средств, хранящихся в кассе субъекта малого предпринимательства

Письмо Банка России от 08.12.2014 N 29-1-1-6/9698

Сумма наличных средств, хранящихся в кассе субъекта малого предпринимательства, который не установил лимит остатка наличных денег, по завершении рабочего дня определяется данным лицом. При этом руководитель организации должен определить мероприятия, обеспечивающие сохранность наличных средств при их хранении и ведении кассовых операций.

Такое разъяснение дано в связи с тем, что Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указание) предусмотрена возможность субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей не устанавливать лимит остатка наличных денег. Напомним, что в Указании под субъектами малого предпринимательства понимаются юридические лица, отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

В рассматриваемом Письме Банк России подчеркнул, что субъекты малого предпринимательства, установившие лимит остатка наличных денег в кассе, должны соблюдать требования Указания, не допуская накопления в кассе наличных средств сверх такого лимита. Исключение составляют случаи, перечисленные в абз. 8 п. 2 Указания. Например, согласно этой норме юридические лица могут накапливать наличные деньги в кассе сверх определенного лимита, в частности, в дни выплаты зарплаты, стипендии.


15. Установлен перечень кодов отдельных товаров, облагаемых по ставке НДС 10 процентов

Постановление Правительства РФ от 20.12.2014 N 1435 "Об утверждении перечней кодов видов продукции, облагаемой налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, перечисленных в подпункте 5 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации"

Правительство РФ утвердило перечень кодов видов продукции, которая в силу пп. 5 п. 2, п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе (реализации) в РФ облагается НДС по ставке 10 процентов. К такой продукции относятся, в частности, племенной крупный рогатый скот, племенные свиньи, племенные лошади. Соответствующее Постановление было опубликовано на сайте http://pravo.gov.ru 25 декабря 2014 г. и вступит в силу 1 апреля 2015 г. (п. 3 данного Постановления, ст. 163 НК РФ).

Анализируемый акт содержит перечни кодов видов продукции для двух ситуаций, а именно ввоз и реализация такой продукции в РФ. Для последнего случая установлены два перечня кодов - по Общероссийскому классификатору продукции и Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. При этом перечень кодов по Общероссийскому классификатору продукции применяется до отмены данного классификатора. Согласно Приказу Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст он будет отменен с 1 января 2016 г.

Напомним, что для продукции, указанной в пп. 5 п. 2 ст. 164 НК РФ, пониженная налоговая ставка применяется с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2017 г. включительно (п. 1 ст. 1, ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 02.10.2012 N 161-ФЗ). Однако до вступления в силу анализируемого Постановления относительно ее применения существует неопределенность, поскольку не установлен перечень кодов видов продукции, которая согласно пп. 5 п. 2 ст. 164 НК РФ облагается по ставке НДС 10 процентов. Из Письма ФНС России от 01.11.2013 N ЕД-4-3/19685@ следует: для возможности применения такой ставки достаточно того, что продукция принадлежит к товарам, указанным в п. 2 ст. 164 НК РФ. Доказать это можно, в частности, племенным свидетельством.