ЗАО "КонсультантПлюс

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Пленум ВАС разъяснил, каких вопросов может касаться мировое соглашение по налоговым спорам

2. Разъяснен порядок уплаты взносов лицом, применяющим УСН, при временном отсутствии доходов

3. Опубликованы коэффициенты-дефляторы к ставкам НДПИ в отношении угля на III квартал 2014 г.

 

Комментарии

1. Скорректированы формы и правила ведения журнала учета счетов-фактур, книг покупок и продаж

2. Минтруд: отсрочку (рассрочку) по взносам можно будет получить после 1 января 2015 г.

 

 

Новости

 

1. Пленум ВАС разъяснил, каких вопросов может касаться мировое соглашение по налоговым спорам

Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе"

31 июля 2014 г. было опубликовано комментируемое Постановление Пленума ВАС РФ, в котором рассмотрены отдельные аспекты заключения и утверждения мирового соглашения в процессе разрешения арбитражных споров. Помимо общих вопросов в нем затронуты также особенности примирения сторон по отдельным категориям дел. В частности, п. 27 Постановления посвящен налоговым спорам.

Так, в данном пункте указано, что предметом соглашения о примирении сторон не может быть изменение налоговых последствий действий или операций по сравнению с теми, которые определены законом. В качестве примера Пленум ВАС РФ привел вопросы о снижении применимой налоговой ставки, об изменении правил расчета пеней, а также об освобождении налогоплательщика от уплаты налогов за определенные периоды или в отношении отдельных операций.

Пленум ВАС РФ назвал и примеры налоговых вопросов, по которым в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ допускается заключение мирового соглашения. Это, в частности:

- признание налоговым органом наличия смягчающих обстоятельств;

- признание инспекцией не учтенных в ходе мероприятий налогового контроля сумм расходов и налоговых вычетов, влияющих на действительный размер налоговых обязанностей;

- признание экономически обоснованного и документально подтвержденного размера произведенных расходов.

В этих случаях в соглашении о примирении сторон могут содержаться условия о корректировке налоговой обязанности налогоплательщика.

Кроме того, Пленум ВАС РФ отметил, что при утверждении судом мирового соглашения может быть решен вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты соответствующих налогов, пеней и штрафов исходя из условий о порядке перечисления в бюджет сумм, указанных в соглашении. С точки зрения Пленума ВАС РФ, данная позиция основана на положениях п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ, предусматривающих контроль суда за взысканием задолженности по налогам и сборам, а также на нормах ст. 324 АПК РФ, согласно которым суд вправе предоставить отсрочку или рассрочку исполнения судебного акта.

О некоторых других вопросах, рассмотренных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50, см. Аналитические обзоры от 12 августа и от 14 августа 2014 года.

 

2. Разъяснен порядок уплаты взносов лицом, применяющим УСН, при временном отсутствии доходов

Письмо Минтруда России от 02.07.2014 N 17-4/В-295

Минтруд России рассмотрел вопрос исчисления страховых взносов по пониженному тарифу страхователем, применяющим УСН. Если основной вид деятельности такого плательщика упомянут в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах, то он вправе использовать льготный тариф: 20 процентов ( ч. 3.4 ст. 58 Закона о страховых взносах). При этом вид деятельности признается основным, если доля доходов от его осуществления составляет не менее 70 процентов всех доходов лица ( ч. 1.4 ст. 58 Закона о страховых взносах). Сумма поступлений рассчитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

На основании изложенного Минтруд России пришел к выводу, что если плательщик взносов, который применяет УСН и деятельность которого названа в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах, не получил доходы по результатам отчетного периода (например, I квартала), то взносы он обязан перечислить по общеустановленному тарифу. Специальные нормы в данной ситуации использоваться не могут, поскольку не соблюдено условие о доле доходов от основного вида деятельности.

Впрочем, если позже (например, по результатам полугодия) доходы будут получены и не менее 70 процентов их общей суммы составят поступления от основного вида деятельности, плательщик вправе применить пониженные тарифы взносов ко всем выплатам с начала отчетного (расчетного) периода и пересчитать платежи, исчисленные по максимальному тарифу, путем их зачета или возврата.

Подробнее о применении пониженных тарифов страховых взносов см. Практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование.

 

3. Опубликованы коэффициенты-дефляторы к ставкам НДПИ в отношении угля на III квартал 2014 г.

Приказ Минэкономразвития России от 21.07.2014 N 447 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля"

Информация Минэкономразвития России

1 августа 2014 г. в "Российской газете" опубликованы коэффициенты-дефляторы, которые применяются при расчете ставок НДПИ на III квартал 2014 г. в отношении добычи:

- антрацита - 1,063;

- угля коксующегося - 0,908;

- угля бурого - 1,018;

- угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,977.

В соответствии с п. 2 ст. 342 НК РФ предусмотренные Налоговым кодексом РФ ставки НДПИ в отношении данных видов угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, которые установлены на текущий и все предыдущие кварталы. Такой порядок действует с 1 января 2012 г. Напомним, что согласно разъяснениям уполномоченных органов налогоплательщик вправе округлить полученные значения до третьего знака после запятой (см. Письма Минфина России от 13.03.2013 N 03-06-06-01/7401 и ФНС России от 30.04.2013 N ЕД-4-3/7977@).

Таким образом, при расчете НДПИ за июль, август и сентябрь текущего года должны использоваться следующие ставки:

- 53,853 руб. за одну тонну антрацита;

- 30,582 руб. за одну тонну угля коксующегося;

- 15,575 руб. за одну тонну угля бурого;

- 24,744 руб. за одну тонну угля, за исключением указанных выше видов.

 

Комментарии

 

1. Скорректированы формы и правила ведения журнала учета счетов-фактур, книг покупок и продаж

Название документа:

Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 735 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137"

Комментарий:

С 14 августа 2014 г. вступают в силу утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 735 Изменения, которые вносятся в Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - Изменения). Принятие комментируемого Постановления связано с появлением в Налоговом кодексе РФ новых положений (как вступивших в силу, так и вводимых впоследствии).

Согласно новой редакции Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 существенно изменяются формы и правила заполнения следующих документов, применяемых при расчетах НДС:

- журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур;

- книги покупок (и ее дополнительного листа);

- книги продаж (и ее дополнительного листа).

Основным изменением является введение в форму журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур строк и граф, в которых отражаются сведения о посреднической деятельности ( пп. "а" п. 2 Изменений). Кроме того, скорректированы правила ведения такого журнала (в частности, абз. 6, 7, 34 - 41 и 73 - 81 пп. "б" п. 2 Изменений). Напомним, что с 1 января 2014 г. посредники, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления (получения) счетов-фактур при осуществлении деятельности в интересах другого лица обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур ( п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Об этом см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года. С 1 января 2015 г. действие нормы п. 3.1 ст. 169 НК РФ будет распространяться также на лиц, которые выставляют (получают) счета-фактуры при осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции или при выполнении функций застройщика. Об этих и других изменениях см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.

Графы о посреднической деятельности теперь есть также в формах книги покупок (и ее дополнительном листе) и книги продаж (и ее дополнительном листе) ( пп. "а" п. 3, абз. 17 - 18 пп. "б" п. 3, пп. "в" п. 3, абз. 18 - 19 пп. "г" п. 3, пп. "а" п. 4, абз. 14 - 15 пп. "б" п. 4, пп. "в" п. 4, абз. 13 - 14 пп. "г" п. 4 Изменений).

Еще одним нововведением является добавление новой графы "Наименование и код валюты" в книге покупок (и дополнительном листе) и книге продаж (и дополнительном листе) ( пп. "а" п. 3, абз. 20 пп. "б" п. 3, пп. "в" п. 3, абз. 21 пп. "г" п. 3, пп. "а" п. 4, абз. 17 пп. "б" п. 4, пп. "в" п. 4, абз. 16 пп. "г" п. 4 Изменений). Отметим, что с 2 сентября 2010 г. наименование валюты включено в перечень обязательных реквизитов счета-фактуры ( пп. 6.1 п. 5, пп. 4.1 п. 5.1 ст. 169 НК РФ). Однако независимо от того, в какой валюте выставлен счет-фактура, регистрировать его в книге покупок и книге продаж нужно было в рублевом эквиваленте ( п. 8 Правил ведения книги покупок, п. 9 Правил ведения книги продаж в редакции, действующей до 14 августа 2014 г.). С 14 августа 2014 г. появится возможность отражать в иностранной валюте операции по приобретению и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. По вопросу выставления счета-фактуры в иностранной валюте см. Практическое пособие по НДС.

Особенностью новой формы книги покупок (и ее дополнительного листа) является, в частности, отсутствие отдельных граф для разграничения стоимости покупок, к которым применяются различные ставки НДС, и сумм налога, исчисленных по каждой из этих ставок ( пп. "а" п. 3, абз. 25 - 29 пп. "б" п. 3, пп. "в" п. 3, абз. 26 - 28 пп. "г" п. 3 Изменений). Полагаем, что данное нововведение способствует упрощению заполнения этих документов. В скорректированном виде такое разделение осталось в книге продаж (и ее дополнительном листе) ( пп. "а" п. 4, абз. 24 - 37 пп. "б" п. 4, пп. "в" п. 4, абз. 25 - 42 пп. "г" п. 4 Изменений).

С 14 августа 2014 г. в разделе II Правил ведения книги продаж появится новый п. 22(1) ( абз. 49 - 50 пп. "б" п. 4 Изменений). В данном пункте указано, что, если налогоплательщики не представили в срок в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, то они при исчислении данного налога по ставкам 10 и 18 процентов должны регистрировать в книге продаж счета-фактуры, составленные в одном экземпляре ( абз. 49 - 50 пп. "б" п. 4 Изменений). Это правило применяется при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. пп. 1, 2.1 - 2.8, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Комментируемым Постановлением вносятся и другие изменения в формы и правила заполнения документов, применяемых при расчетах НДС.

 

2. Минтруд: отсрочку (рассрочку) по взносам можно будет получить после 1 января 2015 г.

Название документа:

Письмо Минтруда России от 25.06.2014 N 17-4/10/П-3456

Комментарий:

По мнению Минтруда России, плательщики страховых взносов смогут обратиться в контролирующий орган за предоставлением отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды только после 1 января 2015 г. Эта позиция основана на следующем.

В п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона о страховых взносах предусмотрено, что орган по контролю за уплатой страховых взносов вправе предоставлять плательщикам данную отсрочку (рассрочку) в случаях, предусмотренных федеральным законом. Однако в настоящее время такие случаи законодательством в сфере страховых взносов не установлены. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ, случаи, порядок предоставления и прекращения действия отсрочки (рассрочки), основания для отказа в ее предоставлении и уполномоченные органы с 1 января 2015 г. будут указаны в ст. ст. 18.1 - 18.5 Закона о страховых взносах (об этих и других поправках см. в выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 09.07.2014).

Напомним, Президиум ВАС РФ отмечал, что при отсутствии законодательного регулирования у контролирующих органов нет оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам ( Постановление от 16.04.2013 N 16929/12). Однако ранее многие арбитражные суды приходили к выводу, что отсутствие в федеральных законах норм, регламентирующих порядок предоставления отсрочки, не может быть основанием для ограничения прав плательщиков взносов. Подборку судебной практики по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.