Евгений Сивков, генеральный директор аудиторской компании «ФБКА»

Это очень по-русски: сперва создавать трудности, а потом предпринимать героические усилия по их преодолению. Вначале у нас принимается Налоговый кодекс, в котором сломит ногу даже какой-нибудь Джордж Сорос, затем туда вносятся поправки (около 200 за неполные 15 лет). Перед этим чудом юридической техники спасуют уже все соросы мира, помноженные на ротшильдов и рокфеллеров и поделённые на Михаила Касьянова. Естественно, простому гражданину и вовсе не под силу справиться с такой задачей. Поэтому профессия налогового консультанта в России – одна из самых востребованных.

Спасение консультирующих – дело их рук


Итак, на будущий год в России официально появится новая профессия – налоговый консультант. Нет, налоговые консультанты существуют и сегодня, но именно внесённый в Госдуму закон «О налоговом консультировании» вводит систему саморегулирования для тех, кто зарабатывает на жизнь, продираясь сквозь дебри налогового законодательства. Отныне налоговыми консультантами будут считаться только те, кто сдали квалификационный экзамен и стали членами Саморегулируемой организации (СРО). В принципе, ничего неожиданного не произошло. Российский законодатель идёт уже проторенной дорогой. Система саморегулирования различных видов деятельности (того же аудита) функционирует в России уже несколько лет. А западный опыт такого способа упорядочения отдельных видов экономической деятельности насчитывает многие десятилетия. Подходит ли такой механизм для налогового консалтинга? Насколько хорошо проработан закон? Кому он облегчает жизнь – и кому осложняет? Попробуем разобраться.

Можно поточнее?


Что можно считать налоговой консультацией? По каким основаниям и в какой форме она может даваться? Новый закон увязывает понятие «налоговая консультация» с заключением по его итогам. А я, например, практикую и устные консультации. Значит, моим сотрудникам придётся составлять по их итогам соответствующие письменные заключения? В законе прямо говорится о том, что налоговые консультанты могут разрабатывать для клиентов стратегию по налоговому планированию своей деятельности, имеют право по оказанию услуг при составлении налоговой отчётности, а также выступать фактически в роли налоговых адвокатов, то есть представлять интересы клиента в суде. Вообще перечень услуг, которые могут предоставляться в рамках налогового консалтинга, закон оставляет открытым. С одной стороны это, вроде бы, неплохо. А с другой стороны практика показывает: в российских условиях, чем подробнее прописан объём прав граждан – тем лучше.

Принципы саморегулирования


Напомним, что сегодня у налоговых консультантов уже имеется своеобразный орган самоуправления – Палата налоговых консультантов. Но рассматриваемый нами закон отводит его роль другим структурам. Это, в первую очередь СРО. В них будут вступать и физические лица (налоговые консультанты), и юридические лица (налоговые консультации). В СРО должно будет состоять не менее ста таких лиц. В то же время серьёзные контролирующие функции в области налогового консалтинга передаются Федеральной налоговой службе (ФНС).

Законом предусмотрена ответственность налоговых консультантов за разглашение сведений, предоставленных клиентами (за исключением тех случаев, когда сам клиент намерен эти сведения обнародовать, а также информации о самом факте заключения договора по консультированию). Итак, ответственность предусмотрена. Закон вводит такие наказания, как предупреждение, приостановление членства в СРО и высшую меру – исключение из её состава. Но в то же время не конкретизируется, в каких случаях, за какие правонарушения применяется тот или иной вид наказания. Это, согласитесь, неизбежно вызовет проблемы с применением закона. Многое будет зависеть от судебной практики, но пока она будет наработана, пройдёт какое-то время. Представьте ситуацию: налоговый консультант выступает в качестве эксперта в судебном процессе. Можно ли будет говорить в дальнейшем, что его заключение является разглашением тайны?

Кроме того, законом вводится запрет на изъятие документов, предоставленных консультанту его клиентами (кроме ситуаций, прямо предусмотренных УПК РФ). На мой взгляд, эту меру защиты консультанта стоило бы усилить. Например, ввести требования судебной санкции на изъятие информации у налогового консультанта.

Ещё одна мера ответственности предусмотрена законом. Налоговые консультанты будут отвечать перед своими клиентами за предоставление некачественных услуг. Какой критерий качества услуг налогового консультанта предусматривает закон? Всё очень просто: если клиент на основе судебного решения (которое уже вступило в законную силу) будет принуждён выплатить штрафы и пени за действия, предпринятые на основе предложений консультанта, то лицо, проводившее налоговый консалтинг, будет обязано в порядке регресса возместить клиенту подобные расходы. Обращаю ваше внимание на то, что ответственность налогового консультанта находится только в пределах штрафов и пеней. Если клиент по итогам консультации принял решение, следствием которого стало доначисление налогов, то подобные убытки налоговый консультант ему возмещать не обязан.


Таким образом, именно суд станет инстанцией, определяющей качество работы налогового консультанта. На первый взгляд позиция законодателя безупречна. Но если мы обратимся к правоприменительной практике в делах о налоговых правонарушениях, то увидим, что ситуации, когда суды явно становятся на сторону налоговых органов, мягко говоря, встречаются совсем не редко. Называя вещи своими именами: обвинительный уклон некоторых судов сделает работу налогового консультанта весьма рискованным занятием.

Кроме того, проверку качества работы налоговых консультантов будет проводить пока не определённый уполномоченный федеральный орган (его определит, скорее всего, Правительство РФ своим постановлением). По результатам проверок этот орган будет приостанавливать членство в СРО или даже исключать из их состава провинившихся консультантов. Разумеется, правом проводить проверки наделяются и сами СРО. Предусматривается создание ещё одного управляющего (контролирующего) органа в сфере налогового консалтинга. Это Совет по деятельности в области налогового консультирования. Он будет наделён серьёзными полномочиями: принимать профессиональные стандарты на федеральном уровне, утверждать Кодекс профессиональной этики в сфере налогового консалтинга. Что настораживает: изобилие контролирующих органов и чрезмерное (на мой взгляд) присутствие там чиновников. Так, в составе упомянутого выше Совета представители профессионального сообщества налоговых консультантов будут в явном меньшинстве. Вообще, мне кажется, налоговые консультанты после принятия закона окажутся в более уязвимом положении, чем сейчас. Например, правом требовать приостановления членства в СРО (и даже исключения из состава организации) будут наделены налоговые органы. А пострадавший консультант может оспаривать это требование только в суде. То есть на него воздействуют административными средствами, а защищаться он может, только применяя судебные способы.

Учиться, опять учиться


Закон вводит квалификационные требования для налоговых консультантов. Напомним, что сегодня Палата налоговых консультантов уже проводит обучение этой профессии и выдаёт соответствующие документы (аттестаты). Закон кардинально меняет систему профессиональной подготовки будущих налоговых консультантов. Вводятся требования по наличию образования и стажа работы по экономической специальности, что, на мой взгляд, абсолютно разумно. А вот обучение налоговых консультантов станет проводиться только в аккредитованных специально для этих целях вузах. Причём аккредитацию подобных учебных заведений будет проводить всё тот же «уполномоченный федеральный орган».  Предполагается, что в этой сфере будет задействовано около 80 вузов по всей стране.

Таким образом, из процесса выработки образовательных стандартов по налоговому консалтингу исключаются представители профессионального сообщества, и дело это опять же передаётся в руки чиновников. Невольно создаётся впечатление, что одной из целей принятия закона (в той редакции, которая внесена в Госдуму) является трудоустройство ветеранов фискального ведомства.

А ещё закон не даёт ответа на вопрос, который способен заинтересовать многих работающих сегодня налоговых консультантов: что будет с аттестатами, которые выдавала Палата налоговых консультантов? Будут ли они иметь ту же силу, что и новые аттестаты? Можно ли будет их владельцам пройти обучение по новым правилам в облегчённом порядке? Напомню, что сегодня в России более 10 тысяч человек являются обладателями аттестатов налогового консультанта. Государство не признаёт таких аттестатов. Похоже, эта ситуация не изменится и после вступления в силу закона.

А ещё закон обязывает налоговых консультантов повышать свою квалификацию как минимум в течение 72 учебных часов каждые 2 года. Это, кстати, несколько меньше, чем аналогичный закон предусматривает для аудиторов.

Кому это нужно


Теперь попытаемся найти ответ на главный вопрос, который заинтересует всех участников налоговых правоотношений: кому выгоден закон?
Сразу скажу, что самим налоговым консультантам закон облегчения не принесёт. Мы будем работать примерно так же, как и раньше. Просто теперь мы будем иметь право официально именовать себя теми, кем мы являемся на самом деле. Можно будет заключать договоры по налоговому консультированию, а не просто договор об оказании услуг. Да и вообще закон не запрещает проводить налоговые консультации лицам, не имеющим официального статуса, прошедшим соответствующее обучение, получившим аттестат и являющегося членом СРО. Так что прямой выгоды закон консультантам не несёт. А вот обязанности новые возникают. Например, уплата членских взносов в СРО. На мой взгляд, большое значение будет играть именно размер таких взносов. Если возможность использования средств компенсационного фонда СРО компенсирует налоговому консультанту уплату таких взносов – это можно считать аргументом в пользу вступления в саморегулируемую организацию.


Обращу внимание на один интересный нюанс. Сегодня активно ведутся разговоры об исключении из Налогового кодекса РФ положений об аудиторской тайне. В то же время рассматриваемый нами закон тайну налогового консультирования предусматривает. Таким образом, возникает определённая конкуренция двух смежных профессий: аудитора и налогового консультанта. И налоговый консультант получает некоторое преимущество как раз благодаря наличию профессиональной тайны. Но, повторюсь, нам стоит посмотреть, что станет с законом после третьего чтения. Может быть, законодатель каким-то образом ограничит и тайну налогового консультирования.

Что касается клиентов налоговых консультантов, их закон до некоторой степени защищает, устанавливая имущественную ответственность налоговых консультантов (она будет обеспечиваться при помощи компенсационного фонда соответствующей СРО). Если закон и последующая судебная практика отладят этот механизм (основания и размеры ответственности), то он станет действенным инструментом защиты прав граждан. Добросовестные налоговые консультанты могут только приветствовать этот отрадный факт при одном важном условии: наши суды должны отказаться от обвинительного уклона при рассмотрении дел по налоговым правонарушениям. В целом, конечно, клиентам налоговых консультантов станет легче ориентироваться на рынке подобных услуг. Наличие признаваемого государством аттестата, членство в СРО, куда можно будет обратиться с жалобой, придадут им определённую уверенность. Кроме того, присутствие в деле официального налогового консультанта даёт и некоторые процессуальные преимущества налогоплательщику. Так, он получает возможность обоснования части судебных расходов в виде оплаты услуг налогового консультанта.

Кто остаётся в выигрыше от принятия закона? Налоговые органы, разумеется. Они усиливают контроль над деятельностью налоговых консультантов на всех этапах их работы: от получения от разработки образовательных стандартов до привлечения к ответственности.
Впрочем, для тех, кто профессионально работает на рынке услуг в сфере налогообложения, такое положение дел не удивительно. Оно вполне укладывается в рамки процесса по усилению государственного контроля в налоговой сфере. Кризисные явления в экономике уже по привычке вызывают жёсткую реакцию государства. Для того, чтобы переломить ситуацию, необходимо выходить в политическую сферу.

Напомню, что одной из важнейших задач политической партии «Налогоплательщики России» является воздействие на государственную политику в сфере налогообложения для создания благоприятных условий функционирования российского бизнеса.

Евгений Сивков