Бойкова Татьяна, юрист, налоговый консультат, аудитор

В предыдущей статье мы рассказывали о документах, на основании которых к России присоединились Крым и Севастополь, поэтому здесь лишь отметим, что Республика Крым и город федерального значения Севастополь являются полноправными субъектами Российской Федерации, разница в настоящее время состоит лишь в том, что на территориях этих регионов до 01 января 2015 года установлен переходный период, в течение которого все вопросы, отнесенные к теме налогообложения, то есть установление, введение и взимание налогов и сборов, в том числе установление налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами Крыма и города Севастополя (Письмо от 29.04.2014 N 03-07-15/20060). В этой связи  возникает много вопросов: как привести в соответствие с российским законодательством учредительные документы, нужно ли закрывать действующие компании и регистрировать новые или необходимо будет пройти перерегистрацию, можно ли применять упрощенную систему налогообложения или пока это запрещено? Это всего лишь несколько вопросов из множества, которые необходимо будет решить крымским предпринимателям, рассмотрим некоторые из них.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели. Без сомнений, определение их правового статуса на сегодняшний день является одним из самых основных и важных вопросов.

На основании пункта 8 письма ФНС России, предприятия и организации, функционирующие на территориях Крыма и Севастополя на день принятия этих субъектов в состав РФ, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации (Письмо ФНС России от 02.04. 2014 г. N СА-4-14/6035 "О регистрации и перерегистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в переходный период").

На сегодняшний день принят федеральный закон, который вступит в силу 01 июля 2014 года и на основании которого будет осуществляться урегулирование правового статуса юридических лиц (ФЗ от 05.05.2014 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"). Так, организации, созданные по законодательству Украины и имеющие место нахождения постоянно действующего исполнительного (либо иного) органа или лица, которое вправе действовать от имени организации без доверенности на территориях Крыма и Севастополя на день принятия в Россию новых субъектов, вправе выбрать, как участвовать в отношениях гражданского оборота.

Первый вариант. В период с 01 июля 2014 года по 01 января 2015 года, юридические лица могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту «ЕГРЮЛ»). При чем коммерческие организации и некоммерческие организации сохраняют свои цели создания (извлечение или не извлечение прибыли).
 
Внесение сведений в ЕГРЮЛ осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которые установлены ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", путем подачи заявления по установленной форме. На сегодняшний день форма заявления находится в стадии разработки.
 
Компании, которые выбрали для своей работы этот вариант определения правового статуса, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в ЕГРЮЛ, при этом их личным законом (статья 1202 ГК РФ) становится право Российской Федерации.

Отметим, что внесение в ЕГРЮЛ изменений в учредительные документы, не является реорганизацией юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 «Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица» ГК РФ.
    
Второй вариант. Этот вариант в своей работе будут использовать те организации, которые до 01 января 2015 года не обратятся с заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ. Такие юридические лица обязаны будут приобрести статус филиала (представительства) иностранного юридического лица на основании действующего законодательства РФ и только с этого момента у них возникнет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Что касается физических лиц, проживающих на территориях Крыма и Севастополя и имеющих статус предпринимателя (ИП) на день принятия в РФ новых субъектов, то они могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территориях Крыма и Севастополя до окончания переходного периода (01.01.2015г.) или до принятия соответствующих нормативных правовых актов без каких-либо изменений. Но для осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица в иных субъектах РФ (не Крыма и Севастополя) необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ. При этом наличие у физического лица статуса предпринимателя, полученного по законодательству, действовавшему на территориях Республики Крым и города Севастополя до принятия их в состав РФ, не является ограничением для регистрации такого физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по законодательству РФ.

И для юридических лиц и для ИП, документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРП являются:

    - при создании юридического лица (в том числе путем реорганизации) и государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - свидетельство о государственной регистрации с приложением листа записи;

    - в иных случаях внесения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - лист записи (Приказ ФНС России от 13 ноября 2012г. N ММВ-7-6/843@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей").

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Возможность и порядок применения упрощенной системы налогообложения для организаций, созданных по законодательству Украины, разъяснены Письмами ФНС о применении упрощенной системы налогообложения в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе (Письмо ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/8232@, Письмо ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/8231@).

Мы помним, что на территории Крыма и Севастополя российское налоговое законодательство применяется с 1 января 2015г. До этой даты налоговые правоотношения в Крыму регулируются его нормативно-правовыми актами.

В переходный период в отношении юрлиц, местом нахождения которых является Крым и Севастополь, и ИП, проживающих на его территории, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, российское налоговое законодательство применяется со дня внесения сведений в реестры.

В силу НК РФ организации и ИП применяют УСН наряду с другими режимами налогообложения. Указанные лица добровольно переходят на УСН или возвращаются к иным налоговым режимам в установленном порядке.

Вновь созданное юрлицо и зарегистрированный ИП вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в инспекции. В этом случае они признаются плательщиками УСН с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет.

Объект налогообложения налогоплательщик выбирает самостоятельно, если это «доходы», то применяется ставка 6%, если «доходы минус расходы» — 15%.

Для налогоплательщиков с объектом «доходы минус расходы» субъекты Федерации вправе устанавливать дифференцированные ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий плательщиков. Они утверждаются законом региона.

В целях установления пониженных ставок для крымских плательщиков УСН ФНС России поручило УФНС России по Крыму довести до Госсовета Крыма информацию о возможности принятия соответствующего закона.

Патентная система налогообложения (ПСН)

Патентная система относится к специальным налоговым режимам, установленным НК РФ (пп. 5 п. 2 ст. 18 НК РФ). Возможность применения ПСН на территории города федерального значения Севастополя разъясняет ФНС России в своем письме от 07.05.2014 N ГД-4-3/8788@. Она применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. Принципы применения ПСН теже, что и при применении УСН, то есть если ИП в переходный период, зарегистрировался в качестве российского предпринимателя, то вместе с этим статусом, он приобретает право применять ПСН.

Согласно пункту 7 статьи 346.43 НК законами субъектов РФ устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. В целях предоставления севастопольским предпринимателям возможности применения ПСН ФНС России поручает УФНС России по Севастополю довести до Законодательного Собрания Севастополя информацию о возможности принятия закона о введении ПСН в Севастополе.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Независимо от времени фактического нахождения в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих 18 марта 2014 года, налоговыми резидентами Российской Федерации на указанную дату и до 1 января 2015 года признаются все физические лица, имевшие постоянное место жительства в Республике Крым и оставшиеся на постоянное жительство в РФ, а также военнослужащие Вооруженных Сил РФ и иных органов, в которых предусмотрена военная служба и которые до 18 марта 2014 года проходили военную службу в Республике Крым, вне зависимости от их гражданства (П. 17 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14). Аналогичные нормы применяются и на территории города Севастополя (ст. 14 Закона города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС).

Применение контрольно-кассовой техники (ККТ)

Сразу скажем, что ФЗ от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" начнет действовать на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя с 1 января 2016 года (статья 7.1 Закона № 54-ФЗ). А до этой даты на территории Республики Крым и на территории города Севастополя порядок применения ККТ (регистраторов расчетных операций), а также отношений, возникающих в процессе осуществления контроля за применением ККТ (регистраторов расчетных операций), регулируются нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Данный порядок применяется с 18 марта 2014 года (ФЗ от 05.05.2014 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности").

В заключение отметим, что при перечислении налогов (сборов), вновь зарегистрированными плательщиками Крыма и Севастополя,  осуществляющими деятельность по российскому законодательству, необходимо использовать форму документа, утвержденную ЦБ РФ (Положение от 19.06.2012 г. N 383-П). Платежное поручение необходимо заполнять в соответствии с приказом Минфина России от 12.11.2013 г. N 107н. В реквизите 105 "ОКТМО" нужно указывать 8-разрядное значение кода ОКТМО (Информация ФНС от 06.05.2014 г. "Утвержден порядок заполнения платежных поручений вновь зарегистрированными налогоплательщиками Республики Крым и Севастополя").