Источник: КонсультантПлюс

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. С 1 июня предприниматели могут не вести кассовую книгу и не оформлять кассовые документы

2. Указаны коды, которые отражаются в декларации по НДС для отдельных льготных операций

3. Утвержден новый порядок представления бухотчетности в орган Росстата

4. Для применения освобождения от НДС лимит выручки считается только по облагаемым операциям

5. ФНС высказалась по поводу проведения допроса вне рамок налоговых проверок

6. Расходы на спецоценку можно возместить за счет начисленных в ФСС взносов

7. Расчеты в Крыму и Севастополе регулируются законодательством РФ уже с 1 июня

 

Комментарии

1. ФНС: вычет НДС по исправленному УПД заявляется в периоде получения такого документа

2. ФНС: передача имущества в счет выплаты дивидендов облагается НДС

 

 

Новости

 

1. С 1 июня предприниматели могут не вести кассовую книгу и не оформлять кассовые документы

Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"

1 июня 2014 г. вступило в силу большинство положений нового порядка ведения кассовых операций (п. 8 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, далее - Указание). Прежний порядок утратил силу (п. 8.2 Указания).

С этой даты предприниматели, которые в соответствии с налоговым законодательством РФ ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, могут не оформлять кассовые документы и не вести кассовую книгу (п. п. 4.1, 4.6 Указания).

Кроме того, такие лица могут не устанавливать лимит остатка наличных денег (п. 2 Указания). Данное право предоставлено и субъектам малого предпринимательства.

В новом порядке установлены требования к программно-техническим средствам, которые могут применяться при ведении кассовых операций. Так, программно-технические средства, предназначенные для приема банкнот Банка России, должны иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков этих банкнот, перечень которых установлен нормативным актом Банка России (абз. 5 п. 4 Указания). Данное положение вступает в силу с 1 января 2015 г. (п. 8.1 Указания).

Отметим, что в новом порядке есть и иные отличия от прежнего порядка. В частности, новый порядок не содержит требования о распечатывании предусмотренных Указанием документов, которые оформлены в электронном виде (п. 4.7 Указания). При этом документы в электронном виде оформляются с применением технических средств с учетом обеспечения их защиты от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации. Такие документы должны быть подписаны электронными подписями в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (п. 4.7 Указания).

 

2. Указаны коды, которые отражаются в декларации по НДС для отдельных льготных операций

Письмо ФНС России от 22.05.2014 N ГД-4-3/9927@

В 2013 г. был принят ряд законов, по которым расширялись перечни операций, не признаваемых объектом обложения НДС, и операций, освобождаемых от данного налога. В соответствии с Порядком заполнения декларации по НДС, утвержденным Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н (далее - Порядок), названные операции должны отражаться в разделе 7 декларации. При этом в графе 1 по строке 010 указывается код операции согласно приложению N 1 к Порядку (п. 44.2 Порядка). В настоящее время в данном Приложении не содержатся сведения по новым не облагаемым (освобождаемым от обложения) НДС операциям. До внесения соответствующих изменений ФНС России рекомендует налогоплательщикам отражать следующие коды:

- 1010818 и 1010819 - для операций по передаче олимпийских объектов в пользование и в собственность (пп. 9.1 и 9.2 п. 2 ст. 146 НК РФ);

- 1010820 - для операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), связанных с проведением в России чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. (пп. 13 п. 2 ст. 146 НК РФ);

- 1010226 - при оказании услуг по организации и проведению азартных игр (пп. 28 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- 1010227 - при оказании услуг по доверительному управлению пенсионными накоплениями и иными средствами застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата (пп. 29 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- 1010228 - для операций по уступке либо переуступке прав (требований) по обязательствам, возникающим на основании ФИСС, реализация которых освобождается от налогообложения (пп. 30 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- 1010229 - для операций, осуществляемых в рамках клиринговой деятельности (пп. 15.2 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Следует отметить, что нормы, которые касаются операций, связанных с проведением Олимпийских игр, чемпионата мира по футболу, Кубка конфедераций и азартных игр, действуют с 1 октября 2013 г., а остальные - с 1 января 2014 г.

Подробнее о порядке заполнения отчетности см. в Практическом пособии по НДС.

 

3. Утвержден новый порядок представления бухотчетности в орган Росстата

Приказ Росстата от 31.03.2014 N 220

6 июня 2014 г. вступает в силу новый Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденный рассматриваемым Приказом Росстата (далее - Порядок). От ранее действовавшего он отличается незначительно.

Например, указано, что вместе с бухотчетностью необходимо представлять аудиторское заключение. Это правило применяется в тех случаях, когда годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. Следует отметить, что ранее аналогичным положением была дополнена ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (подробнее об этом см. выпуск обзора от 09.01.2014). Пункт 7 Порядка, в соответствии с которым регулируются сроки представления аудиторского заключения, также дублирует указанную норму: заключение подается вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, следующего за отчетным.

Кроме того, п. 5 Порядка содержит новое требование: отчетность должна быть представлена с указанием контактной информации, которая позволит оперативно связаться с представителями хозяйствующего субъекта. Такими сведениями могут быть номер телефона или адрес электронной почты.

Подробнее о порядке представления бухотчетности см. в Практическом пособии по годовой бухгалтерской отчетности - 2013.

 

4. Для применения освобождения от НДС лимит выручки считается только по облагаемым операциям

Письмо ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@ "О порядке определения выручки для целей применения ст. 145 НК РФ"

Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только по операциям, облагаемым НДС. Такой вывод содержится в рассматриваемом Письме ФНС России, согласованном с Минфином России.

Напомним, что организации и предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ). Вопрос о том, учитываются ли при расчете выручки суммы, поступившие от не облагаемой НДС реализации, является спорным. См. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

В рассматриваем Письме ФНС России приводит позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 27.11.2012 N 10252/12. Согласно этой позиции сумма выручки должна рассчитываться только по облагаемым НДС операциям по реализации.

Налоговое ведомство отмечает, что в ст. 145 НК РФ не предусмотрено исключение из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), сумм по операциям, не подлежащим обложению НДС либо не признающимся объектом обложения по этому налогу.

Однако поскольку постановления Президиума ВАС РФ представляют сложившуюся судебную практику, налоговым органам следует руководствоваться названным Постановлением при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в данном случае.

Отметим, что Минфин России в Письме от 24.01.2014 N 03-11-10/2510 указывал на возможность внесения в п. 1 ст. 145 НК РФ уточнения в части определения суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг). Суть изменения заключается в необходимости учитывать при расчете размера выручки суммы, которые получены как от облагаемых, так и от не облагаемых НДС операций.

 

5. ФНС высказалась по поводу проведения допроса вне рамок налоговых проверок

Письмо ФНС России от 23.04.2014 N ЕД-4-2/7970@

ФНС России сообщила, что Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок.

Однако ведомство обращает внимание на то, что использование таких доказательств признается судами неправомерным в силу ст. 68 АПК РФ. В подтверждение этого вывода ФНС России приводит судебную практику.

Данные доказательства признаются допустимыми только в случае, если в рамках налоговой проверки налоговый орган принял все необходимые меры для их получения в пределах своих полномочий.

Кроме того, ФНС России указала, что налоговый орган при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные до ее начала в установленном Налоговым кодексом РФ порядке. Это правомерно в соответствии с нормой абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ. Аналогичный вывод есть в п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.

Судебную практику по вопросу, являются ли допустимыми доказательствами протокол допроса или объяснения свидетеля, составленные вне рамок налоговой проверки, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Также см. ситуацию "Может ли в качестве доказательства по налоговой проверке использоваться протокол допроса, проведенного за рамками срока проверки?" в Практическом пособии по налоговым проверкам.

 

6. Расходы на спецоценку можно возместить за счет начисленных в ФСС взносов

Приказ Минтруда России от 20.02.2014 N 103н "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации"

Согласно рассматриваемому Приказу внесены изменения в нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ. Поправки направлены на приведение их положений в соответствие с действующим законодательством, в частности, в связи с тем, что с 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда. Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года. Приказ вступит в силу 8 июня 2014 г.

Так, в новой редакции изложены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, далее - Правила). Указанными Правилами предусмотрен, среди прочего, порядок возмещения за счет страховых взносов в ФСС РФ расходов на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с новой редакцией Правил могут быть возмещены расходы на проведение специальной оценки условий труда. Порядок возмещения расходов на предупредительные мероприятия, установленный в старой редакции Правил, рассмотрен в Практическом пособии по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

 

7. Расчеты в Крыму и Севастополе регулируются законодательством РФ уже с 1 июня

Федеральный конституционный закон от 27.05.2014 N 7-ФКЗ

Согласно указанному Закону изменена дата, с которой произведение расчетов между юрлицами и расчетов с участием физлиц в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе регулируется законодательством РФ. Такое регулирование осуществляется с 1 июня 2014 г., а не с 1 января 2015 г., как было предусмотрено ранее. Соответствующие изменения внесены в ч. 5 ст. 16 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (далее - Закон N 6-ФКЗ). Кроме того, сокращен переходный период, в течение которого разрешалось использование гривны в наличных и безналичных расчетах. Теперь он установлен до 1 июня 2014 г. Напомним, в предыдущей редакции ч. 2 ст. 16 Закона N 6-ФКЗ данный период был предусмотрен до 1 января 2016 г.

Таким образом, с 1 июня 2014 г. в Крыму и Севастополе гривна признается иностранной валютой и на расчеты в гривнах (в наличной и безналичной формах) распространяется соответствующий правовой режим, предусмотренный законодательством РФ. С указанной даты обмен гривны на рубли производится по курсу, установленному кредитными организациями, которые действуют в Крыму и Севастополе (ч. 6 ст. 16 Закона N 6-ФКЗ в новой редакции).

Дополнительно о правовом регулировании денежного обращения в Крыму и Севастополе в переходный период см. также в выпуске обзора от 2 апреля 2014 г.

Помимо прочего рассматриваемым Законом установлено полномочие Банка России до 1 января 2016 г. принимать в рамках своей компетенции обязательные для органов госвласти (как федеральных, так и региональных), органов местного самоуправления и всех юридических и физических лиц акты, которые не предусмотрены ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Случаи, когда ЦБ РФ может реализовать это полномочие, должны быть предусмотрены федеральными законами, которые регулируют отношения по принятию Крыма и Севастополя в состав России. Данное положение закреплено в новой ст. 18.1 Закона N 6-ФКЗ.

Также внесены изменения, касающиеся проведения выборов в законодательные органы власти указанных субъектов РФ.

 

 

Комментарии

 

1. ФНС: вычет НДС по исправленному УПД заявляется в периоде получения такого документа

Название документа:

Письмо ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7593

Комментарий:

В комментируемом Письме ФНС России разъяснила некоторые вопросы, связанные с применением универсального передаточного документа (далее - УПД). В частности, рассмотрен вопрос о регистрации УПД в книге продаж, о его использовании для определения даты признания доходов и расходов в целях налога на прибыль, о применении вычета НДС по исправленному УПД.

Последний из перечисленных вопросов разъясняется впервые, в то время как другие вопросы уже затрагивались налоговым ведомством (см. Приложения N 5, 6 к Письму ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@).

ФНС России указала, что исправленный счет-фактура (УПД) регистрируется покупателем в книге покупок и, следовательно, суммы НДС предъявляются им к вычету в том налоговом периоде, в котором получен исправленный счет-фактура (УПД), при одновременном соблюдении иных условий, предусмотренных гл. 21 НК РФ.

Если покупатель товаров (работ, услуг), имущественных прав до внесения продавцом исправлений в счет-фактуру (УПД) зарегистрировал его в книге покупок и принял сумму НДС к вычету, то покупателю необходимо внести соответствующие изменения в книгу покупок в порядке, который установлен в п. 9 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

Напомним, что согласно данному пункту исправленные счета-фактуры регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты. Это правило применяется и в том случае, если исправление вносится после окончания текущего налогового периода.

Отметим, что с выводом налогового ведомства о том, что суммы НДС предъявляются покупателем к вычету в периоде получения исправленного счета-фактуры (УПД), можно не согласиться. Возможны следующие варианты того, в каком периоде можно применить вычет по исправленному УПД:

1) вычет можно заявить в том периоде, в котором выполнены условия, необходимые для его применения. Последующее внесение исправлений в УПД не имеет значения. Судебной практики по поводу применения вычета по исправленному УПД в настоящее время нет. Однако в таком случае можно руководствоваться судебной практикой, сложившейся в отношении периода применения вычета по исправленному счету-фактуре. Напомним, что по данному вопросу существуют многочисленные разъяснения официальных органов и противоречивая судебная практика. Подробнее см. Практическое пособие по НДС и Энциклопедию спорных ситуаций по НДС;

2) период вычета зависит от существенности исправления. С 1 января 2010 г. в п. 2 ст. 169 НК РФ были внесены изменения, запрещающие отказывать налогоплательщику в вычете, если ошибки в счетах-фактурах, в том числе корректировочных, не препятствуют идентификации продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименования товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимости, а также налоговой ставки и суммы налога, предъявленной покупателю.

С учетом изложенного можно сделать следующий вывод. Если ошибки "несущественны", то исправленный УПД составлять не надо и вопрос о периоде вычета не возникает. Если же они "существенны", то необходимо составить исправленный УПД и право на вычет возникает только при его наличии. Значит, вычет можно заявить только в периоде получения исправленного документа.

Таким образом, вопрос о периоде вычета по исправленному УПД является спорным. Возможный вариант действий налогоплательщик определяет самостоятельно. При этом не исключены споры с контролирующими органами.

 

2. ФНС: передача имущества в счет выплаты дивидендов облагается НДС

Названия документов:

Письмо ФНС России от 15.05.2014 N ГД-4-3/9367@

Комментарий:

ФНС России указывает, что передача недвижимого имущества акционеру в счет выплаты дивидендов является реализацией и, следовательно, облагается НДС. Данная позиция, согласованная с Минфином России, основана на положении п. 1 ст. 39 НК РФ о том, что в некоторых случаях реализацией признается передача права собственности на товар на безвозмездной основе. Поскольку при передаче имущества имеет место переход права собственности, такие действия считаются реализацией и являются объектом обложения НДС в силу п. 1 ст. 146 НК РФ. Аналогичный подход отражен в Письме УФНС по г. Москве от 05.02.2008 N 19-11/010126.

Однако возможна иная точка зрения. Дивидендом в соответствии с п. 1 ст. 43 НК РФ признается любой доход, который получен акционером или участником при распределении прибыли пропорционально доли указанного лица в уставном (складочном) капитале. При этом доходом считается, в частности, экономическая выгода в натуральной форме (ст. 41 НК РФ). В п. 1 ст. 38 НК РФ предусмотрено, что реализация товаров (работ, услуг) и доход являются разными объектами налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, определенных уставом организации, - иным имуществом. Таким образом, право выплачивать дивиденды в неденежной форме закреплено законодательно. Из этого следует, что передача имущества в счет выплаты дивидендов не является реализацией и не признается объектом обложения НДС. В данном случае у акционера возникает доход для целей исчисления НДФЛ или налога на прибыль (пп. 1 п. 1 и пп. 1 п. 3 ст. 208 и п. 1 ст. 250 НК РФ). Аналогичный вывод содержат Постановления ФАС Уральского округа от 23.05.2011 N А07-14871/2010, от 30.08.2005 объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц.">N А76-37264/04.

Следует отметить, что если организация вопреки мнению ФНС России не включит в базу по НДС стоимость имущества, переданного в счет оплаты дивидендов, то свою позицию ей придется отстаивать в суде.