Автор: Кудинова А.

Источник: КонсультантПлюс

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Стоимость основного средства можно амортизировать, даже если срок его использования истек

2. Трудовые книжки будут выдаваться на руки работникам в целях социального страхования

3. Платеж по взносам без указания его назначения и периода будет зачтен в счет задолженности

4. ФНС утвердила форму и порядок заполнения уведомления о розничных ценах на табачные изделия

 

Комментарии

1. ФНС выразила свою позицию об исчислении срока для вычета НДС по неподтвержденному экспорту

2. Плательщики ЕНВД должны применять ККТ при продаже алкогольной продукции в городских поселениях

 

 

Новости

 

1. Стоимость основного средства можно амортизировать, даже если срок его использования истек

Письмо Минфина России от 21.07.2014 N 03-03-РЗ/35549

Финансовое ведомство разъяснило, что, если срок полезного использования объекта основного средства истек, но стоимость осталась недоамортизированной, налогоплательщик вправе продолжить начислять в отношении такого объекта амортизацию до полного списания его стоимости в налоговом учете. Срок полезного использования такого объекта можно установить самостоятельно, по аналогии с тем как устанавливается срок полезного использования основного средства, бывшего в употреблении (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). При этом необходимо, в частности, учесть требования техники безопасности.

В Письме финансовое ведомство высказалось по вопросу изменения метода начисления амортизации с нелинейного на линейный. Напоминаем, что такой переход налогоплательщик вправе осуществить раз в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ). Для этого нужно внести изменения в учетную политику для целей налогообложения.

Согласно п. 5 ст. 259.1 НК РФ начисление амортизации прекращается, если происходит полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо если он выбывает из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям. Однако в Налоговом кодексе РФ не урегулирован вопрос, возможно ли начислять амортизацию по объектам основных средств с истекшим сроком полезного использования, если налогоплательщик применяет линейный метод.

Полагаем, что вывод Минфина России можно распространить на ситуацию, когда на момент перехода с нелинейного на линейный метод начисления амортизации срок фактической эксплуатации основного средства равен сроку полезного использования или превышает его, но часть стоимости объекта остается недоамортизированной. Подробнее об этом см. Практическое пособие по налогу на прибыль.

 

2. Трудовые книжки будут выдаваться на руки работникам в целях социального страхования

Федеральный закон от 21.07.2014 N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии"

С 1 января 2015 г. работник сможет обратиться к работодателю с письменным заявлением о выдаче трудовой книжки в целях обязательного социального страхования (обеспечения). Выдать ее необходимо в течение трех рабочих дней со дня подачи такого заявления работником. Вернуть трудовую книжку работник должен не позднее трех рабочих дней со дня получения ее в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование (обеспечение) (п. 1 ст. 18, ст. 35 Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ). Соответствующие изменения будут внесены в ст. 62 ТК РФ.

В настоящее время выдать работнику трудовую книжку работодатель обязан только в день прекращения трудового договора (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). В других случаях по заявлению работника должна выдаваться копия трудовой книжки или заверенная в установленном порядке выписка из нее (ст. 62 ТК РФ, п. 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225). Эти положения будут действовать и после 1 января 2015 г.

Подробнее о выдаче трудовой книжки см. Путеводитель по кадровым вопросам. Трудовая книжка.

В соответствии с рассматриваемым Законом будут внесены и другие изменения в акты российского законодательства, касающиеся вопросов пенсионного обеспечения.

 

3. Платеж по взносам без указания его назначения и периода будет зачтен в счет задолженности

Письмо ПФР от 05.06.2014 N НП-30-26/7052 "Об использовании информации о платежах при проведении камеральных проверок"

Платежные поручения на перечисление страховых взносов без указания назначения платежа и периода, за который он производится, учитываются в хронологическом порядке и засчитываются в первую очередь в счет погашения имеющейся задолженности, а затем - в счет уплаты текущих платежей. Такой вывод содержится в рассматриваемом Письме. В отчетности плательщиков данные платежи должны учитываться в том периоде, в котором они были произведены.

Кроме того, ПФР отметил, что в соответствии с ч. 8 ст. 18 Закона о страховых взносах у плательщиков есть возможность подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении своего статуса, отчетного (расчетного) периода, основания, типа и принадлежности платежа, приложив документы, подтверждающие уплату страховых взносов.

Напомним, что порядок заполнения платежных поручений на перечисление денежных средств в бюджет определен в Приказе Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации". Подробнее о заполнении платежного поручения на перечисление страховых взносов см. Практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование.

 

4. ФНС утвердила форму и порядок заполнения уведомления о розничных ценах на табачные изделия

Приказ ФНС России от 28.03.2014 N ММВ-7-3/120@

Налоговая служба утвердила порядок заполнения, а также форму, формат и порядок представления в электронном виде уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории РФ. Отметим, что названные документы применяются при подаче уведомления в отношении облагаемых акцизами по комбинированным ставкам табачных изделий (сигарет и папирос).

Полномочия на утверждение перечисленных документов ФНС России получила с 1 января 2014 г. в связи со вступлением в силу новой редакции абз. 1 п. 3 ст. 187.1 НК РФ. Кроме того, с этой даты у налогоплательщиков появилась обязанность подавать уведомление не только о максимальных, но и о минимальных розничных ценах на производимые в России табачные изделия. Подробнее об этом см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года. Данное уведомление подается в налоговый орган не позднее чем за 10 календарных дней до начала налогового периода, с которого на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий будет наноситься указанная в уведомлении максимальная розничная цена (п. 3 ст. 187.1 НК РФ).

Напомним, что налогоплательщик устанавливает максимальную розничную цену самостоятельно (п. 2 ст. 187.1 НК РФ). Минимальная розничная цена определяется по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий и составляет 75 процентов от максимальной розничной цены (п. 3 ст. 187.1 НК РФ, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ).

Приказ был опубликован в "Российской газете" 1 августа 2014 г. и вступает в силу с 12 августа 2014 г.

 

Комментарии

 

1. ФНС выразила свою позицию об исчислении срока для вычета НДС по неподтвержденному экспорту

Название документа:

Письмо ФНС России от 09.07.2014 N ГД-4-3/13341@

Комментарий:

В рассматриваемом Письме ФНС России впервые выразила свое мнение по вопросу о том, как определяется трехлетний срок для принятия к вычету НДС по неподтвержденному экспорту.

1.1. Трехлетний срок на применение вычета по НДС исчисляется с окончания периода, в котором товары отгружены на экспорт

Если налогоплательщик представил документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки НДС в отношении совершенных экспортных операций, позднее установленного для этого срока (180 дней), он вправе возместить уплаченный налог (п. 9 ст. 165, п. 10 ст. 171, п. 1 ст. 176 НК РФ). Для этого необходимо подать уточненную декларацию до истечения трех лет с окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Налоговая служба разделила изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.05.2009 N 17473/08 позицию, согласно которой под "соответствующим налоговым периодом" нужно понимать налоговый период определения базы и исчисления налога, заявленного к вычету. Иными словами, период отгрузки товаров (работ, услуг) на экспорт.

В то же время есть судебные решения, в соответствии с которыми указанный срок исчисляется с периода, когда собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС. Наличие таких решений обусловлено особенностями рассматриваемых дел. Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 24.02.2012 N А40-44190/11-91-191 (Определением ВАС РФ от 03.08.2012 N ВАС-7374/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) учел, что оплата по экспортному контракту была произведена по истечении трех лет с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта. Это объективно не позволило налогоплательщику своевременно представить в налоговые органы выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки. Как следствие, он не мог сформировать полный пакет документов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС. Дополнительные материалы по вопросу о том, с какой даты исчисляется трехлетний срок при возмещении экспортного НДС, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

1.2. Три года на применение вычета по НДС не увеличиваются на срок, установленный для подачи декларации

В рассматриваемом Письме ФНС России ссылается на Определение ВАС РФ от 23.03.2010 N ВАС-1199/10, из которого следует, что трехлетний срок для возмещения НДС является пресекательным и не продлевается на 20 дней, предусмотренных п. 5 ст. 174 НК РФ для подачи декларации в налоговые органы. Можно предположить, что налоговое ведомство разделяет данную позицию, хотя прямо на это не указывает.

Как правило, суды придерживаются аналогичной точки зрения. Однако некоторые суды считают такое увеличение срока, отведенного для возмещения НДС, возможным. Подборку судебных решений см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

 

2. Плательщики ЕНВД должны применять ККТ при продаже алкогольной продукции в городских поселениях

Название документа:

Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

Комментарий:

Лицо, применяющее ЕНВД, обязано использовать ККТ при реализации алкогольной продукции в розницу в городских поселениях. Такой вывод следует из п. 13 комментируемого Постановления Пленума ВАС РФ, размещенного 24 июля 2014 г. на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru. Согласно позиции, изложенной в данном Постановлении, нормы Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя, устанавливающие обязанность применять ККТ в указанном случае, являются специальными по отношению к положениям Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон о ККТ), в соответствии с которыми плательщики ЕНВД освобождаются от использования ККТ.

Напомним, что необходимость формирования правовой позиции по рассматриваемому вопросу обусловлена следующим. В силу п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ организации и предприниматели - плательщики ЕНВД, а также предприниматели, которые применяют патентную систему налогообложения, вправе не использовать в соответствующей деятельности ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств.

На основании абз. 1 п. 6 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) в городских поселениях, обязаны иметь для этих целей, в частности, ККТ. Что касается юрлиц и предпринимателей, которые реализуют в розницу пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, то согласно абз. 3 п. 6 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя независимо от того, где осуществляется продажа - в городских поселениях или сельской местности, указанные лица также обязаны иметь в том числе ККТ. Однако в последнем случае исключение может быть установлено федеральным законом. Необходимо обратить внимание, что предприниматели могут реализовывать только пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, в то время как организации вправе осуществлять продажу любых видов пищевой алкогольной продукции (п. 1 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя).

Согласно формулировке п. 13 рассматриваемого Постановления вывод Пленума ВАС РФ об использовании ККТ применяющими ЕНВД лицами при продаже алкогольной продукции в городских поселениях касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей. Однако из анализа приведенных норм можно предположить, что такая позиция справедлива только в отношении организаций, которые осуществляют розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и уплачивают ЕНВД. Для юрлиц и предпринимателей, реализующих пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, нормы Закона о ККТ являются предусмотренным исключением из общего правила.

Что касается разъяснений компетентных органов, то необходимо обратить внимание, в частности, на Письмо Росалкогольрегулирования от 30.04.2013 N 8977/03-04. Исходя из изложенной в нем позиции, можно сделать вывод, что организации и предприниматели, уплачивающие ЕНВД, вправе не применять ККТ при реализации алкогольной продукции. При этом на основании приведенных в данном Письме норм можно предположить, что речь идет только о лицах, которые реализуют пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху.

Следует отметить, что названные нормы Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя в анализируемой редакции действуют с 1 июля 2012 г. До этого момента обязанность иметь ККТ была установлена только для организаций, продававших в розницу в городских поселениях алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (п. 5 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). Обратим внимание, что позиция компетентных органов не была единообразной и до 1 июля 2012 г., т.е. в период, когда названным Законом не было установлено, что исключения для организаций и предпринимателей, продающих слабоалкогольную продукцию, могут быть предусмотрены федеральными законами.

Так, например, в Письме Минэкономразвития России от 06.12.2010 N Д05-4486 указано, что Закон о ККТ не содержит ограничений в применении освобождения теми плательщиками ЕНВД, которые осуществляют розничную торговлю алкогольной продукцией. Однако ведомство со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 N 5378/08 отмечало, что ведение деятельности с нарушением положений Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя ведет к привлечению к административной ответственности в виде штрафа (с конфискацией продукции или без нее) на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Аналогичная точка зрения выражена в Письме Минфина России от 26.08.2009 N 03-01-15/8-429. При этом из ряда других разъяснений финансового ведомства также можно было сделать вывод, что организации, продающие в розницу алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 15 процентов, обязаны применять ККТ, даже если они являются плательщиками ЕНВД (см., в частности, Письма от 09.12.2009 N 03-01-15/11-527, N 03-01-15/11-525). В то же время, например, в Письме от 22.06.2010 N 03-01-15/4-141 Минфин России отметил, что по правилу, установленному п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ, уплачивающие ЕНВД лица вправе не применять ККТ и каких-либо исключений в отношении реализации алкогольной продукции не установлено.

К выводу о неприменимости положений Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя в отношении деятельности лиц, уплачивающих ЕНВД, приходили и некоторые арбитражные суды (см., например, Постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2010 N А48-5552/2009 (оставлено в силе Постановлением ФАС Центрального округа от 26.04.2010 N А48-5552/2009), Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 N А07-11849/2013, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 N А71-5304/2013 и др.). Однако следует обратить внимание на Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 N А08-6188/2012. В данном акте суд указал, что сфера регулирования у рассматриваемых законов различная: Закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя устанавливает, в частности, правовые основы производства и оборота алкогольной продукции, а Закон о ККТ касается вопросов применения и неприменения контрольно-кассовой техники. Несмотря на это, суд пришел к выводу, что организация, которая является плательщиком ЕНВД и реализует в розницу продовольственные товары и любую алкогольную продукцию, обязана применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов.