В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Установлены особенности уплаты взносов на травматизм при предоставлении персонала

2. ФНС высказалась по поводу авансовых платежей транспортного налога на дорогие авто

3. Период восстановления "Ввозного" НДС при признании корректировки налога неправомерной

4. Проведение стимулирующих лотерей регулируется законодательством о рекламе

5. Установлены правила осуществления наличных расчетов в РФ


Комментарии

1. Вопросы применения российского законодательства в Крыму и Севастополе



Новости


1. Установлены особенности уплаты взносов на травматизм при предоставлении персонала

Федеральный закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

5 мая 2014 г. на сайте www.pravo.gov.ru был размещен Федеральный закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), направленный на развитие негосударственных организаций, которые занимаются трудоустройством граждан и (или) подбором работников. Закон вступит в силу 1 января 2016 г. (ст. 7 Закона). Рассмотрим некоторые изменения.

Документ вводит запрет на заемный труд (это будет отражено в ст. 56.1 ТК РФ). Под ним понимается труд, который работник по распоряжению работодателя осуществляет в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем этого работника.

Особенности труда раб отников, направленных временно работодателем к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), будут регулироваться гл. 53.1 ТК РФ. Предоставлять такой труд будут вправе частные агентства занятости и - в ряде случаев - другие юридические лица (п. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ"). При этом в качестве первых не смогут выступать субъекты предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы (п. 8 указанной статьи). Запрет на применение УСН для таких агентств будет предусмотрен пп. 21 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Закон также дополнит ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" пунктом 2.1. В нем будут установлены особенности уплаты страховых взносов страхователями, направляющими временно своих работников по договору о предоставлении труда работников (персонала) другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям (принимающей стороне). Страховые взносы с заработка таких работников будут уплачиваться по тарифу, соответствующему основному виду экономической деятельности принимающей стороны, с учетом надбавок и скидок к нему. При этом надбавки и скидки будут устанавливаться по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически трудятся э ти сотрудники. Все необходимые для определения страхового тарифа и установления надбавок и скидок к нему сведения страхователю должна будет представлять принимающая сторона.


2. ФНС высказалась по поводу авансовых платежей транспортного налога на дорогие авто

Письмо ФНС России от 23.04.2014 N БС-4-11/7781 "О транспортном налоге"

Авансовые платежи по транспортному налогу для автомобилей стоимостью от 3 млн руб. исчисляются без повышающих коэффициентов. Применять эти коэффицие нты нужно только при расчете суммы налога за налоговый период. Данное разъяснение Минфина России (Письмо от 11.04.2014 N 03-05-04-01/16508) ФНС России направила нижестоящим налоговым органам.

С 1 января 2014 г. действует специальный порядок расчета транспортного налога для дорогих автомобилей. См. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года. В соответствии с ним налог по легковым автомобилям стоимостью от 3 млн руб. рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов (п. 2 ст. 362 НК РФ). Порядок расчета авансовых платежей по данному налогу предусмотрен п. 2.1 ст. 362 НК РФ. Поскольку этот пункт не содержит требования о применении повышающих коэффициентов, Минфин России пришел к выводу, что они при исчислении авансовых платежей не учитываются.

Однако финансовое ведомство сообщает, что в п. 2.1 ст. 362 НК РФ будут внесены поправки, поэтому, возможно, рассчитывать авансовые платежи также придется с использованием повышающих коэффициентов.


3. Период восстановления "ввозного" НДС при признании корректировки налога неправомерной

Письмо ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7606 "О направлении письма Минфина России"

Если суд признал неправомерной произведенную таможенным органом корректировку НДС, то последний обязан вернуть налог налогоплательщику. Соответственно, налогоплательщик должен скорректировать правомерно примененные ранее вычеты по НДС, который был уплачен при ввозе товаров. Минфин России указал, что суммы налог а восстанавливаются в периоде, когда решение суда вступило в силу. Это разъяснение ФНС России направила нижестоящим налоговым органам и налогоплательщикам.

Указанная позиция более выгодна налогоплательщикам, поскольку им не нужно будет подавать уточненную декларацию за период, в котором применен вычет. Ранее Минфин советовал ее представлять (см. например, Письмо от 14.11.2011 N 03-07-08/318). Однако отдельные арбитражные суды с его мнением не соглашались и не признавали восстановление налога  в данном случае исправлением ошибки или уточнением недостоверных сведен ий, требующих внесения изменений в налоговую декларацию за прошедшие налоговые периоды (см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС).


4. Проведение стимулирующих лотерей регулируется законодательством о рекламе

Письмо ФНС России от 21.04.2014 N ЕД-4-2/7598 "О доведении письма Минэкономразвития России"

ФНС России направила для сведения и использования в работе Письмо Минэкономразвития России, согласно которому проведение рекламных акций (кампаний) в виде так называемых стимулирующих лотерей регулируется Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Напомним, что с 30 января 2014 г. из Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" исключено понятие "стимулирующая лотерея". О других поправках в Закон о лотереях см. выпуск обзора от 15 января 2014 г.

Министерство аргументирует свою позицию тем, что участник стимулирующей лотереи не несет никаких имущественных рисков, в то врем я как ст. 1063 ГК РФ лотереи отнесены к основанным на риске играм. Кроме того, призовой фонд стимулирующей лотереи формируется за счет средств организатора, а участие лица является следствием приобретения товаров или услуг (т.е. заключения договора купли-продажи либо оказания услуг), что противоречит Федеральному закону от 11.11.2003 N 138-ФЗ.

Следует отметить, что точка зрения о рекламном характере стимулирующих лотерей высказывалась и раньше при рассмотрении компетентными органами вопросов их налогообложения (см., например, Письма Минфина России от 26.03.2014 N 03-04-05/13261 и от 30.11.2012 N 03-03-06/1/619, а также Письмо ФНС России от 25.06.2012 N ЕД-4-3/10338@, размещенное на официальном сайте www.nalog.ru). В связи с этим Минфин указывал, что в отношении суммы выигрыша, превышающей 4000 руб., применяется ставка НДФЛ 35 процентов, установленная абз. 2 п. 2 ст. 224 НК РФ. Что касается учета затрат на проведение стимулирующих лотерей, то они, по мнению финансового ведомства, должны признаваться в составе прочих расходов организации в порядке пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, т.е. нормироваться в числе расходов на рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.


5. Установлены правила осуществления наличных расчетов в РФ

Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов"

Согласно указанию ЦБ РФ предельный размер наличных расчетов по одному договору равен 100 тыс. руб., т.е. сохранено требование, установленное ранее Указанием Банка России от 20.06.2007 N 1843-У. При этом вводимыми правилами осуществления наличных расчетов уточняется, что ограничение распространяется также на сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тыс. руб. на дату расчетов. Лимит применяется не только в период действия договора, но и при исполнении обязательств по нему после окончания срока его действия. Ограничение на расчеты наличными обязаны использовать ю ридические лица и предприниматели. Расчеты наличными с участием физлиц, не являющихся предпринимателями, производятся без ограничения суммы.

Кроме того, уточнен перечень целей, на которые участники наличных расчетов вправе расходовать средства в рублях, поступившие в их кассы в качестве платы за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги). В их число входит, в частности, выдача наличных денег работникам под отчет и расходование средств предпринимателями на свои личные (потребительские) нужды. При этом в отношении названных затрат, а также зарплат сотрудникам и выплат социального характера установленный лимит наличных расчетов не применяется.

Следует обратить внимание еще на одно нововведение: наличные расчеты по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче или возврату займов (процентов по ним), а также при проведении азартных игр возможны, только если деньги поступили в касс у организации или предпринимателя с их банковского счета.

Особенности осуществления наличных расчетов установлены для банковских платежных агентов (субагентов).

Новые правила вступят в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования в "Вестнике Банка России". На момент подготовки материала документ опубликован не был.


Комментарии


1. Вопросы применения российского законодательства в Крыму и Севастополе

Названия документов:

Федеральный закон от 05.05.2014 N 111-ФЗ

Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ

Письмо ФНС России от 24.04.2014 N СА-4-14/8098

Письмо ФНС России от 23.04.2014 N ЗН -4-1/7818@

Письмо ФНС России от 22.04.2014 N ЕД-4-2/7674

Информация ФНС России

Комментарий:

18 марта 2014 г. в РФ образованы два новых субъекта: Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Для их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России, а также в систему органов госвласти предусмотрен переходный период с указанной даты до 1 января 2015 г.. Подробнее об этом см. выпуск обзора от 2 апреля 2014 г.

Для урегулирования отдельных вопросов применения законодательства в переходный период были приняты, в частности, Федеральные законы от 05.05.2014 N 84-ФЗ и N 111-ФЗ, размещенные 5 мая на сайте http://www.pravo.gov.ru, а также направлен ряд разъяснений ФНС России. Рассмотрим некоторые моменты.

1. Применение контрольно-кассовой техники

С 5 мая 2014 г. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" дополнен статьей 7.1, согласно которой в Крыму и Севастополе данный Закон будет применяться только с 2016 г. Таким образо м, в отношении применения ККТ переходный период будет более длительным.

После 18 марта 2014 г. на территории Крыма и Севастополя зарегистрировать можно только ККТ, сведения о которой внесены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники РФ, размещенный на сайте ФНС России (Письмо ФНС России от 22.04.2014 N ЕД-4-2/7674). Регистрация осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470. При этом регистрировать рекомендуется ККТ, которая технически позволяет передавать информацию о расчетах в инспекцию в электронном виде. Если лицо по состоянию на 18 марта 2014 г. применяет регистраторы расчетных операций, зарегистрированные в Крыму или Севастополе в соответствии с законодательством Украины, оно может продолжать использовать их и после этой даты в прежнем режиме. Допускается обновление программного обеспечения таких регистраторов.

2. Налоговые льготы для образовательных организаций

Если расположенная на территории Крыма и Севастополя организация по сост оянию на 1 января 2014 г. могла осуществлять образовательную деятельность в соответствии с законодательством Украины, то она признается имеющей лицензию на осуществление такой деятельности по соответствующим программам. Это актуально до получения организацией лицензии в порядке, предусмотренном российским законодательством, но не позднее чем 1 января 2016 г. Указанное правило закреплено ст . 4 Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ.

Напомним, что Налоговый кодекс РФ предусматривает для образовательных организаций, в частности, ряд льгот. Среди них освобождение от НДС услуг по содержанию детей в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных услуг, оказываемых некоммерческими организациями, а также право на применение нулевой ставки налога на прибыль при соблюдении определенных условий (пп. 4 и 14 п. 2 ст. 149, п. 1.1 ст. 284 НК РФ).

3. Заполнение платежных документов

ФНС России в Письме от 23.04.2014 N ЗН-4-1/7818@ указала, что в переходный период налогоплательщики Республики Крым вправе оформлять платежные поручения на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей как по украинскому законодательству, так и по законодательству РФ. При этом необходимо учитывать, в частности, следующие особенности:

- налогоплательщики, осуществляющие деятельность по законодательству Украины, используют форму платежного поручения клиента банка ПАО "ЧБРР" в стандартах платежного документа Национального банка Украины, утвержденную Приказом Минфина Республики Крым от 18.03.2014 N 60. Этим же Приказом утверждена инструкция по заполнению расчетных документов;

- налогоплательщики, осуществляющие  деятельность по законодательству Украины, но открывшие расчетные счета в отделениях российских банков, применяют адаптированную к украинскому порядку заполнения реквизитов форму платежного поручения, утвержденную Положением Центрального банка РФ от 19.06.2012 N 383-П. Кроме того, для этой и предыдущей категорий налогоплательщиков предусмотрено, каким образом заполняются коды ЕГРПОУ, классификации доходов бюджета и бюджетной территории, а также приведены реквизиты банка получателя платежа;

- вновь зарегистрированные налогоплательщики, осуществляющ ие деятельность по российскому законодательству, оформляют платежные документы в соответствии с Положением Центрального банка РФ от 19.06.2012 N 383-П, которым утверждена форма этих документов, и Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н, устанавливающим правила заполнения реквизитов. Кроме того, в Письме разъяснено, какую информацию нужно привести для идентификации плательщика и получателя средств.

В приложении к Письму приведены счета ЕКС для каждой из перечисленных категорий лиц.

Следует отметить, что налогоплательщики, зарегистрированные в Севастополе и осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Украины, так же, как аналогичные налогоплательщики Республики Крым, используют форму и порядок заполнения платежного поручения в стандартах Национального банка Украины (Информация ФНС России).

4. Постановка на учет организаций и физлиц

В Письме ФНС России от 24.04.2014 N СА-4-14/8098 затронуты вопросы регистрации налогоплательщиков, в частности обособленных подразделений российских организаций, на территории Севастополя.

Так, в нем указано, ч то российские юрлица в случае открытия в Севастополе обособленного подр азделения (за исключением филиалов и представительств) после 18 марта 2014 г. представляют в инспекцию по месту своего учета сообщение по форме N С-09-3-1, утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ (п. 3 Письма). В п. 4 Письма разъяснено, какая информация должна быть отражена в полях "код налогового органа" и "почтовый индекс" такого сообщения. В абз. 4 п. 5 Письма указано, какой день признается датой постановки российской организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения, созданного в Севастополе, в том числе в период с 1 8 марта 2014 г. до создания территориальных налоговых органов.

Российские организации будут ставиться на учет по месту нахождения обособленных подразделений, созданных в Крыму и Севастополе до 18 марта 2014 г., по истечении переходного периода или после принятия соответствующих нормативных правовых актов (абз. 5 п. 8 Письма).

Что касается физлиц, то они в переходный период (либо до принятия соответствующего нормативного акта) ставятся на учет, только если регистрируются в качестве индивидуальных предпринимател ей (п. 9 Письма). Таким лицам выдается свидетельство о постановке на учет с указанием ИНН одновременно с документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРИП.