ЗАО "КонсультантПлюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Обновлена форма справки о состоянии расчетов по налогам

2. При расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости учитывается период владения объектом

3. Разъяснен порядок расчета показателя Д1 при выплате депозитарием дивидендов российскому юрлицу

4. Порядок уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в Крыму и Севастополе

5. Конституционный Суд: при осуществлении розничной торговли с применением ЕНВД уплачивать НДС не нужно

 

Комментарии

1. Минфин: потери от недостачи ТМЦ не учитываются в расходах, если нормы естественной убыли не утверждены

 

 

Новости

 

1. Обновлена форма справки о состоянии расчетов по налогам

Приказ ФНС России от 21.04.2014 N ММВ-7-6/245@ "Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи"

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан по запросу налогоплательщика предоставить ему справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (далее - справка о состоянии расчетов). Рассматриваемым Приказом ФНС России утвердила новую форму этой справки. Установлены также порядок ее заполнения и формат ее представления в электронной форме. Новые нормы вступят в силу по истечении 10 дней с даты опубликования комментируемого Приказа, однако на момент подготовки материала он не был опубликован. До вступления в силу указанных положений используется форма справки о состоянии расчетов, утвержденная Приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@.

Рассмотрим подробнее некоторые нововведения.

Справка о состоянии расчетов теперь содержит примечание, согласно которому она не является документом, подтверждающим исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов и процентов. Напомним, что в соответствии с редакцией пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ, действующей с 24 августа 2013 г., наряду со справкой о состоянии расчетов инспекция должна представлять налогоплательщику справку об исполнении обязанности по уплате налогов и иных названных сумм. Ранее Пленум ВАС РФ и Президиум ВАС РФ отмечали, что справка о состоянии расчетов не может быть достаточным доказательством наличия у налогоплательщика недоимки, если он не согласен с отраженными в ней суммами. Кроме того, некоторые арбитражные суды приходят к выводу, что указанная справка сама по себе не является доказательством наличия у налогоплательщика налогоплательщик имеет переплату по налогам и налоговым санкциям. За налогоплательщиком числится долг по НДС и пеням. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку налогоплательщик не доказал наличия переплаты, подлежащей возврату, соблюдения сроков, установленных ст. 78 НК РФ. Дополнительно: Справка о состоянии расчетов с бюджетом при отсутствии иных первичных документов, подтверждающих излишнюю уплату налогов, не является доказательством поступления излишне уплаченных сумм налогов в соответствующий бюджет и не подтверждает факта их излишней уплаты." > переплаты. Подборку судебных решений по вопросу правомерности подтверждения недоимки или переплаты справкой о состоянии расчетов и актами сверки при отсутствии иных документов см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Кроме того, в новой форме справки о состоянии расчетов суммы процентов, приостановленные к взысканию, указываются в графе 10 отдельной строкой. Ранее данные суммы не выделялись.

Также внесен ряд технических правок в порядок заполнения формы справки и формат ее представления по телекоммуникационным каналам связи.

 

2. При расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости учитывается период владения объектом

Письмо ФНС России от 19.05.2014 N БС-4-11/9523@

Налог на имущество в отношении объектов недвижимости, база по которым определяется как их кадастровая стоимость, следует исчислять за полные месяцы нахождения таких объектов в собственности налогоплательщика. Данное разъяснение ФНС России касается тех российских компаний, которые приобрели указанные объекты в течение 2014 г. Напомним, что уплата налога на имущество исходя из кадастровой стоимости по некоторым объектам введена с 1 января 2014 г. Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года и Практическое пособие по налогу на имущество организаций.

Вместе с тем в Налоговом кодексе РФ не содержится предложенного ФНС России порядка исчисления налога на имущество в рассматриваемой ситуации. Изменения в п. 5 ст. 382 НК РФ внесены, но вступят в силу лишь 1 января 2015 г. ( п. 12 ст. 2, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ). В настоящее время согласно указанной норме исчисление налога (авансового платежа по налогу) исходя из кадастровой стоимости объекта с учетом коэффициента предусмотрено только в случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права собственности на недвижимость иностранных организаций. Названный коэффициент рассчитывается как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты находились в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Аналогичный порядок ФНС России предлагает использовать российским организациям при исчислении налога на имущество по отдельным объектам недвижимости, приобретенным (проданным) в течение текущего года, до вступления в силу соответствующих норм.

 

3. Разъяснен порядок расчета показателя Д1 при выплате депозитарием дивидендов российскому юрлицу

Письмо Минфина России от 22.04.2014 N 03-08-05/18518

Налоговый агент при выплате дивидендов российским организациям удерживает налог на прибыль, который рассчитывается по установленной в п. 5 ст. 275 НК РФ формуле. В ней используются Д1 - показатель общей суммы дивидендов, подлежащей распределению российской организацией в пользу всех получателей, а также коэффициент К. Последний исчисляется как отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика-получателя, к общей сумме распределяемых дивидендов. В упомянутом п. 5 ст. 275 НК РФ, в частности, указано, что значение показателя Д1 выплачивающая дивиденды российская организация обязана сообщить налоговому агенту.

С 1 января 2014 г. согласно другим разъяснениям Минфина России при выплате дивидендов именно депозитарий, а не эмитент признается налоговым агентом в том числе в отношении доходов российских организаций (подробнее см. выпуск обзора от 21.05.2014).

В рассматриваемом Письме финансовое ведомство указало, что депозитарий не обязан сообщать эмитенту информацию о количестве акционеров, являющихся резидентами и нерезидентами. При этом в показатель Д1 включается сумма дивидендов в пользу всех получателей, в том числе иностранных организаций и физлиц-нерезидентов. Аналогичный подход применяется при расчете коэффициента К.

Подробнее о порядке определения налоговым агентом подлежащей удержанию суммы налога на прибыль с дивидендов, полученных российской организацией, см. в Практическом пособии по налогу на прибыль.

 

4. Порядок уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в Крыму и Севастополе

Письмо ФНС России от 04.06.2014 N ГД-4-3/10642@ "По вопросу администрирования на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в течение переходного периода единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, установленного Законом Украины от 08.07.2010 N 2464-VI"

Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в 2014 г. уплачивается согласно Закону Украины от 08.07.2010 N 2464-VI "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование". Такой порядок сохранится до изменения нормативно-правового регулирования в отношении данного взноса либо до окончания переходного периода, т.е. до 1 января 2015 г. Дело в том, что единый взнос не входит в систему налогообложения Украины. Соответственно, на него не распространяются правила применения в Крыму и Севастополе российского налогового законодательства (за исключением норм о земельном налоге и госпошлине) в переходный период. Эти правила установлены Законом г. Севастополь от 18.04.2014 N 2-ЗС и Положением, утвержденным Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14.

Функции по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование возложены на налоговые службы Республики Крым и г. Севастополя. Для уплаты взноса Казначейским службам указанных субъектов РФ в ЦБ РФ открыты специальные счета. Их номера приведены в Приложении 3 к рассматриваемому письму. Лица, являющиеся в соответствии с упомянутыми правовыми актами данных субъектов РФ плательщиками единого взноса и открывшие счета в отделениях российских банков, осуществляют платежи по форме платежного поручения в стандартах ЦБ РФ. По порядку заполнения реквизитов поручение адаптировано к украинскому платежному документу. Примеры заполнения формы содержатся в Приложениях 1 и 2 к комментируемому письму. ФНС России отметила, что в качестве идентификационного кода в реквизитном составе такого поручения (поле "Назначение платежа") в поле N 3 плательщики единого взноса должны указывать ИНН, присвоенный им при постановке на учет в налоговых органах РФ.

 

5. Конституционный Суд: при осуществлении розничной торговли с применением ЕНВД уплачивать НДС не нужно

Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П

На плательщика ЕНВД, который торгует в розницу и не выставляет покупателям счетов-фактур, действующее законодательство не возлагает обязанности по уплате в бюджет НДС. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ (далее - КС РФ), проанализировав положения п. п. 6 и 7 ст. 168 и п. 5 ст. 173 НК РФ. Указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ, а принятые по делу решения арбитражных судов - подлежащими пересмотру. Обратим внимание, что спорная ситуация относится к периоду, когда переход на применение ЕНВД был обязательным (до 2013 г.).

Организация, применяя общую систему налогообложения, осуществляла розничную торговлю и выдавала покупателям кассовые чеки. Она исчисляла и декларировала НДС в соответствии с правилами используемой системы налогообложения. Однако по результатам выездной проверки налоговый орган пришел к выводу, что деятельность налогоплательщика требует использования ЕНВД. Доначислив единый налог, инспекция обязала компанию уплатить и НДС. Такое решение налогового органа арбитражные суды признали правомерным, поскольку организация, не являющаяся плательщиком НДС, определила данный налог расчетным путем, указала его в декларации и получила его от покупателей.

КС РФ отметил, что обязанность выставлять счета-фактуры распространяется на всех плательщиков НДС. Вместе с тем при розничной продаже товаров населению существует своя специфика. Согласно п. п. 6 и 7 ст. 168 НК РФ налог включается в цену товара, а выдача кассового чека приравнивается к выставлению счета-фактуры. Приведенные положения не содержат оговорок о возможности их распространения на лиц, освобожденных от уплаты НДС (в том числе плательщиков ЕНВД). Следовательно, при осуществлении розничной торговли выдача кассового чека не порождает обязанности таких лиц исчислять и уплачивать НДС.

Вместе с тем лица, не являющиеся плательщиками НДС, и лица, которые освобождены от его уплаты, должны исчислить этот налог, если они выставили счета-фактуры с выделением суммы налога ( п. 5 ст. 173 НК РФ). Как указал КС РФ, определяющее значение для возложения на данных лиц обязанности по уплате налога имеет выставление счетов-фактур, а не реализация товаров (работ, услуг) сама по себе. Ошибочное декларирование НДС не должно приводить к его взиманию.

Таким образом, плательщик ЕНВД, который при осуществлении розничной торговли выдает покупателям кассовый чек, а не счет-фактуру, не должен дополнительно уплачивать НДС.

 

Комментарии

 

1. Минфин: потери от недостачи ТМЦ не учитываются в расходах, если нормы естественной убыли не утверждены

Название документа:

Письмо Минфина России от 23.05.2014 N 03-03-РЗ/24762

Комментарий:

При определении базы по налогу на прибыль организация не может на основании пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ отнести к материальным расходам потери от недостачи или порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ), если нормы естественной убыли по ним не утверждены в порядке, установленном Правительством РФ. К такому выводу пришел Минфин России, отметив, что применение налогоплательщиком самостоятельно разработанных норм естественной убыли в целях налогообложения прибыли не предусмотрено.

Финансовое ведомство и ранее разъясняло, что потери от недостачи товаров в пределах норм естественной убыли при отсутствии утвержденных норм такой убыли нельзя учитывать в расходах. С данным подходом соглашалось и УФНС России по г. Москве. Подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Изложенная позиция не является бесспорной. В соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ указанные потери от недостачи или порчи материально-производственных запасов приравниваются к материальным расходам в пределах норм естественной убыли, которые утверждены в порядке, установленном Правительством РФ в Постановлении от 12.11.2002 N 814. В ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ закреплено, что до утверждения норм естественной убыли в упомянутом порядке применяются нормы естественной убыли, которые ранее были утверждены соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Если и эти нормы отсутствуют, данное обстоятельство не должно влиять на право налогоплательщика включать в расходы потери от недостачи (порчи) ТМЦ. Такой вывод косвенно подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, согласно которому сохраняющийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан и организаций.

Следовательно, организация может включить рассматриваемые потери в материальные расходы в том числе в отсутствие утвержденных в установленном порядке норм естественной убыли. Скорее всего, в этом случае ей придется отстаивать свою позицию в суде, но вероятность того, что суд ее поддержит, достаточно велика. Судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика. Например, ФАС Уральского округа в Постановлении от 12.03.2008 N А50-9624/07 посчитал правомерным в отсутствие утвержденных в надлежащем порядке норм естественной убыли включить потери от порчи ТМЦ в расходы в соответствии с методикой, установленной на предприятии. Подробнее о практике арбитражных судов см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.