Источник: КонсультантПлюс

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Изменен порядок обжалования решений арбитражных судов

2. Новые положения о госпошлине за оспаривание нормативных актов

3. Требования налогового органа по пеням и штрафам исполняются банком в третью очередь

4. О ситуации, когда счет-фактуру можно не регистрировать в журнале учета

 

Комментарии

1. С 2015 г. изменится порядок начисления и уплаты страховых взносов

2. Минтруд разъяснил отдельные вопросы, связанные с начислением взносов

 

 

Новости

 

1. Изменен порядок обжалования решений арбитражных судов

Федеральный закон от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"

В связи с упразднением ВАС РФ рассматриваемым Законом внесен ряд изменений в АПК РФ. С 6 августа 2014 г. вступившие в законную силу, в частности, решения и определения арбитражных судов субъектов РФ, постановления и определения арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, принятые ими по результатам кассационного обжалования, и решения и определения арбитражных судов округов, принятые в первой инстанции, можно будет обжаловать в Судебной коллегии Верховного Суда РФ в порядке кассационного производства (ст. 291.1 АПК РФ).

Вместе с тем решения арбитражных судов первых инстанций по-прежнему можно будет обжаловать в судах апелляционной и кассационной инстанций (ст. 181 АПК РФ). Таким образом, вводится "вторая" кассационная инстанция, в которой будут пересматриваться и акты "первой" кассационной инстанции - постановления окружных судов.

Кассационная жалоба подается в Судебную коллегию Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 291.3 АПК РФ). Судья Верховного Суда РФ выносит определение о передаче жалобы или об отказе в передаче для рассмотрения в заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Срок рассмотрения коллегией жалобы не должен превышать двух месяцев со дня вынесения соответствующего определения (ч. 1 ст. 291.12 АПК РФ).

По результатам рассмотрения выносится определение (ч. 9 ст. 291.12 АПК РФ), которое может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ (п. 3 ч. 3 ст. 308.1 АПК РФ). Отметим, что постановления окружных судов, вынесенные по итогам кассационного обжалования, нельзя будет обжаловать в надзорном порядке в Президиуме Верховного Суда РФ напрямую, то есть без кассационного обжалования в Судебной коллегии Верховного Суда РФ.

Теперь судебная практика, в том числе и по налоговым спорам, будет формироваться наряду с иными судебными актами определениями Судебной коллегии Верховного Суда РФ и постановлениями Президиума Верховного Суда РФ. Вместе с тем суды вправе будут в своих решениях ссылаться на постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также на сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ (абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ).

О других изменениях, внесенных в АПК РФ рассматриваемым Законом, см. спецвыпуск "Объединение Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ".

 

2. Новые положения о госпошлине за оспаривание нормативных актов

Федеральный закон от 28.06.2014 N 198-ФЗ "О внесении изменений в статьи 31 и 105 части первой и главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

С 6 августа 2014 г. вступят в силу уточненные положения Налогового кодекса РФ, касающиеся размера госпошлины за рассмотрение судами дел о признании нормативных правовых актов (далее - НПА) недействующими. Изменения в ст. ст. 333.19, 333.21 НК РФ обусловлены проведением судебной реформы (подробнее см. спецвыпуск "Объединение Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ") и планируемым лишением арбитражных судов полномочий по рассмотрению дел об оспаривании НПА. С вступлением рассматриваемого Закона в силу эта категория дел, за некоторыми исключениями, будет относиться к ведению Верховного Суда РФ (по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ) и судов общей юрисдикции.

Отметим, что сейчас размер госпошлины за оспаривание НПА федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления составляет для физических лиц 200 руб., а для организаций он зависит от подведомственности дела. Так, если дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, придется уплатить 3000 руб. (абз. 3 пп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), а в арбитражном суде - 2000 руб. (абз. 3 пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). С 6 августа 2014 г. размер пошлины для физических лиц останется прежним, а для организаций составит 3000 руб. (пп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в новой редакции).

Изменения не коснутся лишь дел об оспаривании НПА, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации: они останутся подсудны специализированному арбитражному суду - Суду по интеллектуальным правам (п. 4.2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 4 ст. 34 АПК РФ). Размер госпошлины по этим делам по-прежнему будет составлять для физических лиц 200 руб., а для организаций - 2000 руб. (пп. 2.1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Также Законом затронуты другие вопросы размеров госпошлины и льгот по ее уплате.

 

3. Требования налогового органа по пеням и штрафам исполняются банком в третью очередь

Письмо Минфина России от 08.05.2014 N 02-08-12/22232

Финансовое ведомство указало, что при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика требование о бесспорном списании пеней и штрафов по налогам и сборам удовлетворяется в третью очередь, т.е. в ту же очередь, что и поручения инспекции на перечисление сумм налога. Этот вывод обоснован тем, что согласно п. 4 ст. 46 НК РФ такие поручения исполняются банком в очередности, установленной гражданским законодательством. Положения данной статьи применяются и при взыскании пеней и штрафов (п. п. 9, 10 ст. 46 НК РФ).

Напомним, что с 14 декабря 2013 г. изменился порядок списания денежных средств со счета должника в случаях, когда их недостаточно для удовлетворения всех предъявляемых требований (п. 2 ст. 855 ГК РФ). С этой даты требования о принудительном взыскании задолженности по налогам и сборам, как и прежде, исполняются в третью очередь, а платежные поручения самих владельцев счетов в отношении тех же платежей - в пятую (см. выпуск обзора от 25.12.2013).

Пени и штрафы по налогам и сборам не поименованы в п. 2 ст. 855 ГК РФ. Понятие "задолженность по налогам и сборам" в законодательстве также не определено. В связи с этим очередность удовлетворения требований налоговых органов о бесспорном списании пеней и штрафов неясна. То же самое касается и предусмотренных гл. 9 НК РФ процентов. Подробнее об этом см. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.

Обратим внимание, что согласно разъяснениям, данным в Письме Минфина России от 19.02.2014 N 03-02-07/1/6932, списание денежных средств по платежным поручениям, не указанным в первой - четвертой очередях, осуществляется в пятую очередь. Как отмечает ведомство, п. 2 ст. 855 ГК РФ не предусмотрено, что списание денежных средств в счет погашения задолженности по пеням и штрафам на основании поручений налоговых органов осуществляется в третью очередь.

 

4. О ситуации, когда счет-фактуру можно не регистрировать в журнале учета

Письмо Минфина России от 15.05.2014 N 03-07-09/22908

В журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур покупатель не должен регистрировать счета-фактуры, полученные по товарам (работам, услугам), которые приобретаются для осуществления операций, освобожденных от НДС в силу ст. 149 НК РФ. Такое разъяснение Минфин России дал в связи с тем, что с 1 января 2014 г. налогоплательщики при совершении указанных операций могут не составлять счет-фактуру и не вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж (п. 3 ст. 169 НК РФ). Подробнее о нововведении см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года, Практическое пособие по НДС. При этом обратим внимание, что в п. 9 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, пока еще не содержится положений, которые бы разрешали не регистрировать полученные счета-фактуры в рассматриваемой ситуации.

Отметим, что до 2014 г. по освобождаемым на основании ст. 149 НК РФ операциям счета-фактуры заполнялись без выделения НДС (п. 5 ст. 168, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2014 г.). Но было несколько предусмотренных п. 4 ст. 169 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2014 г.) исключений, когда счет-фактуру можно было не составлять.

 

Комментарии

 

1. С 2015 г. изменится порядок начисления и уплаты страховых взносов

Название документа:

Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования"

Комментарий:

В ряд федеральных законов, регулирующих отношения по обязательному социальному страхованию, внесены изменения, которые вступят в силу с 1 января 2015 г. Основная часть поправок затрагивает положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Так, закреплены общие условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ст. ст. 18.1 и 18.4 Закона N 212-ФЗ). Отметим, что количество оснований для отсрочки (рассрочки) по взносам меньше, чем по налогам (п. 2 ст. 64 НК РФ), но правила по сути похожи. Новеллой является установление в ст. 18.2 Закона N 212-ФЗ обстоятельств, исключающих предоставление отсрочки (рассрочки) по взносам (пеням, штрафам). Согласно п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ органы ПФР и ФСС РФ вправе предоставлять отсрочку (рассрочку) погашения задолженности по взносам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом. Однако федеральное законодательство не содержит соответствующих норм. В связи с этим Президиум ВАС РФ указал, что у органа контроля за уплатой взносов отсутствуют основания для предоставления плательщикам взносов отсрочки или рассрочки (Постановление от 16.04.2013 N 16929/12). До выхода упомянутого постановления суды признавали право плательщика взносов на получение отсрочки (рассрочки) (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 20.11.2012 N А40-37497/12-99-192).

Отчетность в электронной форме предстоит сдавать в ПФР и ФСС РФ плательщикам страховых взносов, у которых среднесписочная численность работников составляет более 25 человек (сейчас - более 50). При этом уплачивать взносы необходимо в рублях и копейках. Подробнее об этих и других важных поправках, внесенных в законодательство о страховых взносах, будет сказано ниже.

Особо следует отметить изменения, касающиеся электронного взаимодействия плательщиков страховых взносов с органами контроля. Например, заявление о зачете (о возврате) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов можно будет подать не только в письменной форме, но и в электронной (ст. ст. 26, 27 Закона N 212-ФЗ). Кроме того, теперь органы контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с Минтрудом России будут утверждать формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также документы, которые используются органами при реализации своих полномочий. Об этих и других изменениях законодательства о страховых взносах см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.

1.1. Снижен предел числа работников для обязательной подачи отчетности в электронной форме

С 2015 г. расчеты в электронной форме по начисленным и уплаченным страховым взносам должны будут подавать в ПФР и ФСС РФ плательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период составила более 25 человек (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). В настоящее время такой порядок представления отчетности предусмотрен для случаев, когда среднесписочная численность работников превышает 50 человек.

Кроме того, с 2015 г. в электронном виде следует представлять сведения персонифицированного учета на 25 и более работающих у плательщика застрахованных лиц. Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Напомним, что сейчас такая обязанность предусмотрена для страхователей, которые подают сведения в отношении 50 и более человек.

1.2. Сумма страховых взносов не округляется

С 1 января 2015 г. сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующий внебюджетный фонд, будет определяться в рублях и копейках (ч. 7 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). До указанной даты взносы уплачиваются в полных рублях.

1.3. Ограничена не облагаемая взносами сумма выплат при увольнении

Сейчас компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, страховыми взносами не облагаются, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. С 1 января 2015 г. перечень исключений расширяется. Выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства будут облагаться страховыми взносами в части превышения трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратного - для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Это правило действует и в отношении сумм компенсаций руководителю, заместителю руководителя и главному бухгалтеру. Соответствующие изменения внесены в пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Следует отметить, что ограничение по освобождению выплат при увольнении работников, руководящих лиц от обложения НДФЛ действует с 1 января 2012 г. (абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ).

1.4. Пенсионные взносы начисляются на выплаты всем временно пребывающим на территории РФ лицам

В настоящее время пенсионные взносы с выплат в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающих на территории России, уплачиваются только при выполнении условия, установленного в п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно названным положениям необходимо, чтобы с указанными лицами были заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года или на неопределенный срок. Данное условие с 1 января 2015 г. утрачивает силу.

С указанной даты выплаты в пользу лиц, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), независимо от продолжительности трудовых отношений с названными лицами будут облагаться пенсионными взносами (п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Исходя из п. 2 ст. 22.1 и п. 2 ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в этом случае применимы тарифы 22 процента (пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10 процентов (свыше предельной величины). Напомним, что предельная величина базы для начисления страховых взносов с учетом индексации с 1 января 2014 г. равна 624 тыс. руб. (ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101). В следующем году она будет иной, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ данная величина ежегодно индексируется с учетом роста заработной платы в России.

1.5. Выездная проверка по страховым взносам может быть продлена до четырех или шести месяцев

Из общего правила ч. 11 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, согласно которому выездная проверка плательщика страховых взносов не может продолжаться более двух месяцев, установлено исключение. С 2015 г. указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основания для продления выездной проверки определены в новой ч. 11.1 названной статьи. Ими могут быть:

- получение в ходе проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;

- наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;

- проведение проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;

- непредставление плательщиком страховых взносов в десятидневный срок со дня вручения соответствующего требования документов, истребуемых в ходе проверки и необходимых для ее проведения.

Следует отметить, что данный перечень короче, чем перечень оснований для продления выездной налоговой проверки (п. 6 ст. 89 НК РФ, Приложение 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).

Для продления выездной проверки плательщика страховых взносов необходим мотивированный запрос, который орган контроля за уплатой страховых взносов, проводящий проверку, направляет в вышестоящий орган. Решение о продлении принимает руководитель органа или его заместитель (ч. 11.2 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Правила продления выездной проверки применимы и к повторной выездной проверке. Понятие повторной выездной проверки плательщика страховых взносов будет введено в законодательство с 2015 г. (ч. 24 - 27 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Порядок ее проведения в целом аналогичен установленному в п. 10 ст. 89 НК РФ.

1.6. Уточнен период начисления пеней за просрочку уплаты страховых взносов

При нарушении срока уплаты страховых взносов плательщик обязан перечислить пени, которые начисляются за каждый день просрочки (ст. 25 Закона N 212-ФЗ). С 1 января 2015 г. день уплаты (взыскания) просроченных сумм включается в период начисления пеней. Такое уточнение внесено в ч. 3 указанной статьи.

Следует отметить, что сейчас в рассматриваемой статье период начисления пеней определен не вполне точно. Однако Минтруд России (Письмо от 16.05.2014 N 17-4/В-211) и арбитражные суды (см. подборку судебных актов в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование) сходятся во мнении, что день уплаты страховых взносов в данном случае не учитывается. Вывод объясняется тем, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной уже в день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств. Соответственно, этот день не может включаться в период просрочки, поэтому пени за него не начисляются. Однако с 2015 г. данная позиция потеряет актуальность в силу прямого указания закона.

1.7. Скорректирован порядок обложения страховыми взносами компенсационных выплат работникам Крайнего Севера

В настоящее время не подлежит обложению страховыми взносами в ПФР и ФСС оплачиваемая работодателем стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, если указанные лица проживают и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При проведении отпуска за рубежом взносы не исчисляются также со стоимости провоза багажа весом до 30 кг от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ. С 1 января 2015 г. в соответствующие положения законодательства будут внесены изменения (пп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Во-первых, исключена из необлагаемых сумм оплата стоимости проезда в отпуск и обратно членов семьи работника. Когда такая компенсация предусмотрена, она выплачивается работнику в рамках трудовых отношений, т.е. является объектом обложения (п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Во-вторых, правило о провозе багажа весом до 30 кг распространяется и на случаи проведения отпуска в России. Сейчас освобождение от обложения стоимости провоза багажа в указанном размере предусмотрено только при выезде за границу.

В-третьих, дано определение пункту пропуска через государственную границу РФ. При вылете работника за рубеж таким пунктом признается международный аэропорт, в котором осуществляется пограничный контроль. Следует отметить, что сейчас в пп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ подобного уточнения нет. ФСС РФ, например, разъяснял, что если работник летит к месту отдыха прямым рейсом без промежуточной посадки, то пунктом пропуска через границу для целей страховых взносов следует считать здание международного аэропорта, из которого вылетает данный работник (Письмо от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985). Президиум ВАС РФ при рассмотрении аналогичной ситуации пришел к другому выводу: от обложения взносами освобождается не только стоимость проезда до аэропорта, из которого производится вылет, но и часть стоимости перелета в пределах территории РФ (см. Постановление от 02.10.2012 N 7828/12). Арбитражную практику по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

1.8. Ограничено право на пониженный тариф страховых взносов для аптек, применяющих ЕНВД

Уплачивающие ЕНВД аптечные организации, а также предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов (пп. 10 п. 4 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ и п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Установлено, что такие тарифы указанные плательщики используют в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности. Никаких дополнительных требований для применения льготного тарифа не предусмотрено.

В настоящее время арбитражные суды приходят к выводу, что пониженные тарифы страховых взносов действуют в отношении всех работников аптечной организации или предпринимателя, имеющего соответствующую лицензию. Подборку судебных актов см. в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование. Однако контролирующие органы указывают, что пониженные тарифы применяются только в отношении выплат в пользу физлиц, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью на основании ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Письмо Минтруда России от 23.08.2012 N 17-3/240 (направлено Письмом ПФР от 15.10.2012 N ТМ-30-24/15010)).

Точка зрения контролирующих органов с 1 января 2015 г. будет закреплена законодательно. С указанной даты пониженные тарифы применяются только к выплатам, производимым аптечными организациями и предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, в пользу физлиц, которые имеют право на занятие этой деятельностью. Выплаты прочим физлицам облагаются по общеустановленным тарифам (пп. 10 п. 4 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ и п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

1.9. Введена новая обязанность банков и установлена ответственность за ее неисполнение

С 1 января 2015 г. у банков появится новая обязанность. В течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса от органа контроля за уплатой страховых взносов они должны будут предоставлять справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей (ч. 6.1 ст. 24 Закона N 212-ФЗ). Документы названные органы смогут запросить (в установленном порядке и форме) при проведении проверок плательщиков страховых взносов и при вынесении решения о взыскании взносов (пеней, штрафов) за счет денежных средств плательщика в банках (ч. 6.2 и 6.3 ст. 24 Закона N 212-ФЗ).

За непредставление указанных справок и выписок с банков будет взыскиваться штраф в размере 20 тыс. руб. Такая же ответственность предусмотрена за нарушение срока представления этих документов и за недостоверность содержащихся в них сведений (ст. 49.1 Закона N 212-ФЗ).

1.10. Отменена обязанность уведомлять фонды о создании или закрытии обособленного подразделения

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ организации должны сообщать в органы контроля о создании или закрытии обособленного подразделения. Сообщение следует подавать в отделения ПФР и ФСС РФ по месту нахождения головной компании в течение месяца со дня создания (закрытия) (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, Письмо Минздравсоцразвития от 09.09.2010 N 2891-19). С 2015 г. такой обязанности не будет.

 

2. Минтруд разъяснил отдельные вопросы, связанные с начислением взносов

Названия документов:

Письмо Минтруда России от 13.05.2014 N 17-4/ООГ-367

Письмо Минтруда России от 17.04.2014 N 17-4/В-158

Письмо Минтруда России от 11.04.2014 N 17-3/В-151

Письмо Минтруда России от 22.01.2014 N 17-3/В-19

Письмо Минтруда России от 24.01.2014 N 17-3/В-25

Письмо Минтруда России от 20.01.2014 N 17-3/В-15

Письмо Минтруда России от 20.01.2014 N 17-3/В-13

Комментарий:

Вопросы начисления и уплаты страховых взносов урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон о взносах). Рассмотрим ряд разъяснений Минтруда России в отношении отдельных положений данного Закона и иных норм законодательства о страховых взносах.

2.1. Компенсация за задержку заработной платы

По мнению Минтруда России, изложенному в Письме от 22.01.2014 N 17-3/В-19, компенсация за задержку заработной платы облагается страховыми взносами. В обоснование своей позиции ведомство ссылается на то, что данная выплата не указана в ст. 9 Закона о взносах. Напомним, что в силу ч. 1 ст. 7 Закона о взносах объектом обложения взносами являются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисленные работодателем в пользу физлица в рамках трудовых отношений. Выплаты, которые не облагаются взносами, предусмотрены ст. 9 Закона о взносах.

Отметим, что компетентные органы и раньше придерживались аналогичной точки зрения (см., например, Письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19, направленное Письмом ФСС РФ от 13.04.2011 N 14-03-11/08-3338). Однако она является спорной.

К выплатам, не облагаемым страховыми взносами, относятся законодательно установленные компенсации, связанные с выполнением физлицом трудовых обязанностей (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о взносах). Согласно ст. 236 ТК РФ, если нарушен срок выплаты зарплаты, работодатель обязан перечислить сотруднику, в частности, проценты в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 10.12.2013 N 11031/13 отметил следующее: поскольку названная компенсация выплачивается в силу закона физлицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей и обеспечивает дополнительную защиту его трудовых прав, эта сумма не должна облагаться страховыми взносами.

Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды, Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование и Практическом пособии по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

2.2. Выплаты в рамках трудовых отношений

Как отмечает Минтруд России, согласно ч. 1 ст. 7 Закона о взносах к объектам обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты работникам, производимые работодателем в силу наличия трудовых отношений, а не только плата за труд. Исключение составляют выплаты, указанные в ст. 9 Закона о взносах. На этом основании ведомство приходит к выводу, что взносами облагаются в том числе следующие суммы:

- предусмотренное коллективным договором возмещение работнику стоимости проезда от места жительства до места работы и обратно (Письмо от 13.05.2014 N 17-4/ООГ-367);

- сумма оплаты за работника парковки его личного транспорта, не используемого в служебных целях (Письмо от 17.04.2014 N 17-4/В-158);

- частичная компенсация работникам платы за то, что они или их несовершеннолетние дети пользуются спортивными сооружениями во время занятий в абонементных группах или группах здоровья (Письмо от 20.01.2014 N 17-3/В-13);

- частичная компенсация стоимости стоматологических услуг (Письмо от 20.01.2014 N 17-3/В-13);

- компенсация стоимости санаторно-курортных и туристических путевок работников (Письмо от 20.01.2014 N 17-3/В-13);

- компенсация платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях (Письмо от 20.01.2014 N 17-3/В-13);

- материальная помощь одиноким родителям, вдовам (вдовцам), воспитывающим детей без супруга, а также работникам, имеющим на иждивении ребенка-инвалида (Письмо от 20.01.2014 N 17-3/В-13).

Однако судебная практика складывается иначе. Так, Президиум ВАС РФ неоднократно указывал в Постановлениях (например, от 03.12.2013 N 10905/13, от 14.05.2013 N 17744/12), что выплаты социального характера, которые не являются стимулирующими и не зависят от квалификации сотрудника, сложности, качества, условий выполнения работы, не относятся к оплате труда и не признаются объектом обложения страховыми взносами по смыслу ч. 1 ст. 7 Закона о взносах. По мнению Президиума ВАС РФ, это касается, в частности, установленных коллективным договором единовременных выплат в связи с выходом на пенсию, материальной помощи одиноким матерям (отцам) и стипендий по ученическим договорам. В свою очередь, суды кассационной инстанции признают не облагаемыми взносами выплатами социального характера оплату работодателем аренды помещений для сотрудников, приглашенных из другой местности, компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении, оплату санаторно-курортных путевок работников, предоставление сотрудникам бесплатного питания и другие выплаты.

Следует отметить, что некоторые выплаты, упомянутые Минтрудом России в рассматриваемых Письмах, указанное ведомство также называет социальными. Соответственно, работодатель может не уплачивать взносы с выплат социального характера, установленных в коллективном договоре. В этом случае, скорее всего, он отстоит свою позицию в суде.

Дополнительные материалы, касающиеся обложения взносами компенсаций расходов сотрудника, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды. Подробнее об исчислении страховых взносов с сумм, составляющих социальный пакет работника, см. в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование.

2.3. Определение полной и частичной занятости при исчислении взносов по доптарифам

Дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ст. 58.3 Закона о взносах, применяются организациями в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, которые заняты на работах, перечисленных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (далее - работы с особыми условиями труда).

Минтруд России разъяснил следующее: если работник признается полностью занятым на работе с особыми условиями труда, взносами по доптарифам облагаются все выплаты, начисленные в его пользу в конкретном месяце, независимо от того, к какому периоду они относятся (например, премии за прошлые периоды или отпускные). При частичной занятости работника как на указанных работах, так и на работах с нормальными условиями труда страховые взносы в отношении суммы всех выплат в его пользу исчисляются по доптарифам пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на работах с особыми условиями труда. Напомним, что данную точку зрения компетентные органы высказывали и ранее (см., например, Письмо Минтруда России от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105, направленное Письмом ПФР от 28.06.2013 N ТМ-30-26/9649).

Кроме того, в Письмах от 11.04.2014 N 17-3/В-151 и от 24.01.2014 N 17-3/В-25 Минтруд России указал периоды, когда работник, занимающий должность на работе с особыми условиями труда, считается полностью занятым. К ним, в частности, относятся:

- период временного перевода на работу с нормальными условиями труда, если он включается в стаж для досрочного назначения пенсии по старости. Напомним, что порядок исчисления такого стажа установлен Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516;

- время межвахтового отдыха;

- очередной оплачиваемый отпуск;

- праздничные дни.

Полностью занятым на работе с особыми условиями труда сотрудник считается и в том случае, если в течение месяца он несколько дней находился в учебном отпуске и несколько дней отсутствовал на работе в связи с временной нетрудоспособностью (Письмо Минтруда России от 24.01.2014 N 17-3/В-25). Отметим, что из Письма Минтруда России от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105 следует иной вывод: период учебного отпуска не включается в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, соответственно, в это время работник не признается занятым на работах с особыми условиями труда.

Подробнее по вопросу применения доптарифов взносов см. в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование и Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

2.4. Расчет страховых взносов по доптарифам при увольнении сотрудника

В Письме Минтруда России от 24.01.2014 N 17-3/В-25 рассмотрен вопрос исчисления страховых взносов по доптарифам в отношении выплат уволенному работнику. По мнению ведомства, в этом случае имеет значение его занятость в месяце увольнения. Если в течение данного месяца сотрудник был полностью занят на работах с особыми условиями труда, дополнительные тарифы взносов применяются в отношении всех выплат, начисленных в его пользу после увольнения, независимо от того, за какой период они производятся. В случае если в месяце увольнения работник был частично занят на работах с особыми условиями труда, взносы по доптарифам исчисляются со всех выплат пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих вредных и опасных работах.

Однако из названного Письма непонятно, что имеется в виду под полной и частичной занятостью работника в месяце увольнения. У работодателя, трудовой договор с которым прекращается, сотрудник может работать не полный месяц. Следовательно, не ясно, за какой период определяется занятость работника: за календарный месяц целиком (включая дни, когда сотрудник уже не работает) либо с начала календарного месяца по день увольнения. Возможно, Минтруд России направит дополнительные разъяснения по данному вопросу.

2.5. Пенсионные взносы при получении в 2013 г. иностранцем вида на жительство

В Письме от 20.01.2014 N 17-3/В-15 Минтруд России разъяснил, как нужно уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование в отношении иностранного гражданина, который в течение расчетного периода 2013 г. получил вид на жительство (т.е. временно проживавшего в России гражданина, который получил в указанном году статус постоянно проживающего).

В силу ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон о пенсионном страховании) суммы пенсионных взносов в отношении иностранных граждан, постоянно проживающих в России, распределяются в зависимости от их года рождения. В отношении временно проживающих в РФ иностранцев указанные взносы перечисляются независимо от года рождения.

Напомним, что с 2014 г. страхователи перечисляют пенсионные взносы в отношении любых лиц на основании единого расчетного документа, т.е. без распределения сумм на финансирование страховой и накопительной частей пенсии (ст. 22.2 Закона о пенсионном страховании). Такое распределение осуществляет ПФР. Подробнее об этом см. в Практическом комментарии основных изменений налогового законодательства с 2014 года.

Минтруд России указал, что в 2013 г. взносы на финансирование накопительной части пенсии должны были перечисляться с момента получения иностранным гражданином статуса постоянно проживающего в России. В месяце получения вида на жительство взносы на накопительную часть пенсии уплачивались только с выплат, начисленных со дня изменения статуса до конца месяца.

Ведомство отметило, что база для начисления пенсионных взносов в отношении иностранца, получившего вид на жительство в 2013 г., независимо от изменения его статуса определяется в общеустановленном порядке нарастающим итогом с начала расчетного периода.